МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Киселева Татьяна Владимировна , Дорошенко Анатолий Григорьевич , Брыксин Алексей Александрович

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.398

А. А. Брыксин, А. Г. Дорошенко, Т. В. Киселева

A. A. Bryksin, A. G. Doroshenko, T. V. Kiseleva

Брыксин Алексей Александрович, педагог доп. образования, МБУ ДО «Центр "Меридиан"», г. Новокузнецк, Россия.

Дорошенко Анатолий Григорьевич, к. п. н., доцент, руководитель детского технопарка «Кванториум», зам. директора по образовательной деятельности, МБУ ДО «Центр "Меридиан"», г. Новокузнецк, Россия.

Киселева Татьяна Владимировна, преподаватель, ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В. А. Волкова», г. Новокузнецк, Россия.

Bryksin Aleksey Aleksandrovich, teacher of additional education, MBI AE «Center "Meridian"», Novokuznetsk, Russia.

Doroshenko Anatoliy Grigorievich, candidate of sciences, associate professor, head of the children's technopark «Quantorium», deputy director for educational activities, MBI AE «Center "Meridian"», Novokuznetsk, Russia.

Kiseleva Tatyana Vladimirovna, teacher, SPEI «Kuznetsk technical school of service and design named after Volkova V. A.», Novokuznetsk, Russia.

 

МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODELS OF MENTORING IN THE LIFELONG EDUCATION SYSTEM

 

Аннотация. Статья посвящена роли дополнительного образования в системе непрерывного образования. Рассмотрены вопросы выстраивания взаимоотношений субъектов системы. Приведены варианты форм наставничества при взаимодействии организаций с учреждением дополнительного образования в рамках системы непрерывного образования.

Annotation. The article is devoted to the role of additional education in the system of continuing education. The issues of building relationships between the subjects of the system are considered. The variants of mentoring forms in the interaction of organizations with the institution of additional education within the framework of the system of continuing education are given.

Ключевые слова: непрерывное образование, наставничество, дополнительное образование.

Keywords: continuing education, mentoring, additional education.

 

Современное состояние образования в России характеризуется многовекторным поиском новых форм и способов реализации потенциала обучающихся, создания устойчивой мотивации к получению образования, формирования профессиональных компетенций через систему профессиональных проб у школьников, чемпионатов профессионального мастерства у студентов и молодых рабочих. Показательным в этом вопросе является Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [2]. Этот Указ говорит о важности проводимой работы и пристальному вниманию к ней со стороны государства.

На разных уровнях образования ведётся экспериментальная и инновационная работа, направленная на создание условий для полноценного использования потенциала образовательных организаций. При этом есть общие тренды, которые в той или иной мере затрагивают все учреждения образования. В частности, это касается вопросов непрерывного образования и создания системы наставничества. В рамках первого, выстраиваются новые связи и новые отношения между участниками образовательного процесса – педагогами, государством, бизнесом, родителями, формируется новая система взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями. В рамках второго – отрабатываются различные модели формирования системы наставничества, призванной обеспечить наиболее благоприятные условия получения профессиональных навыков и вхождения в профессию.

В первую очередь, говоря о непрерывном образовании, принято рассматривать связку «школа – ВУЗ/СПО – работодатель», как наиболее явную и логическую. Однако, если проанализировать большой объем контента посвященного исследованиям этого взаимодействия, то можно заметить, что в основном речь идет о связке «ВУЗ/СПО – работодатель», очень редко «школа – ВУЗ/СПО» и практически никогда не прослеживается вся цепочка. Действительно, простроить такую систему представляется достаточно сложным делом. Во многом это определяется различными целевыми установками субъектов взаимодействия. В частности, школы и организации профессионального образования ведут свою образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования, целевые показатели которых мало совпадают, особенно это касается среднего образования по отношению к вузам и техникумам с колледжами.

Если профессиональным образовательным организациям определенного профиля проще выстраивать свои отношения с работодателями по соответствующим направлениям подготовки, то у школ такой возможности нет. Школы могут только вести определенную профориентационную работу, которая имеет очень широкую и размытую структуру – «обо всем помаленьку». Основная задача школы, в этом вопросе – выявить у обучающихся способности к определенной профессиональной деятельности и усилить подготовку по этим направлениям для создания условий дальнейшего образования школьников. При этом школа не в состоянии дать углубленные знания, по всем запросам учеников и ограничивается рамками одного, двух профилей.

В организациях профессионального образования взаимодействие с работодателями построено уже на базе определенных требований, которые бизнес предъявляет к уровню подготовки своих сотрудников. Однако и здесь, по анализу работ различных авторов, можно отметить, что в основном речь идет о взаимодействии в рамках чемпионатов профессионального мастерства и очень редко – о сотрудничестве на этапе разработки и реализации образовательных программ.

А ведь основная цель, заложенная в систему «школа – ВУЗ/СПО – работодатель» как раз и заключается в том, чтобы помочь ученикам более четко увидеть ту цель, к которой они хотят прийти, подсказать к ней путь. Школа в одиночку, сама по себе, работая над повышением качества образования, эту задачу вряд ли сможет решить, ей на помощь должны прийти профессиональные образовательные организации и индустриальные компании.

Как отмечалось выше, эта связка является явной и логической, но есть еще один, не менее важный момент, который, на наш взгляд, является недооцененным, особенно в сфере инженерного и технологического образования. На наш взгляд профессиональным образовательным организациям, осуществляющим техническое образование и работодателям в сфере индустриального производства в первую очередь надо выстраивать взаимоотношения с учреждениями дополнительного образования, реализующими образовательные программы технической и естественнонаучной направленностей.

Как отмечал вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение», экс-заместитель министра просвещения России Павел Зенькович: «Основное образование – это обязательная часть, то, что государство гарантирует каждому ребенку, чтобы он смог перейти на уровень выше: сдать ЕГЭ, поступить в университет или колледж и получить в будущем хорошую профессию. При этом решается задача дать ребенку разностороннее образование. В свою очередь, дополнительное образование призвано содействовать гармоничному развитию личности, дает возможность ребенку получать более глубокие знания по интересующим его предметам, заниматься тем, что ему по душе» [3].

Не секрет, что в организациях дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей материальная база на порядок лучше школьной, особенно если это касается современных форм дополнительного образования – детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования «IT-куб». Кроме материально-технической составляющей, важно отметить, что обучающиеся, посещающие учреждения дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей, являются высокомотивированными детьми на конкретные инженерные направления – информационные технологии, робототехника, энергетика, беспилотный транспорт, био- и нанотехнологии, инженерное моделирование и другое. В отличие от школы, где из всей массы обучающихся еще необходимо выявить тех учеников, которые реально заинтересованы в определённой сфере деятельности, в допобразовании эти же ученики уже сгруппированы по конкретным направлениям. Дополнительное образование не является обязательным, и дети идут именно туда, куда они хотят ходить, где им нравиться и где они получают именно те знания, в которых они нуждаются.

Более того, в отличие от школы дополнительное образование характеризуется отсутствием жестких регламентов, таких как федеральный государственный образовательный стандарт и является более гибким в вопросах обновления учебного плана. Учреждения дополнительного образования могут гораздо быстрее реагировать на запросы внешней среды, предлагать образовательные программы для удовлетворения этого спроса и менять содержание программ в соответствии с современными тенденциями.

В качестве примера можно рассмотреть деятельность Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан» (далее – Центр «Меридиан»). В его структуру входят различные подразделения – два детских технопарка, центр цифрового образования, детское информационное агентство, центр профессиональных компетенций и отделение художественной и социально-гуманитарной направленностей. Основным видом деятельности является техническая направленность. Как уже отмечалось выше – учреждения дополнительного образования не входят в систему непрерывного образования, но при этом играют очень важную роль в ее функционировании. По общему мнению всего педагогического коллектива Центра «Меридиан», хорошего инженера нельзя получить за четыре года учебы в вузе. Человек, поступающий в технический вуз должен быть хорошо знаком с предстоящей деятельностью, быть мотивированным на получение соответствующего образования и самое главное – у него должны быть заложены основы технологической культуры. Только в этом случае мы можем говорить о полноценной подготовке инженера.

Центр «Меридиан» имеет большой опыт взаимодействия со всеми элементами линейки «школа – ВУЗ/СПО – работодатель» и играет важную роль в формировании системы непрерывного образования. В целом нашу работу в этом направлении можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Схема взаимодействия МБУ ДО «Центр «Меридиан»
с организациями в рамках непрерывного образования

В рамках взаимодействия со школами (лицеями, гимназиями) наша организация выполняет функцию усиления практической подготовки учеников по естественнонаучному циклу предметов, что позволяет школьникам более успешно сдавать ЕГЭ и повышает их шансы поступить в вузы и колледжи именно на те направления, которые являются для них предпочтительными.

С организациями профессионального образования работа строится в рамках организации практики студентов на материально-технической базе Центра «Меридиан», что позволяет усиливать профессиональную подготовку студентов. В свою очередь, наши обучающиеся используют материально-техническую базу вузов, колледжей и техникумов для усиления своей практической подготовки и для подготовки к соревнованиям различного уровня, в частности, к чемпионатам профессионального мастерства.

Взаимодействие с промышленными предприятиями способствует формированию у обучающихся представления о современном производстве и использующихся технологиях, что позволяет реализовывать полноценную профессиональную ориентацию на инженерные профессии. Работа ведется по нескольким направлениям. Во-первых, это решение реальных производственных задач, стоящих перед промышленными предприятиями, «упакованные» в виде кейсов, которые ребята решают в процессе участия в мероприятиях различного уровня. Во-вторых, это участие в чемпионатах профессионального мастерства за корпоративные команды на юниорском уровне.

Не трудно догадаться, что все формы взаимодействия в рамках процесса непрерывного образования сопровождаются различными моделями наставничества.

При работе со школьниками можно рассматривать такие модели как «педагог – ученик» и «ученик – ученик». В первом случае в дополнительном образовании чаще используют понятие «наставник», потому что целью образования в этой системе является не столько обучение, сколько сопровождение обучающихся в их поиске и расширении интересов, которые в дальнейшем могут стать профессиональными навыками. Главную роль в этом процессе играет умение педагога выявить склонности ребенка, сформировать соответствующую мотивацию и помочь ему в достижении поставленных целей.

Во-втором случае, речь идет об обучении в сотрудничестве. В дополнительном образовании, в отличии от школы, есть свои особенности. В частности, это то, что в основном педагогу приходится работать с разновозрастными группами обучающихся. Мы уже рассматривали особенности формирования hard и soft компетенций у детей в разновозрастных группах [1] и модель наставничества «ученик – ученик», здесь также хорошо прослеживается. Как правило, более «опытные» в том или ином вопросе обучающиеся помогают другим ребятам быстрее освоить какие-либо понятия и действия, приобрести необходимые навыки, решить поставленные образовательные задачи. Особенно ярко это проявляется в проектной деятельности, при работе в команде. Как правило, в таких условиях младшие ребята обучаются гораздо быстрее, во всем подражая старшим, а те в свою очередь могут примерить на себя роль наставника и прочувствовать меру ответственности за решение поставленной задачи. Конечно же, могут быть и обратные ситуации когда, например, младший ребенок имеет более глубокие познания и умения в рассматриваемом вопросе.

В процессе сотрудничества с организациями профессионального образования (ВУЗ/СПО) можно выделить такие модели наставничества как «педагог – студент» и «студент – ученик». Как уже отмечалось выше, данная работа строится в рамках организации практики студентов. Если рассматривать первую модель, то можно отметить два основных направления: работа со студентами педагогических специальностей и инженерных специальностей. В первом случае – студенты имеют достаточную психолого-педагогическую подготовку, владеют методикой обучения и хорошо знакомы с педагогическими технологиями, однако имеют пробелы в работе с современной материально-технической базой инженерной и естественнонаучной направленностей. Поэтому основная работа с ними строиться на усилении их технической подготовки при работе с детьми, увлеченными техническими направлениями. Если рассматривать работу со студентами инженерных специальностей, то здесь стоит обратная задача – дать им основы педагогической деятельности, научить взаимодействовать с обучающимися для достижения максимального эффекта обучения.

Стоит отметить, что не только педагоги работают в этих направлениях со студентами, но и сами обучающиеся оказывают существенное влияние на формирование необходимых компетенций у студентов.

При работе со школьниками и студентами очень часто возникает ситуация реверсивного наставничества или наставничества наоборот, то есть ситуация в которой компетентный обучающийся передает знания опытному педагогу.

В рамках взаимодействия с промышленными предприятиями реализуется модель наставничества «работодатель – ученик», целью которой является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, выбору будущей профессии и усиление его мотивации к учебе и саморазвитию.

И в заключение стоит отметить, что всей своей деятельностью Центр «Меридиан» старается сформировать тот набор компетенций, который поможет молодому поколению сделать правильный выбор своей будущей профессии и легко войти в профессиональную деятельность. Таким образом, можно сказать, что дополнительное образование оказывает достаточно большое влияние на систему непрерывного образования и является немаловажным его элементом за счет наличия высокомотивированных обучающихся.

Список литературы

  1. Брыксин, А. А. Формирование hard и soft компетенций у детей в разновозрастных группах / А. А. Брыксин. – Текст : непосредственный. // Актуальные проблемы технологического образования: мастерство, творчество и инновации: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию технол.-биол. фак., Мозырь, 3 нояб. 2021 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. Я. Астрейко, Е. В. Тихонова (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2022. – С. 47-49.
  2. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». – Текст : электронный. – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/ (дата обращения : 30.11.2023).
  3. Кокуркин, В. Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке / В. Кокуркин. – Текст : электронный. – URL : https://национальныепроекты.рф/news/ekspert-shkola-vuz-i-rabotodatel-dolzhny-byt-v-svyazke (дата обращения : 02.12.2023).

                                                

© Брыксин А. А., Дорошенко А. Г., Киселева Т. В., 2024

 

PDF