ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Куртукова Ольга Валерьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.14.015.62

О. В. Куртукова

O. V. Kurtukova

Куртукова Ольга Валерьевна, заместитель директора по УВР, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики», г. Новокузнецк, Россия.

Kurtukova Olga Valeryevna, deputy director for educational work, Secondary school № 112 specialized in IT, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS AT SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических специальностей в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школе. Представлен анализ учебных планов и программ по подготовке бакалавриатов по направлениям 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», 44.03.01 «Педагогическое образование» Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет» с точки зрения формирования у будущих педагогов отмеченных выше компетенций.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of students’ professional competencies in the field of organization of educational research and project activities of students at schools. The relevance and necessity of the teacher's noted skills are substantiated. The analysis of programs and curricula in the direction of bachelor's degree 44.03.05 «Pedagogical education (with two training profiles)», 44.03.01 «Pedagogical education» of Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University is presented.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, профессиональные компетенции учителя.

Keywords: federal state educational standards, project activities, research, professional teachers’ competencies.

 

Запрос на формирование профессиональной компетентности у педагогов в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся заявлен еще в федеральных государственных образовательных стандартах в 2009 году. Образ выпускника, нормативно представленный в обновленных ФГОС основного общего образования (2021), федеральных образовательных программах основного общего образования (2022) дополняет представление о задачах современной школы и подчеркивает сохранение отмеченной тенденции.

В соответствии с федеральной основной общеобразовательной программой (далее – ФООП ООО) включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность (далее – УИПД) является одним из важнейших путей формирования УУД (п.25.2) [4]. В ФОП ООО отмечено, что УИПД должна быть организована во всех видах образовательных организаций при получении основного общего образования и сориентирована на формирование и развитие у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса, готовности к постоянному самообразованию, способности к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем (п.25.2.4.3). Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются важнейшими показателями уровня сформированности у школьников комплекса познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных знаний (п.25.2.4.5).

Анализ ФОП ООО показывает, что текст носит характер методических рекомендаций, которые позволяют педагогу более четко разграничить понятия «учебно-исследовательская деятельность обучающихся», «проектная деятельность обучающихся». Отмечается, что проектная и учебно-исследовательская деятельности могут быть организованы самостоятельно и носить предметный или междисциплинарный характер. Указывается, что логика решения проектных и исследовательских задач различаются, однако «при организации проектной деятельности необходимо учитывать, что в любом проекте должна присутствовать исследовательская составляющая при доказательстве актуальности, действенности и эффективности продукта» (п.25.2.4.25).

Очевидно, что эффективность организации проектной и учебно-исследовательской деятельностей обучающихся в рамках урочной или внеурочной деятельности зависит от профессиональной компетентности учителя. Нормативным ориентиром для оценивания профессиональной компетентности педагога является профессиональный стандарт. Анализ профессионального стандарта педагога позволил нам в рамках общепедагогической функции «Обучение» выделить необходимые умения, которыми должен обладать педагог для организации УИПД:

  • владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.;
  • организация различных видов внеурочной деятельности, в том числе учебно-исследовательской;
  • управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • использование принципов деятельностного подхода и современные педагогические технологии [3].

Ориентируясь на требования к современному педагогу в области организации УИПД, нами в апреле 2023 году в рамках курсов повышения квалификации МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка был проведен опрос учителей основной школы с целью выделения типичных затруднений педагога в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В опросе приняло участие 34 учителя-предметника с опытом работы в школе менее 5 лет, но уже имеющих руководство проектными (исследовательскими) работами обучающихся. Анализ результатов показал, что 83% респондентов не смогли выделить отличительных особенностей проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, 60 % педагогов затрудняются в выделении этапов проекта и учебного исследования, 20 % педагогов не смогли назвать формы организации деятельности обучающихся, 70 % педагогов испытывают затруднения в выделении методов обучения и технологий, ориентированные на формирование проектных и исследовательских компетенций обучающихся.

Ежегодно на базе МАОУ «СОШ «№ 112 с углубленным изучением информатики» (г. Новокузнецк) проходят педагогическую практику будущие учителя - студенты Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет». Подводя итоги стажировки в школе, руководители практики выделяют затруднения будущих коллег в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Посещение уроков, наблюдение за работой на занятиях во внеурочное время при выполнении студентами обязанностей классного руководителя, беседы с практикантами высветило ряд моментов, которые заслуживают внимания с точки зрения подготовки студентов к работе в школе. Первое – будущие выпускники ориентированы на организацию УИПД только во внеурочное время и не рассматривают урок как средство формирования у обучающихся проектных и исследовательских умений. Молодые специалисты не используют уроки развивающего типа: урок-проект, урок-исследование, урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе; не применяют учебные исследовательские задачи, предполагающие деятельность обучающихся в проблемной ситуации или учебные задачи, нацеливающие детей на решение практико-ориентированных проблем. Второе – планируя работу над исследованиями или проектами после уроков, молодые специалисты не задействуют потенциал воспитательной работы для включение детей в проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Выделенные нами затруднения определили направление для анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 Педагогическое образование) с точки зрения формирования у студентов компетенций по организации УИПД обучающихся [2], анализа содержательного компонента стандарта.

Содержание высшего образования по направлению подготовки формируется программой бакалавриата с четким определением требований к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Анализ главы III «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» ФГОС ВО позволил выделить те необходимые компетенции педагогов, сформированность которых позволит эффективно организовывать УИПД в будущем (табл. 1-2).