К ВОПРОСУ ВЫБОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Гордиенко Антонина Сергеевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.14
А. С. Гордиенко
A. S. Gordienko
Гордиенко Антонина Сергеевна, к. т. н., доцент, ФГБОУ ВО «СГУГиТ», г. Новосибирск, Россия.
Gordienko Antonina Sergeevna, candidate of technical Sciences, associate Professor, Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, Russia.
К ВОПРОСУ ВЫБОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ON THE ISSUE OF CHOOSING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER
Аннотация. В статье обозначены проблемы современного этапа внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения. Приведены результаты опросов обучающихся. Сформулированы требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Annotation. The article outlines the problems of the current stage of the introduction of digital technologies into the educational process of higher education institutions. The results of student surveys are presented. The requirements for information and communication technologies (ICT) in the professional activity of a university teacher are formulated.
Ключевые слова: цифровизация образования, информационно-коммуникационные технологии, вуз.
Keywords: digitalization of education, information and communication technologies, university.
В связи с необходимостью осуществления дистанционного обучения, цифровизация образования развивалась огромными темпами. Помимо, уже существующих, систем хранения методических материалов, огромное значение приобрели сервисы для интерактивного общения (социальные сети, видеоконференции, облачные технологии, мессенджеры).
Цель данной работы состоит в анализе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Задачи исследования: обзор существующих цифровых технологий; анализ наиболее перспективных сервисов; формулировка требований к информационно-коммуникационным технологиям в профессиональной деятельности преподавателя.
В зависимости от своего назначения ИКТ можно разделить на педагогические и функциональные. К педагогическим относятся электронные учебники, средства контроля результатов обучения, практикумы и задачники, тренажеры и виртуальные конструкторы, сервисы для обучения в онлайн режиме и др. К функциональным информационно-коммуникационным технологиям относятся, например, электронная библиотека, обучающие приложения, электронные почта, чаты и видеоконференции, поисковые системы и др. По типу информации цифровые технологии подразделяют на текст, изображение, аудио, видео. Текстовая информация представляется в виде конспектов лекций, пособий, учебников и др. Для визуализации используются фотографии, графики, презентации, непосредственная демонстрация эксперимента и др. В качестве аудиоинформации выступает звукозапись, музыкальное сопровождение и др. Обучающие видео и видеоконференции относятся к видеоинформации [1–3].
В результате осуществления профессиональной деятельности, в настоящее время, при преподавании специальных дисциплин в СГУГиТ используются: система ЭИОС, приложения Microsoft, SberJazz, социальные сети, почтовые и облачные сервисы, мессенджеры.
ЭИОС (электронная информационная образовательная система) – это оболочка, которая позволяет загружать материалы для обучающихся и проверять работы. Имеет ряд недостатков: нужно каждый год обновлять материалы, и отстающие студенты не имеют доступа к данным, если год завершен, некорректно работает поиск и нет сортировки, неудобно устроена обратная связь. В качестве альтернативы, удобно использовать Microsoft Teams. Создав однажды команду (группу), в нее можно добавлять материалы и у обучающихся на протяжении всего времени обучения будет к ним доступ. Это актуально, так как преподаватели часто преподают несколько предметов у одних и тех же студентов на разных курсах. Кроме того, удобно устроен чат, как групповой, так и индивидуальный, и видеоконференция. Как недостаток, можно отметить привязку к корпоративной почте. Часто, обучающиеся теряют логин и пароль и, соответственно, не могут пользоваться данным приложением, кроме того достаточно трудоемко создавать группу, добавляя электронные адреса большого числа студентов. Для обучающихся заочной формы удобнее использовать SberJazz, который имеет ряд преимуществ: есть бесплатная версия, нет привязки к аккаунтам, ссылку, созданную однажды, можно использовать много раз. Этот вариант, конечно, не является универсальным и подходит только для проведения занятий при дистанционной форме обучения. Для передачи файлов и общения (не по расписанию) приходится использовать мессенджеры, почту и облачные технологии.
Результаты опроса обучающихся показали, что большинству предпочтительней изучать материал на практических занятиях в аудиториях (ответило 40 человек из 45), просматривать видео (ответило 28 человек из 45) и непосредственно общаться с преподавателем (ответило 27 человек из 45). Таким образом, видим, что несмотря на большое количество инструментов для дистанционного обучения, «живое» общение преподавателя со студентами остается в приоритете. Но можно выделить несомненные преимущества применения дистанционной формы обучения: низкая вероятность заболеваемости вирусными инфекциями, домашнее горячее питание, экономия средств на транспорт, индивидуальный темп обучения.
Среди обучающихся очной формы обучения был проведен опрос, результаты которого показали, что у большинства (93,3 %) существует потребность в дистанционном общении с преподавателем, даже если есть аудиторные занятия. В качестве программных средств для общения лидируют Telegram (ответило 35 человек из 45), WhatsApp (ответил 31 человек из 45) и VK (ответило 23 человека из 45).
К сожалению, несмотря на разнообразие цифровых технологий и возможностей, часто возникают трудности их внедрения, в связи с техническими ограничениями. Не каждый студент имеет современный смартфон, либо ограничен в трафике Интернет, аудитории не всегда оснащены соответствующей техникой. Кроме того, все еще приходится тратить много времени на объяснение элементарных вещей, таких как, регистрация на сайте, поиск и загрузка материалов и др.
Таким образом, можно сформулировать требования к информационно-коммуникационным технологиям в профессиональной деятельности преподавателя: единая оболочка, позволяющая структурировать и персонализировать материалы; чат, как групповой, так и индивидуальный; быстрота и легкость создания аккаунтов; возможность работать как в браузере, так и в приложении; видеоконференция без привязки к аккаунтам; интуитивно понятный конструктор тестов и опросов.
Применение цифровых технологий в образовательном процессе является неотъемлемой часть современной педагогики. Они делают обучение более увлекательным и интерактивным. Внедрение информационно-коммуникационных технологий становится не только необходимостью, но и обеспечивает конкурентоспособность образовательных организаций.
Список литературы
- Белозерова, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе колледжа в рамках реализации Концепции цифровой трансформации в системе образования Республики Беларусь / О. В. Белозерова – Текст : электронный // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2022. – № 2 (77) февраль. – URL : http://infed.ru/articles/1199/ (дата обращения : 19.01.2024).
- Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовании : [сайт]. – URL : https://nadpo.ru/academy/blog/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-i-ikh-primenenie-v-obrazovanii/ (дата обращения : 12.01.2024). – Текст : электронный.
- Савельева, О. Ю. Цифровые компетенции современного преподавателя / О. Ю. Савельева, Е. Ю. Кутенкова, Т. В. Ларина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы образования, 2022. – № 1. – С. 199-203.– DOI 10.33764/2618-8031-2022-1-199-203.
© Гордиенко А. С., 2024