ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Позднякова Елена Валерьевна , Лысенко Татьяна Евгеньевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.851

Т. Е. Лысенко, Е. В. Позднякова

T. Е. Lysenko, E. V. Pozdnyakova

Лысенко Татьяна Евгеньевна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк; учитель, МАОУ «СШ № 7 с УИОП», г. Красноярск, Россия.

Позднякова Елена Валерьевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Lysenko Tatiana Evgenievna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk; teacher, MAOU «Secondary school № 7 with UIOP», Krasnoyarsk, Russia.

Pozdnyakova Elena Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

FORMATION OF META-SUBJECT SKILLS OF NINTH GRADE STUDENTS IN TEACHING MATHEMATICS: FROM WORK EXPERIENCE

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования метапредметных умений и математической грамотности обучающихся основной школы с помощью диалоговых метапредметных заданий, предъявляемых в форме кейса. Приведен пример авторского кейса для учеников девятого класса. Предлагается методика работы с кейсом, направленная не только на развитие математической грамотности, но и творческих способностей школьников.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of meta-subject skills and mathematical literacy of primary school students with the help of interactive meta-subject tasks presented in the form of a case. An example of an author's case for ninth grade students is given. The method of working with the case is proposed, aimed not only at the development of mathematical literacy, but also the creative abilities of schoolchildren.

Ключевые слова: метапредметные умения, математическая грамотность, метапредметное здание, кейс-задание, обучение математике.

Keywords: meta-subject skills, mathematical literacy, meta-subject building, case study, teaching mathematics.

 

В настоящее время одной из ключевых задач обучения математике является формирование математической грамотности как структурного элемента функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность отражает способность человека применять имеющие знания, умения и навыки при решении проблемных задач, возникающих в реальных ситуациях. Сравнительный анализ определений математической грамотности, проведенный в исследовании А. Н. Слепухина, И. Н. Семеновой [6], позволяет сделать вывод о неоднозначности трактовок данного понятия. В федеральной рабочей программе по учебному предмету «Математика» данный феномен раскрывается через совокупность действий субъекта при решении задач, возникающих в повседневной жизни или при изучении других учебных предметов: распознавать проявления математических понятий и законов; выявлять математические закономерности; создавать математические модели; применять математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретации и оценивания результатов.

Основой развития математической грамотности является овладение обучающимися не только предметными, но и метапредметными умениями – универсальными учебными действиями [3]. Таким образом, в практике учителя математики приоритетным оказывается педагогический инструментарий, позволяющий интегрированно формировать предметные и метапредметные умения обучающихся, учитывающий особенности современного цифрового поколения и реалии школьной системы образования. Под педагогическим инструментарием будем понимать вариативную комбинацию технологий обучения, форм, методов, приемов и средств учебного взаимодействия субъектов образовательного процесса [7].

Одним из эффективных элементов указанного инструментария является метапредметное задание – «задание, сформулированное в контексте предметного содержания (математика) и предполагающее для его выполнения наличие предметных знаний и метапредметных умений» [3, С. 210]. Метапредметное задание может быть представлено серией задач, объединенных общим сюжетом и предъявляться в форме кейса. Особенности таких заданий представлены, например, в исследованиях [1, 4, 5].

Целью статьи является представление опыта формирования предметных и метапредметных умений учащихся девятых классов с помощью диалоговых метапредметных заданий.

Приведем пример спроектированного метапредметного задания по дидактическим темам: «Действия с рациональными числами», «Задачи на проценты», «Теорема Пифагора», «Действия с квадратным корнем» (табл. 1). Данное задание позволяет не только формировать метапредметные умения, но и диагностировать уровень их развития. Перечислим формируемые и диагностируемые с помощью данного задания метапредметные умения: проводить доказательные рассуждения и формулировать выводы; выдвигать и обосновывать гипотезы, проводить экспериментирование по установлению особенностей математических объектов; выполнять действия по работе с информацией; строить и исследовать математические модели; владеть письменной монологической речью на всех этапах математической деятельности; составлять план, алгоритм решения задачи и прогнозировать процесс ее решения; анализировать результат решения учебной математической задачи [2].