ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Трапезников Евгений Владимирович , Лобода Александр Федорович
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.1
А. Ф. Лобода, Е. В. Трапезников
А. F. Loboda, Е. V. Trapeznikov
Лобода Александр Федорович, старший преподаватель, кафедра «Правовых дисциплин», Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан.
Трапезников Евгений Владимирович, магистр технических наук, магистр педагогического образования, преподаватель, Прибалтийский судостроительный техникум, г. Калининград, Россия.
Loboda Alexander Fedorovich, senior lecturer, Department of Legal Disciplines, North Kazakhstan University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan.
Trapeznikov Evgeniy Vladimirovich, Master of Technical Sciences, Master of Pedagogical Education, teacher, Baltic Shipbuilding College, Kaliningrad, Russia.
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
CROSS-BORDER COOPERATION IN THE FIELD OF EDUCATION
Аннотация. В статье представлен обзор основных направлений сотрудничества образовательных учреждений России и Казахстана. Проанализированы перспективы трансграничного сотрудничества России и Казахстана в сфере образования.
Annotation. The article provides an overview of the main areas of cooperation between educational institutions in Russia and Kazakhstan. The prospects for cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of education are analyzed.
Ключевые слова: образование, трансграничное сотрудничество.
Keywords: education, cross-border cooperation.
Трансграничное сотрудничество между Казахстаном и Россией в области образования является важным аспектом развития двух стран. Казахстан и Россия являются членами Евразийского экономического союза, и это дает им широкие возможности для сотрудничества, в том числе в области образования.
Одним из важных направлений сотрудничества является академическая мобильность студентов и преподавателей. Казахстан и Россия имеют обширную сеть университетов, техникумов, колледжей, которые могут предложить высококачественное образование для студентов. Обмен студентами и преподавателями позволяет им получать новый опыт и знания, расширять кругозор и укреплять культурные связи между двумя странами.
Еще одной важной областью сотрудничества является совместное создание образовательных программ и проектов [1]. Это может включать в себя совместные исследования, создание общих программ обучения и разработку новых подходов к обучению.
Трансграничное сотрудничество является инструментом повышения качества образования в обеих странах. Обмен опытом и знаниями, проведение совместных (трансграничных) исследований позволяет университетам и образовательным учреждениям обеих стран улучшать свои методы обучения и развивать новые подходы к образованию [2-8].
Разработка и реализация совместных проектов и программ обучения, а также установление единых стандартов качества образования - все это способствует улучшению уровня образования и повышению качества жизни в обе их странах.
Совместные научные проекты способствуют укреплению научных связей и развитию инноваций, что, в свою очередь, приводит к созданию новых технологических решений и в целом повышению конкурентоспособности вузов на мировом рынке.
В рамках трансграничного сотрудничества между Казахстаном и Россией в области образования существует ряд программ и проектов, направленных на развитие взаимодействия между учебными заведениями обеих стран. Один из таких проектов – это совместные образовательные программы [1], которые предполагают обучение студентов в учебных заведениях обеих стран, а также получение двойных дипломов. Это позволяет студентам получить более широкий круг знаний, изучить культуру и язык другой страны, а также улучшить свои карьерные перспективы.
Проводимые совместные научные исследования, симпозиумы и конференции позволяют ученым и преподавателям обмениваться знаниями и опытом, а также совершенствовать научные методы и подходы. Такие проекты могут способствовать развитию научной сферы в обеих странах, повышению уровня научных исследований и их применению в практике.
Авторы считают, что для достижения успеха в трансграничном сотрудничестве в области образования образовательным учреждениям необходимо уделить внимание ряду важных аспектов.
Во-первых, необходимо разработать конкретные программы сотрудничества, которые будут нацелены на решение конкретных задач в области образования. Это могут быть программы академического обмена, совместные исследовательские проекты, разработка общих образовательных программ и т.д.
Во-вторых, необходимо уделять внимание качеству преподавания и организации научной работы. Образовательные учреждения должны иметь квалифицированных преподавателей, которые владеют языком и культурой обоих стран, а также ученых, которые могут проводить совместные исследования в различных областях знаний. Также важным является создание современной цифровой инфраструктуры, которая позволит обеспечить трансграничное обучение и научную работу.
В-третьих, необходимо уделять внимание межкультурному взаимодействию. Необходимо проводить культурные программы и мероприятия, которые помогут студентам и преподавателям лучше понимать друг друга и налаживать эффективное сотрудничество.
Также важным является укрепление правовой базы для сотрудничества в области образования между Казахстаном и Россией. Помимо нормативно-правовой документации, регулирующей образовательные отношения внутри стран, существует необходимость в разработке общих правил и стандартов, которые бы регулировали трансграничное образование между двумя странами, правовой статус образовательных учреждений, преподавателей и студентов.
Еще одной проблемой является неравенство доступа к трансграничному образованию. Несмотря на то, что существует множество возможностей для образовательного сотрудничества между Россией и Казахстаном, не все студенты и учебные заведения имеют равный доступ к этим возможностям. Это может быть связано с географическими, экономическими или языковыми причинами. Современным решением этой проблемы может являться развитие дистанционных технологий обучения и цифровой трансформации образовательных процессов.
Одной из перспектив развития сотрудничества является проектирование совместных образовательных программ, ориентированных на международный рынок труда. Совместная работа университетов и бизнес-структур может помочь студентам получить практические навыки и опыт работы в своей отрасли, что улучшит их шансы на трудоустройство и повысит конкурентоспособность рынка труда.
В заключение можно сказать, что трансграничное сотрудничество в области образования между Казахстаном и Россией имеет большой потенциал для развития и улучшения образовательных систем обеих стран, а также для создания международных партнерств и расширения круга профессиональных контактов.
В целом, трансграничное образование между Россией и Казахстаном является важным инструментом для повышения качества образования, развития науки и технологий двух стран, повышению общекультурных и коммуникативных компетенций студентов.
Список литературы
- Лапчик, М. П. Двудипломная магистратура на совмещенных разнопрофильных российской и казахстанской образовательных программах / М. П. Лапчик, Ж. К. Нурбекова, Е. В. Шевчук – Текст : непосредственный. // Информатизация образования: теория и практика : сборник материалов международной научно-практической конференции, Омск, 20-21 ноября 2015 года. – Омск : ООО "Полиграфический центр КАН", 2015. – С. 31-38. – EDN WHJBQT.
- Шмигирилова, И. Б. Дидактическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся в условиях цифровизации образования / И. Б. Шмигирилова, О. В. Григоренко, А. С. Рванова – Текст : непосредственный. // Актуальные вопросы образования, 2023. – № 1. – С. 351-358. – DOI 10.33764/2618-8031-2023-1-351-358. – EDN BMIFAT.
- Шевчук, Е. В. Цифровая трансформация процесса управления качеством промежуточной аттестации обучающихся / Е. В. Шевчук, А. В. Шпак – Текст : непосредственный. // Информатика и образование, 2023. – Т. 38, № 3. – С. 64-77. – DOI 10.32517/0234-0453-2023-38-3-64-77. – EDN WVBEAA.
- Дробахина, А. Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект / А. Н. Дробахина – Текст : непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 70-1. – С. 125-128. – EDN FUSNRC.
- Шевчук, Е. В. Цифровая трансформация управления качеством образовательных бизнес-процессов / Е. В. Шевчук, А. В. Шпак. – Текст : непосредственный. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2023. – Т. 20, № 2. – С. 159-175. – DOI 10.22363/2312-8631-2023-20-2-159-175. – EDN JQUMLD.
- Рванова, А. С. Организация взаимооценивания обучающихся в условиях цифровизации образования / А. С. Рванова, И. Б. Шмигирилова, О. В. Григоренко – Текст : непосредственный. // Актуальные вопросы образования. – 2022. – № 3. – С. 148-152. – EDN DQWCOC.
- Шевчук, Е. В. Управление аудиторными ресурсами образовательной организации / Е. В. Шевчук, А. В. Шпак – Текст : непосредственный. // Информатика и образование, 2022. – Т. 37, № 5. – С. 15-25. – DOI 10.32517/0234-0453-2022-37-5-15-25. – EDN YJETIN.
- Лысенко, Е. А. Применение информационных сервисов и образовательных платформ для реализации программ дополнительного образования / Е. А. Лысенко, А. Н. Дробахина – Текст : непосредственный. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 5(74). – С. 26-28. – EDN OXUSOD.
© Лобода А. Ф., Трапезников Е. В., 2024