ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Кравцова Ольга Александровна , Соколов Сергей Валерьевич
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 377.3
О. А. Кравцова, С. В. Соколов
O. A. Kravtsova, S. V. Sokolov
Кравцова Ольга Александровна, к. т. н., доцент каф. ИОТД, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Соколов Сергей Валерьевич, зав. отделом профориентационной работы и доп. образования, ГПОУ Кузнецкий металлургический техникум им. И. П. Бардина, г. Новокузнецк, Россия.
Kravtsova Olga Alexandrovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of IOTD, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Sokolov Sergey Valeryevich, Head of the Department of Career Guidance and Additional Education, Kuznetsk Metallurgical Technical School named Bardina I. P., Novokuznetsk, Russia.
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF TECHNOLOGICAL TRAINING AT SCHOOL ON VOCATIONAL EDUCATION
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос цифровизации технологического образования и его влияние на систему профессионального образования. Анализируются аспекты, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации.
Annotation. This article examines the issue of digitalization of technological education and its impact on the system of vocational education. The aspects faced by professional educational organizations are analyzed.
Ключевые слова: цифровизация образования, профессиональное образование.
Keywords: digitalization of education, vocational education.
В настоящий момент в России интенсифицировался процесс цифровой трансформации всех сфер деятельности человека, областью подвергающейся значительной степени трансформации является система образования. Цифровизация образования коснулась не только внедрения новых технологий в процесс обучения, но и повлекла полный пересмотр методов обучения и взаимодействия между преподавателями и обучающимися.
Предмет технологии аккумулирует знания по разным учебным дисциплинам и является одним из базовых для выбора будущей профессиональной сферы деятельности. Именно по результатам освоения данного предмета школьник может выбрать дальнейшее направление деятельности: технико-технологическое, проектное, креативное.
Основными документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения по «Технологии», является ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология» [1].
Согласно данной концепции предмет «Технология» позволяет оперативно ввести в образовательный процесс содержание, отражающее изменения технологического и информационного пространства современного общества. Именно при изучении перспективных технологий проходит профессиональная ориентация учеников. В период изучения предмета «Технология» учащиеся должны познакомиться с такими сферами как: компьютерная графика, системы автоматизированного проектирования, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, цифровые технологии в области обработки материалов (изучение процесса обработки на станках с ЧПУ, лазерная обработка), аддитивные технологии; нанотехнологии; мехатроника и робототехника, САУ, умный дом, интернет вещей и много другое.
Изучив весь этот перечень направлений, к окончанию 9 класса обучающийся полностью представляет смысл той или иной технологической сферы. Да, это представление, скорее всего, будет носить поверхностный характер, если только не заинтересовавшись на уроках «технологии» учащийся не начнет углубляться в эту сферу дополнительно, прибегая к иным формам обучения, например ДПО. Но, тем не менее, это представление уже будет сформировано и в момент выбора своего дальнейшего профессионального пути обучающийся сможет выбрать желаемую сферу деятельности. То есть он сможет определиться с той специальностью, на которой он планирует продолжить обучение.
В настоящее время в силу того, что большинство школ просто не оснащено оборудованием для проведения занятий «технологии» по перечисленным направлениям у СОШ нет возможности полноценно провести данную работу, а это напрямую влияет на профессиональное образование. Выпускники 9 и 11 классов слабо себе представляют специфику деятельности в той или иной сфере и делают выбор бедующей специальности или профессии неосознанно, руководствуясь названием, престижностью специальности или советом родителей. И зачастую, лишь пройдя учебную или производственную практику, они начинают осознавать смысл выбранной специальности и понимать, что выбрали не то направление, но время упущено. Тогда как если бы в период обучения в школе они хотя бы начали изучение той или иной сферы, то значительный процент ошибок в сфере выбора будущего направления обучения можно было избежать.
Именно своевременное знакомство со спецификой будущей специальности и формирование понимания – да, мне это нравится, позволит школьнику «легко» пройти процесс выбора и обучения в системе среднего профессионального образования.
В настоящее время концепция преподавания предметной области «технология» получила свое продолжение в виде Федерального проекта «Моя первая профессия». Смысл данного проекта сводится к следующим постулатам:
- обучение является самостоятельной программой, не зависит от общеобразовательных предметов;
- по окончании обучения обучающийся получают документ о квалификации – свидетельство о профессии рабочего или должности служащего;
- школьник получает практический опыт в выбранной сфере, что помогает ему сделать осознанный выбор своей будущей профессии или специальности.
Получение первой профессии в период обучения в школе – это не столько получение профессии для дальнейшего трудоустройства, сколько начальный этап выбора сферы деятельности и построения профессиональной карьеры. «Моя первая профессия» – проект для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций России, в рамках которого участники получают рабочую профессию, но перед этим в период обучения в 8 классе они должны пройти ряд Профессиональных проб, чтобы выбрать наиболее интересующее их направление.
При разработке концепции проекта «Моя первая профессия» предполагалась тесная взаимосвязь между системой ОО и СПО, но возникла проблема незаинтересованности школ в данном проекте. Это обусловлено тем, что приходится затрачивать значительные усилия на освещение проекта, регистрацию учащихся, доставку групп школьников в выбранные организации профессионального образования, пребывание сопровождающих (например, учителей или классных руководителей) вместе с обучающимися в ПОО. Поэтому пока не будет разработана система мотивации ОО проект не получит широкого распространения. Хотя сами по себе и проекты Цифровизации предметной сферы «технологии» и Профессиональные пробы и проект «Моя первая профессия» направлены на помощь учащимся средних образовательных организаций в выборе своего профессионального пути.
Список литературы
- Концепция преподавания учебного предмета «Технология» : Министерство просвещения Российской Федерации : сайт. – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения : 11.01.2024). – Текст : электронный.
© Кравцова О. А., Соколов С. В., 2024