ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Астрейко Сергей Яковлевич , Козловский Павел Сергеевич , Клабук Иван Игоревич , Седая Юлия Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373

С. Я. Астрейко, И. И. Клабук, П. С. Козловский, Ю. И. Седая

S. Ya. Astreiko, I. I. Klabuk, P. S. Kozlovsky, Yu. I. Sedaya

Астрейко Сергей Яковлевич, к. п. н., доцент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Клабук Иван Игоревич, студент ТБФ, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Козловский Павел Сергеевич, студент ТБФ, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Седая Юлия Ивановна, студентка ТБФ, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Astreiko Sergey Yakovlevich, Ph.D., Associate Professor, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Klobuk Ivan Igorevich, student of the BTF, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Kozlovsky Pavel Sergeevich, student of the BTF, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Sedaya Julia Ivanovna, student of the BTF, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

DIGITAL TRANSFORMATION OF INFORMATION AND CREATIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме цифровой трансформации информационно-творческой подготовки будущих учителей в рамках компетентностного подхода; анализа структурно-содержательных компонентов и модулей новых специальностей по технологическому и художественному образованию.

Annotation. The article is devoted to the problem of digital transformation of information and creative training of future teachers within the competence approach; analysis of structural and content components and modules of new specialties in technological and art education.

Ключевые слова: подготовка учителей, творчество, технологическое образование, художественное образование, компетентностный подход.

Keywords: teacher training, creativity, technological education, art education, competence approach.

 

В настоящее время актуализировался вопрос подготовки студентов педагогических специальностей к инновационно-педагогической деятельности, так как развитие творческого потенциала личности учителя и профессионального становления педагога являются основными условиями повышения качества учебно-воспитательной работы в современной школе.

Прийти к данному результату профессионально-педагогической подготовки специалистов возможно при использовании компетентностного подхода, который определяется происходящей сменой образовательной парадигмы. Вместе с тем изменение ценностей смещает приоритеты у выпускников вуза с принципа адаптивности на принцип компетентности.

Задача учителя трудового обучения заключается в преподавании учебного предмета «Трудовое обучение», программа которого позволяет не только реализовать процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие способностей учиться знать, понимать и познавать [1].

Одной из приоритетных задач современного технологического образования, в рамках новых образовательных стандартов высшего образования [2, 3], является совершенствование подготовки студентов в Республике Беларусь, направленной на обеспечение готовности будущего учителя трудового обучения к работе в изменяющихся условиях на основе использования многообразия информационных образовательных ресурсов и творческих технологий в образовании, полученных при изучении специальных дисциплин на фундаменте компетентностного подхода.

В этой связи, в 2023 году на технолого-биологическом факультете учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» был сделан набор на 3 новые специальности технологического и художественного образования:

  1. 6-05-0113-05 «Технологическое образование (технический труд и информатика)» (квалификация: преподаватель, степень: бакалавр, срок обучения: 4 года).
  2. 6-05-0113-05 «Технологическое образование (обслуживающий труд и изобразительное искусство)» (квалификация: преподаватель, степень: бакалавр, срок обучения: 4 года).
  3. 6-05-0113-06 «Художественное образование. Профилизация: Компьютерная графика» (квалификация: педагог-художник, преподаватель; степень: бакалавр, срок обучения: 4 года).

Так, информационно-творческая подготовка студентов в рамках содержания новой специальности «Технологическое образование (технический труд и информатика)» предполагает обучение по 6 модулям государственного компонента и компонента учреждения образования (всего 2106 ауд. ч. из 3756 ауд. ч.):

  1. Модуль «Общепрофессиональные дисциплины» (188 ауд. ч.): иностранный язык, информационные технологии в образовании.
  2. Модуль «Технологии обработки информации и программирование» (224 ауд. ч.): методы алгоритмизации и программирование, системы и технологии программирования, компьютерная графика и мультимедиа.
  3. Модуль «Методика преподавания технического труда и информатики» (408 ауд. ч.): методика преподавания технического труда, методика преподавания информатики.
  4. Модуль «Прикладная информатика» (342 ауд. ч.): создание и использование электронных образовательных ресурсов, архитектура и программное обеспечение компьютера, вычислительные методы и компьютерное моделирование, веб-программирование, проектирование веб-приложений, компьютерные сети и системы управления базами данных.
  5. Модуль «Методическая подготовка по конструированию и проектированию» (464 ауд. ч.): художественное конструирование, техническая эстетика, дизайн интерьера, эргономика, творческое проектирование, основы учебно-технологического проектирования, теория решения технических задач.
  6. Модуль «Техническое и художественное творчество» (480 ауд. ч.): техническое творчество, художественная обработка материалов.

В свою очередь, информационно-творческая подготовка студентов в рамках содержания новой специальности «Технологическое образование (обслуживающий труд и изобразительное искусство)» предполагает обучение по 11 модулям государственного компонента и компонента учреждения образования (всего 2434 ауд. ч. из 3784 ауд. ч.):

  1. Модуль «Общепрофессиональные дисциплины» (188 ауд. ч.): иностранный язык, информационные технологии в образовании.
  2. Модуль «Рисунок (базовый уровень)» (160 ауд. ч.): основы учебного рисунка, учебный рисунок.
  3. Модуль «Методическая подготовка по обслуживающему труду» (264 ауд. ч.): методика преподавания обслуживающего труда, проектирование процесса трудовой и технологической подготовки учащихся.
  4. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» (240 ауд. ч.): ручное вышивание, вязание крючком, вязание спицами, плетение и ткачество.
  5. Модуль «Методическая подготовка по художественному образованию» (148 ауд. ч.): методика преподавания изобразительного искусства, история искусства.
  6. Модуль «Конструирование швейных изделий» (262 ауд. ч.): черчение, основы конструирования швейных изделий, проектирование деталей швейных изделий.
  7. Модуль «Графика» (118 ауд. ч.): виды и техники графики, станковый рисунок.
  8. Модуль «Основы художественной подготовки» (360 ауд. ч.): материаловедение изобразительного искусства с элементами цветоведения, композиция и дизайн, художественное проектирование, батик, художественная роспись, живопись, скульптура, пластика.
  9. Модуль «Проектирование костюма» (302 ауд. ч.): техническое моделирование швейных изделий, процесс изготовления швейных изделий, народный костюм, история костюма, стиль в костюме, художественное проектирование одежды.
  10. Модуль «Технология приготовления пищи (повышенный уровень)» (174 ауд. ч.): Технология изготовления кондитерских изделий, Товароведение пищевых продуктов, Белорусская народная кухня, Кухня народов мира.
  11. Модуль «Материалы и технологии в декоративно-прикладном искусстве» (218 ауд. ч.): Природные материалы в декоративно-прикладном искусстве, Эстетика быта, Дизайн интерьера, Поделочные материалы в декоративно-прикладном искусстве.

Вместе с тем, информационно-творческая подготовка студентов в рамках содержания новой специальности «Художественное образование. Профилизация: Компьютерная графика» предполагает обучение по 8 модулям государственного компонента и компонента учреждения образования (всего 2624 ауд. ч. из 3482 ауд. ч.):

  1. Модуль «Общепрофессиональные дисциплины» (188 ауд. ч.): иностранный язык, информационные технологии в образовании.
  2. Модуль «Художественная подготовка» (800 ауд. ч.): академическая живопись, академический рисунок, живопись, рисунок.
  3. Модуль «Специальные художественные дисциплины» (400 ауд. ч.): материалы и технологии в художественном творчестве, цветоведение, композиция, основы компьютерной графики, основы декоративно-прикладного искусства, пластическая анатомия, скульптура.
  4. Модуль «Методическая подготовка» (286 ауд. ч.): общая методика обучения изобразительному искусству, частная методика обучения изобразительному искусству, художественно-педагогическое проектирование.
  5. Модуль «История искусства» (106 ауд. ч.): история искусства (древний мир – новейшее время), современное мировое искусство, белорусское искусство.
  6. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» (216 ауд. ч.): техники и материалы в декоративно-прикладном искусстве, эстетика быта, дизайн интерьера, аксессуары и сувениры, авторская игрушка.
  7. Модуль «Дисциплины профилизации» (510 ауд. ч.): современные аудио- и видеоредакторы, компьютерная графика, художественное проектирование, веб-дизайн.
  8. Модуль «Компьютерные технологии в педагогике искусства» (118 ауд. ч.): практикум создания электронных образовательных ресурсов по изобразительному искусству, мультимедийные технологии в художественном образовании, компьютерные технологии в образовательной среде, введение в цифровое проектирование.

Таким образом, изучение и анализ учебных планов в рамках содержания (модулей и учебных дисциплин, количества аудиторных часов) новых специальностей технологического и художественного образования в Республике Беларусь показали, что информационно-творческая подготовка предполагает эффективное обучение студентов на высоком научно-методическом уровне.

Список литературы

  1. Трудовое обучение. Технический труд (5-9 кл.) : учебная программа для учреж. общ. сред. образ. с рус. яз. обуч. и воспитания / С. Я. Астрейко [и др.]. – Минск : НИО, 2020. – 47 с. – Текст : непосредственный.
  2. Образовательный стандарт общего высшего образования по специальности 6-05-0113-05-2023 «Технологическое образование (с указанием предметных областей)» : общее высшее образование. – Введ. 02.08.2023., № 225 / С. Я. Астрейко, Е. В. Тихонова, В. В. Хомутовский. – Минск : МО РБ, 2023. – С. 63-80. – Текст : непосредственный.
  3. Образовательный стандарт общего высшего образования по специальности 6-05-0113-06-2023 «Художественное образование»: общее высшее образование. – Введ. 02.08.2023., № 225 / С. М. Кобачевская [и др.]. – Минск : МО РБ, 2023. – С. 80-88. – Текст : непосредственный.

                                                

© Астрейко С. Я., Клабук И. И., Козловский П. С., Седая Ю. И., 2024

PDF