ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ЭКОСНЕКИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Погодаева Оксана Викторовна , Рыжкова Дарья Викторовна , Фоминская Елена Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 374.1:004.9
О. В. Погодаева, Д. В. Рыжкова, Е. А. Фоминская
O. V. Pogodaeva, D. V. Ryzhkova, E. A. Fominskaya
Погодаева Оксана Викторовна, педагог доп. образования, МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк, Россия.
Рыжкова Дарья Викторовна, педагог доп. образования, МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк, Россия.
Фоминская Елена Александровна, методист, МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк, Россия.
Pogodaeva Oksana Viktorovna, additional education teacher, Station of Young Naturalists, Novokuznetsk, Russia.
Ryzhkova Darya Viktorovna, additional education teacher, Station of Young Naturalists, Novokuznetsk, Russia.
Fominskaya Elena Aleksandrovna, methodist, Station of Young Naturalists, Novokuznetsk, Russia.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ЭКОСНЕКИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORM «EKOSNEKI» AS A TOOL FOR ORGANIZING SELF-EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MUNICIPAL BUDGETARY INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION «STATION OF YOUNG NATURALISTS»
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования единого информационного образовательного пространства станции юных натуралистов. Представлен опыт создания и использования цифровой образовательной платформы «Экоснеки» в деятельности учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности для решения задач экологического воспитания учащихся.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming a unified information educational space at the station for young naturalists. The experience of creating and using the digital educational platform «Ekosneki» in the activities of an institution of additional education in the natural sciences to solve the problems of environmental education of students is presented.
Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, электронные образовательные ресурсы.
Keywords: digital educational platform, electronic educational resources.
Одним из путей повышения качества и доступности образования является комплексное и эффективное внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность учреждения. Развитие информационно-образовательной среды станции юных натуралистов нацелено на создание условий для самореализации учащихся посредством организации единого открытого цифрового пространства. Образовательная платформа «Экоснеки» [1] создана для систематизации авторских электронных образовательные ресурсов, разработанных педагогами учреждения, и предоставления возможности их использования широкому кругу пользователей для решения задач экологического воспитания учащихся.
Цифровая образовательная платформа «Экоснеки» представляет собой самостоятельный информационный ресурс (многостраничный сайт). Содержание сайта представлено разделами, в которые включены уникальные авторские электронные образовательные ресурсы, посвященные животным, растениям, изучению мира вокруг, краеведению, экологии, естественным наукам, здоровью, профориентации, творчеству. Ряд разделов содержит частные темы, посвящённые изучению различных аспектов природы, формированию и расширению знаний учащихся о способах охраны природы, навыков природосообразного поведения.
Интуитивный интерфейс ресурса позволяет легко ориентироваться в его содержании, переходить из одного раздела в другой, пользуясь перекрестными ссылками. В качестве основного элемента оформления ресурса выбраны изображения печенья-снеков, олицетворяющие легкость, с которой пользователи могут использовать электронные образовательные ресурсы, представленные на платформе. Оформление каждого элемента (снека) содержит информацию о виде электронного образовательного ресурса (интерактивная игра, паззл, интерактивная викторина, квест), его название, данные разработчика. Выбирая необходимый информационный контент (нажимая на изображение печенья), пользователь переходит на блог педагога, где размещена разработка, таким образом сохраняется авторство работы.
Новизна представляемого опыта основана на комбинировании педагогических технологий: информационно-коммуникационной (использование информационных технологий учащимися для самостоятельной работы в режиме технологии критического мышления), игровой, активизации и интенсификации деятельности учащихся, личностно-ориентированного подхода.
В результате работы с цифровой образовательной платформой «Экоснеки» учащиеся-пользователи приобретают знания об окружающем мире, природе, профессиях экологической направленности; расширяют представления о взаимосвязях, существующих в природе; приходят к пониманию ценности и значения природы малой Родины, страны; осознают потребность в получении новых естественнонаучных и экологических знаний; развивают стремление к самостоятельному поиску дополнительной научной и популярной информации о природе и экологии; применяют полученные знания; выражают чувства, положительные эмоции по отношению к природе при выполнении творческих заданий. Разработчики платформы предполагают развитие формирующего самооценивания учащихся в результате обучения на платформе, основанного на самостоятельном определении дальнейших шагов к улучшению собственных результатов и на обратной связи от создателей в случае необходимости. Это, в свою очередь, обеспечивает благоприятный эмоциональный фон при работе с ресурсом и формирование ответственного отношения к обучению.
Использование платформы «Экоснеки» возможно без ограничений, поскольку она представлена в сети Internet в свободном доступе и не предполагает специальной подготовки для работы, регистрации, личного кабинета и сложных алгоритмов. Ресурс может быть востребован широким кругом пользователей и полезен учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям, родителям. Согласно данным интерактивной карты, представленной на сайте, вход на цифровую образовательную платформу осуществляется из разных регионов России и из-за рубежа.
Таким образом, при разработке цифровой образовательной платформы «Экоснеки» созданы условия для повышения эффективности самостоятельной работы детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, формирования и развития творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся.
Список литературы
- Цифровая образовательная платформа «Экоснеки» : [сайт}. – URL : https://clck.ru/YVAXL (дата обращения : 04.12.2023). – Текст. Изображение : электронные.
© Погодаева О. В., Рыжкова Д. В., Фоминская Е. А., 2024