РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИА НА НОВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Давшан Ирина Ивановна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378:070.42:001(470)(1-32)(045)
И. И. Давшан
I. I. Davshan
Давшан Ирина Ивановна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «МГУ имени А. И. Куинджи», г. Мариуполь, ДНР, Россия.
Davshan Irina Ivanovna, Senior Lecturer, Kuindzhi Mariupol State University, Mariupol, DPR, Russia.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИА НА НОВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MEDIA SPECIALISTS IN NEW RUSSIAN TERRITORIES
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки специалистов в области медиа на новых Российских территориях, а именно роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. На примере Мариупольского государственного университета имени А. И. Куинджи проанализирована роль ИКТ в развитии медиаобразования и подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях.
Annotation. The article is devoted to the problem of training media specialists in the new Russian territories, namely the role of information and communication technologies in the educational process. The role of ICTs in the development of media education and preparation of the new generation for life in modern information environment is analyzed on the example of A. I. Kuindzhi Mariupol State University.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медиа, медиаобразование, медиаграмотность, обучение.
Keywords: information and communication technologies, media, media education, media literacy, training.
Сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает огромное влияние на все области жизнедеятельности индивидуума.
Коммуникация служит основой всего современного общества. В эпоху стремительного развития информационных технологий особую роль приобрели средства массовых коммуникаций, а именно социальные медиа. Они включают в себя широкий спектр ресурсов, который отличаются функционалом и массовостью. Электронная почта, мессенджеры, социальные сети, блоги, маркетплейсы – это далеко не полный перечень платформ социальных медиа. Благодаря широкому охвату аудитории социальные медиа имеют особое влияние на общество в целом и являются эффективным каналом коммуникации.
Именно благодаря развитию ИКТ возникает множество возможностей в работе, учебе и иных сферах деятельности человека. Область образования также не является исключением – современный преподаватель активно использует в своей деятельности чаты, электронную корреспонденцию, вебинары, сайты и иные информационные ресурсы.
Одной из ключевых задач современного образования является развитие информационной компетентности и медиаграмотности. Это включает в себя умение владеть информационными технологиями, осознанный подход к их использованию, анализирование и оценку информации, а также критическое мышление в отношении различных источников информации, включая средства массовой информации и рекламу. Внедрение новых технологий в образовательный процесс стало необходимостью, обусловленной социальными изменениями.
Особо важную роль ИКТ играют в осуществлении образовательной деятельности на новых территориях Российской Федерации, в частности в городе Мариуполе. К сожалению, события 2022 года имели катастрофический характер: масштабные разрушения, отсутствие элементарных жизненно необходимых средств и условий для существования, как следствие, полное отсутствие материально-технической и информационной базы, кадровый голод. Постепенное возобновление жизнедеятельности города, восстановление инфраструктуры, в том числе и сферы образования, потребовало определённых усилий и времени. И тут неоценимым стали именно информационно-коммуникационные технологии. На примере Мариупольского государственного университета имени А.И. Куинджи мы можем видеть, как именно благодаря ИКТ стало возможным возобновить весь учебный процесс, обеспечить непрерывность обучения, и полноценно осуществлять учебно-образовательную деятельность, что казалось чем-то невероятным после всех пережитых реалий. Информационные технологии стали основой, посредством которой стало возможным дистанционное обучение.
Сегодня Мариупольский государственный университет является ведущим вузом Приазовья, который готовит высококвалифицированных специалистов разных направлений и специальностей. Особое место в этой системе занимает медиаобразование, основной целью которого является обучение и развитие медиаграмотности. Именно это направление является приоритетным для кафедры медиакоммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций МГУ имени А.И. Куинджи. Процесс интеграции в образовательное пространство Российской Федерации привел преподавателей кафедры к мысли, а затем к глубокой уверенности в важности и жизненной необходимости пересмотра образовательных программ подготовки специалистов в сфере медиа. Мы пытаемся, образовавшийся недостаток знаний в области языка, литературы, искусства, культуры и особенно истории, который уже достаточно сложно восполнить в рамках только образовательного процесса, пополнять при помощи средств массовой информации, создавая специальный просветительский контент для региональных, местных СМИ на новых российских территориях в целом и в Приазовье в частности. Учитывая всю специфику современного общества, в рамках реализации учебных дисциплин, преподаватели МГУ имени А.И. Куинджи на постоянной основе используют интерактивные методы, что позволяет сделать занятия увлекательными и интересными, внедряют новые обучающие программы, используют мультимедийные презентации и альбомы. К примеру, информация, которая находится на слайде во время презентации, и появляется в нужные моменты, побуждает учащихся к осуществлению разнообразных мыслительных процессов [2]. Особое место занимает организация и проведение круглых столов и научно-практических конференций в режиме онлайн, которые направлены на правовое просвещение, развитие морали и нравственности, развитие медиаобразования, повышение осведомленности в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня медиаправовой культуры и правосознания обучающихся.
Именно использования информационно-коммуникационных ресурсов позволяет реализовать личностно-ориентированный и компетентностный подход в обучении специалистов в медийной сфере. Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют обучающимся не только применить полученные знания, но и отработать навыки, а также сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.
Благодаря использованию информационных ресурсов, студенты специальности «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» МГУ имени А. И. Куинджи готовят различные мультимедийные проекты, активно занимаются проектной деятельностью, тем самым формируя личное портфолио для дальнейшего трудоустройства. Именно поэтому медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре в целом [3].
Нередко в нашей практике также наблюдается тенденция информационной «перегрузки» личности, которое формируется открытым информационным пространством, стремительным развитием ИКТ, новыми условиями жизни и деятельности человека. Очень важно знать о существовании разнонаправленных коммуникативных потоков, которые симультанно могут формировать противоположные качества личности. Также просто необходимо уметь пользоваться всеми существующими коммуникационными каналы. С любой точки зрения культура личности – основа благополучного общества. Формирование информационной культуры личности является сейчас основной задачей на новых российских территориях, становится насущной необходимостью в период стремительного развития информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии выполняют главную роль в подготовке специалистов в области медиа на новых Российских территориях: подготавливают новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, учат понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе различных форм коммуникации с помощью технических средств [4].
Использование ИКТ помогает не только модернизировать образование и повышает качество образования, но и обеспечивает гармоничное развитие личности, которая на высоком уровне ориентируется в информационном пространстве и обладает совершенной информационной культурой [1].
Список литературы
- Абилдаевa, А. Х. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения / А. Х. Абилдаевa, Ю. С. Рудакова, А. Т. Сексенбаева. – Текст : электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/10177/ (дата обращения : 28.01.2024).
- Алексеева, М. Б. Технология использования систем мультимедиа : учебное пособие по дисциплине «Информационные технологии в экономике» для обучения / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан – Текст : непосредственный // М-во образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. - Санкт-Петербург : Бизнес-пресс, 2002. – 174 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-8110-0049-9.
- Медиасфера как пространство развития правовой культуры в современной России : Коллективная монография / Отв. ред. и сост. Н. Б. Кириллова. – Москва : Академический проект, 2023. – 275 с. – Текст : непосредственный. – ISBN978-5-8291-4141-7.
- Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учебное пособие для вузов. / А. В. Федоров. – Текст : непосредственный. – Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. – 340 c.
© Давшан И. И., 2024