ЗАТРУДНЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ

Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Красовская Лада Владимировна , Пещур Яна Руслановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.02

Л. В. Красовская, Я. Р. Пещур

L. V. Krasovskaya, Ya. R. Peshur

Красовская Лада Владимировна, ст. преподаватель, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Пещур Яна Руслановна, студентка, технолого-биологический факультет, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Krasovskaya Lada Vladimirovna, Senior Lecturer, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Peshur Yana Ruslanovna, student, Faculty of Technology and Biology, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ЗАТРУДНЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ

DIFFICULTIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF MASTERING PEDAGOGICAL ACTIVITY AND THE ROLE OF REFLECTION IN OVERCOMING THEM

 

Аннотация. В статье автор поднимает проблему затруднений студентов, в процессе прохождения педагогической практики; рассматривается их развивающая и стимулирующая роль в деятельности учителя; решение проблемы затруднений автор видит в формировании у студентов рефлексивных умений.

Annotation. In the article, the author raises the problem of students' difficulties in the process of passing pedagogical practice; their developing and stimulating role in the teacher's activity is considered; the author sees the solution to the problem of difficulties in the formation of students' reflexive skills.

Ключевые слова: педагогическая практика, трудовое обучение, рефлексия, рефлексивные умения.

Keywords: pedagogical practice, labor training, reflection, reflexive skills.

 

Одной из задач, на решение которых направлен учебно-воспитательный процесс вуза, является формирование у будущих учителей умения преодолевать затруднения в деятельности. В ходе занятий закладывается фундамент знаний и умений по педагогике, психологии, методике, специальным дисциплинам, который должен обеспечить решение разнообразных социальных и личностных задач из любой сферы профессиональной деятельности. Сформированные знания и умения отрабатываются в ходе разнообразных практик (учебно-технологических, педагогических).

Тем не менее, анализ психолого-педагогических исследований и наши длительные наблюдения свидетельствуют, что студенты испытывают затруднения в процессе освоения педагогической деятельности. Наиболее часто студенты затрудняются адаптировать полученные в вузе знания и умения к требованиям работы в школе, рационально распределить время урока, поддерживать внимание учащихся на протяжении всего занятия, развивать интерес учеников к предмету.

Проведенный по итогам педагогической практики опрос показал, что студенты-практиканты не осознают собственных затруднений, не могут их зафиксировать и, следовательно, установить их причины. Подавляющее большинство студентов на вопрос «Испытывали ли вы затруднения в процессе педагогической практики?» ответили отрицательно. Кроме этого, даже осознавая собственные затруднения, студенты не могут описать их в категориях психолого-педагогической науки и установить вызвавшие их причины. Зачастую при формулировании затруднений причина подменяется следствием.

Поскольку объектом педагогической ошибки является человеческая личность, неосознанные, необоснованные действия педагога недопустимы. Вместе с тем, именно педагогическая деятельность менее других защищена от ошибочных решений в силу подвижности учебно-воспитательного процесса и вариативности возникновения ситуаций и проблем, требующих принятия педагогом мгновенного решения. К тому же, процесс подготовки учителя имеет ограниченные возможности «тренировки» в искусственных условиях. Ситуация осложняется тем, что для преодоления затруднения, учитель должен сам его сформулировать и понять причину возникновения. Этому, как показывают многочисленные исследования, препятствует неумение увидеть «скрытую» трудность, что обусловливает существование неосознаваемых педагогом затруднений, которые, с одной стороны, мешают эффективной организации процесса обучения, а с другой ‑ сдерживают его профессиональное становление и развитие.

В педагогике проблема затруднений в профессионально-педагогической деятельности рассматривалась многими исследователями. В своих работах авторы раскрывают сущность педагогических затруднений, классифицируют их по определенным основаниям, делают попытки вскрыть причины затруднений и описывают способы их преодоления.

Одной из первых сущность педагогических трудностей, их динамику и структуру в зависимости от некоторых характеристик, причины затруднений и их условную классификацию выявила Н. В. Кузьмина, изучая недостатки и трудности, возникающие у студентов в процессе обучения в педагогическом вузе [3].

Определяя проблему затруднений в деятельности человека как важнейшую в педагогике, Ю. К. Бабанский показал значимость разработки путей предупреждения затруднений и их преодоления в теории и практике оптимальной организации труда учителя [1].

Т. С. Поляковой на основе анализа затруднений, которые испытывают студенты выпускных курсов и начинающие учителя, установила типичные дидактические затруднения, их специфику, выявила причины, разработала систему мер по подготовке студентов к преодолению дидактических затруднений [6].

Изучение литературы дает основание говорить о том, что зачастую авторы, признавая затруднения неотъемлемой частью педагогической деятельности, рассматривают их в негативном плане. Между тем общепризнанным является факт, что затруднения в деятельности могут играть не только отрицательную, но и развивающую и стимулирующую роль. Для этого они должны быть зафиксированы и установлены причины их возникновения.

Решению данной проблемы будет способствовать раскрытие сущности педагогических затруднений. В своих исследованиях авторы дают различные определения этому феномену. Так Т. С. Полякова, вслед за Н. В. Кузьминой, определяет затруднение как «психологическое состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности» [6, с. 13]. Исследуя проблему затруднений, молодых преподавателей в организации учебного диалога, Е. В. Тучина определила это понятие как осознание противоречия между необходимостью осуществлять определенную деятельность и отсутствием в субъектном опыте преподавателя соответствующих способов и приемов [7]. Эту точку зрения разделяет Г. И. Ибрагимов, который определяет затруднение как «субъективное ощущение невозможности получить результат в деятельности, процесс фиксации неудовлетворенности состоянием деятельности» [2, с. 21].

Мы опираемся на мнение авторов, которые рассматривают затруднение как проблемную ситуацию (В. А. Метаева) [5].

Проблемные ситуации в педагогической деятельности возникают, как правило, как ситуации рассогласования между целями и возможностями их достижения. Эти противоречивые отношения между целью и результатом деятельности могут быть источником профессионального развития. Но для этого учитель должен уметь осознавать причину противоречия. Когда педагог сталкивается с проблемной ситуацией, он вынужден сделать ее предметом своего анализа, выяснить причины, определяющие ее характер, найти способ достижения цели в этих условиях, то есть осуществить рефлексию педагогической деятельности.

Таким образом, мы видим решение проблемы преодоления затруднений студентов в освоении профессиональной деятельности в формировании у них рефлексивных умений, которые позволят им осуществлять рефлексию профессиональной деятельности и на ее основе ‑ фиксировать затруднения и устанавливать их причины.

Существенный вклад в развитие научных представлений о роли рефлексии в преодолении профессиональных затруднений учителей вносят исследования проблемы педагогического анализа, как органической части рефлексии (Ю. Н. Кулюткин) [4].

По мнению Г.П. Щедровицкого рефлексия, направленная на выявление причин затруднений и коррекцию деятельности, способствует тому, что в «новой норме» деятельности эти причины устраняются [8]. Рефлексия при оценке деятельности и ее результата перестраивает деятельность, сохраняя необходимое и устраняя ненужное, добавляя требуемое. Ведущая функция рефлексии заключается в преодолении затруднения в деятельности, что ведет к развитию самой деятельности.

Преодоление затруднений на основе рефлексии позволяет рассматривать их не как фактор, осложняющий деятельность, а как основание для ее развития. «Когда затруднение рассматривается как компонент проблемы и педагогу ясен механизм его решения, затруднение выступает как стимулятор познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем» [5, с. 66].

Кроме этого, рефлексия, направленная на осознание причин затруднений и их устранение, способствует преодолению профессиональных стереотипов, дает возможность выхода за пределы репродуктивной деятельности, обеспечивает самосовершенствование педагогической деятельности и личности.

Владение средствами и способами рефлексии собственной педагогической деятельности дает возможность перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, позволяет не только выбирать в конкретной ситуации тот или иной метод или методику обучения из многообразия имеющихся, но и создавать новые.

Признание роли рефлексии в преодолении затруднений и формирование рефлексивных умений, обеспечивающих реализацию рефлексивной деятельности, позволит, на наш взгляд, не только оптимизировать процесс подготовки студентов в вузе, но и сократить процесс адаптации молодых учителей к работе в школе. Конечным результатом формирования рефлексивных умений как средства преодоления затруднений становится развитие профессионализма на новом качественном уровне.

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. – 192 с. – Текст : непосредственный.
  2. Ибрагимов, Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950-1990): автореф. дисс. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Ибрагимов. – Казань, 1993. – 42 с. – Текст : непосредственный.
  3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. ‑ ВНИИ проф.-техн. образования. – М. : Высш. шк., 1990. – 117 с. – Текст : непосредственный.
  4. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская; Ком. по образованию Санкт-Петербурга, С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. ‑ СПб. : СПбГУПМ, 2002. ‑ 46 с.; 20 см. – Текст : непосредственный.
  5. Метаева, В. А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Метаева. – Екатеринбург, 1996. – 207 с. – Текст : непосредственный.
  6. Полякова, Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова – М. : Педагогика, 1983. – 128 с. – Текст : непосредственный.
  7. Тучина, Е. В. Затруднения молодых преподавателей высшей школы в организации учебного диалога: автореф. дисс. … канд пед. наук:13.00.08 / Е. В. Тучина; Ярославльский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2004. – 18 с. – Текст : непосредственный.
  8. Щедровицкий, П. Г. Проблемы рефлексии в теории деятельности и СМД методологии / П. Г. Щедровицкий – Текст : непосредственный. // Вопросы методологии, 1991. ‑ № 2. ‑ С. 47-66.

                                                

© Красовская Л. В., Пещур Я. Р., 2024

PDF