ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Шкиль Ольга Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.14

О. С. Шкиль

O. S. Shkil

Шкиль Ольга Сергеевна, к. п. н., доцент, ФГБОУ ВО «АмГУ», г. Благовещенск, Россия.

Shkil Olga Sergeevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION PROFESSIONAL TRAINING DESIGNERS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме внедрения цифровых технологий в процесс профессиональной подготовки кадров. Приводится пример созданного на базе виртуальной обучающей системы Moodle электронного учебного курса «История дизайна», разработанного для реализации в профессиональной подготовке дизайнеров. Выделены преимущества применения цифровых технологий в учебном процессе.

Annotation. The article is devoted to the problem of introducing digital technologies in the process of professional training. The article gives an example of an e-learning course «History of Design» created on the basis of the virtual training system Moodle developed for implementation in the professional training of designers. The advantages of using digital technologies in the educational process are highlighted.

Ключевые слова: цифровизация образования, профессиональная подготовка кадров, цифровые технологии, электронный учебный курс.

Keywords: digitalization of education, professional training, digital technologies, e-learning course.

 

Цифровизация образования представляет собой процесс интеграции современных технологий и цифровых инструментов в образовательные процессы и системы. Это важное направление развития образования, которое позволяет обеспечить эффективность обучения, доступность знаний и улучшение качества профессиональной подготовки кадров.

Под цифровизацией образования в педагогических исследованиях понимается не просто адаптация цифровых технологий в учебном процессе, но и переосмысление педагогических стратегий, методов обучения и взаимодействия между преподавателями и обучающимися [3].

Н. Р. Куркина и Л. В. Стародубцева в своих работах отмечают, что благодаря внедрению цифровых технологий происходит достижение высокого уровня персонализации обучения, оценки качества успеваемости и оценки увлеченности обучающихся изучением учебной информации [4].

В. П. Густяхина подчеркивает, что цифровизация образования предоставляет уникальные возможности для поиска новых интерактивных технологий, которые помогают обучающимся активно воспринимать учебно-методический материал и уйти от пассивного его усвоения [1].

Если рассматривать интерактивные технологии с точки зрения традиционной педагогики, то это такие технологии, которые основываются на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, каждый из них вносит свой особый индивидуальный вклад в ход занятия, обеспечивая, тем самым, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В процессе этой работы происходит создание такой образовательной среды, для которой характерны, помимо взаимодействия всех участников, равенство их аргументов, открытость, накопление совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [2].

Цифровые технологии так же относятся к интерактивным. Их отличие заключается в том, что они используются в цифровом формате, тем самым облегчая взаимодействие между обучающимися и преподавателями и обеспечивая двусторонний поток информации через интерфейс между пользователем и технологией, что позволяет создавать и манипулировать пользовательским контентом.

Цифровые технологии в образовании предполагают наличие разнообразных электронных образовательных средств, которые значительно расширяют возможности обучения и создают новые формы образовательного процесса. Одним из ключевых аспектов в этом направлении является использование компьютерных и мобильных технологий, которые основаны на применении, интерактивных электронных учебников, веб-сайтов, онлайн-курсов и образовательных платформ. Среди цифровых технологий выделяют интерактивные лекции, визуализации, виртуальные экскурсии, обучающие игры и другие формы, которые делают обучение более увлекательным и наглядным, что, в свою очередь, обеспечивает более глубокое понимание материала и активное участие обучающихся в образовательном процессе [3].

Как показывает педагогическая практика, такие инструменты позволяют студентам изучать материалы в удобное время и в том темпе, который для них наиболее приемлем, а также предоставляют возможности для интерактивной обратной связи и выполнения самостоятельных заданий.

Еще одной важной составляющей цифровизации образования является использование различных электронных интерактивных устройств в учебном процессе, таких как интерактивные доски, планшеты и ноутбуки, что дает преподавателям возможность в качестве дополнительного материала демонстрировать иллюстрации, видеоматериалы и другие образовательные ресурсы в реальном времени, делая процесс обучения более наглядным и понятным для студентов.

Кроме того, цифровые интерактивные технологии предоставляют широкий спектр инструментов для оценки знаний и успеваемости студентов. Онлайн-тестирование и автоматизированная оценка позволяют обучающимся получать мгновенную обратную связь и обеспечивают преподавателям возможность более точно отслеживать прогресс обучения студентов.

Рассмотрим пример внедрения в профессиональную подготовку дизайнеров в Амурском государственном университете электронного учебного курса «История дизайна», который является аналогом обычного учебного курса, проходящего в очном формате. Данный курс включает в себя следующие блоки: краткая аннотация; вводный модуль; методические рекомендации; учебно-методическое и информационно-программное обеспечение; входной контроль; видеолекции; практические задания; самостоятельная работа; дополнительные материалы; текущий контроль; модуль промежуточной аттестации; модуль оценки качества.

Изучение курса осуществляется при помощи дистанционных технологий, а именно, виртуальной обучающей системы Moodle, доступ к которой имеется у всех участников образовательного процесса и которая позволяет хранить достаточный объем учебного контента: видеозаписи и презентации лекций; дополнительный материал для самостоятельной работы; банк проверочных заданий; тесты для текущего и итогового контроля; результаты выполнения практических заданий и тестов. Каждый студент может задать вопрос преподавателю или получить дополнительную консультацию в разделах «Чат» или «Форум».

Для закрепления и проверки полученных знаний по изучаемым темам, предусмотренным учебной программой дисциплины, обучающимся предлагается выполнить задания для самоконтроля, созданные с помощью электронных образовательных ресурсов, таких как LearningApps, Google Jamboard, Google Forms и др. Например, с использованием средств образовательного ресурса LearningApps разработаны такие задания: «Соотнесите виды дизайна с изображением» (при изучении темы «Понятие дизайна. Предметно-пространственная среда в древнейшие времена»); интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» (при изучении темы «Становление дизайн-образования»); интерактивная игра «Соберите паззлы и получите подсказку для практического задания» (при изучении темы «Предметно-пространственная среда в XVIIXIX века»); «Распределите современные стили по категориям» (при изучении темы «Стили и тенденции современного дизайна») и др. При помощи ресурса Google Jamboard студентам предлагается совместная работа по теме «Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники», которая основывается на поиске и анализе информации о технических изобретениях эпохи Средневековья. Средствами ресурса Google Forms разработано задание по созданию совместной презентации «Первые теоретики дизайна» (при изучении темы «Первые промышленные выставки XVIIIXIX веков. Стилевые направления в формообразовании промышленных изделий второй половины XIX века»). Такие задания позволяют активизировать усвоение учебного курса более эффективно, чем традиционные методы и средства обучения.

В процессе реализации электронного учебного курса «История дизайна» студентам оценивали качество разработанного образовательного контента, что обусловило выделить следующие преимущества цифровых технологий: высокое качество учебного материала и его доступность; просмотр видеозаписей лекций в любой момент времени; повышение цифровой компетентности пользователя ПК; знакомство с современными информационно-коммуникационными технологиями; гибкий график; экономия времени и средств; относительный комфорт; развитие навыков самодисциплины и самоконтроля.

Педагогическая практика показывает, что успех применения цифровых интерактивных технологий зависит от нескольких факторов. Во-первых, необходимо обеспечить доступность цифровых технологий и доступ к интернету, чтобы все студенты могли воспользоваться преимуществами цифровых инструментов. Во-вторых, важно обеспечить подготовку и обучение преподавателей в использовании этих инструментов, чтобы они могли максимально эффективно применять их в своей педагогической практике.

В целом, использование цифровых интерактивных технологий имеет огромный потенциал для улучшения качества образования и обеспечения доступности знаний для всех студентов. Они создают новые возможности для обучения, адаптированные к потребностям каждого студента, а также способствуют развитию навыков цифровой грамотности, которые становятся все более важными в современном мире.

Список литературы

  1. Густяхина, В. П. Использование цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий при обучении технологии / В. П. Густяхина. – Текст : электронный // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2021. – № 5 (74). – С. 14-16. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47157411 (дата обращения : 07.11.2023).
  2. Добрынина, Т. Н. Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций / Т. Н. Добрынина, Н. В. Гуляевская. – Текст : электронный // Journal of Siberian Medical Sciences, 2015. – № 5. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-obucheniya-v-usloviyah-pedagogicheskih-innovatsiy (дата обращения : 07.11.2023).
  3. Казакова, А. А. Цифровизация образования: вызовы и возможности / А. А. Казакова. – Текст : электронный // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023 г. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. – С. 23-32. – URL : https://apni.ru/article/6917-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-vizovi-i-vozmozh (дата обращения : 04.11.2023).
  4. Куркина, Н. Р. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса / Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева. – Текст : электронный // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2018. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=38216475 (дата обращения : 04.11.2023).

                                                

© Шкиль О. С., 2024

PDF