ЦИФРОВОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС – ПРАКТИКИ БУДУЩЕГО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Плоскина Светлана Михайловна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 75.021.39
С. М. Плоскина
S. M. Ploskina
Плоскина Светлана Михайловна, педагог доп. образования, МБУ ДО ЦДТ; руководитель, художественная студия «Волшебная кисть», г. Междуреченск, Россия.
Ploskina Svetlana Mikhailovna, teacher of additional education, MBU TO CDT; head, Art studio «Magic Brush», Mezhdurechensk, Russia.
ЦИФРОВОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС – ПРАКТИКИ БУДУЩЕГО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
DIGITAL METHODOLOGICAL CASE – PRACTICES OF THE FUTURE IN ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация. Одним из эффективных инструментов методического сопровождения в дополнительном образовании является создание программно-методических кейсов – единых информационных комплексов в цифровом формате. Создание таких цифровых методических медиапродуктов способствует раскрытию творческого потенциала педагогов дополнительного образования, формированию их ИКТ-компетентности.
Annotation. One of the effective tools of methodological support in additional education is the creation of software and methodological cases – unified information systems in digital format. The creation of such digital methodological media products contributes to the disclosure of the creative potential of teachers of additional education, the formation of their ICT competence.
Ключевые слова: изобразительное искусство, живопись, творчество, методический кейс.
Keywords: fine arts, painting, creativity, methodological case.
Современные дети живут и общаются в реальном и виртуальных мирах, готовы к диалогу, а не нравоучению. Сейчас образование должно опираться на современные технологии в разнообразных секторах образования и на всех параллелях. Информационно-коммуникационные технологии в образовании внедряются через использование открытых образовательных ресурсов и специальных педагогических методов обучения. Организованы педагогические сообщества в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), где могут делиться специфическим видением на определенные вопросы интеграции технологий широкой образовательной системы. Имея возможность аккумулированию широкого круга наиболее удачного использования ИКТ по всему миру. Дополнительное образование может быть очень успешным, реализуя концепцию «новой педагогики».
Представляю дистанционное решение задачи художественного образования, реальный пример онлайн обучения, который смог объединить учащихся студии изобразительного искусства «Волшебная кисть» и их родителей. Это дистанционный курс на платформе Moodle «Акварельная живопись. Основа техники изображения».
Как развивать эмоциональную сферу ребенка, интеллектуальные и творческие способности, как сформировать положительное эмоционально-оценочное отношение ребенка к шедеврам искусства. Как сделать, чтобы занятия на дистанционном обучении приносили радость учащимся и родителям? Дополнительное образование – место для экспериментов и инноваций. Новые информационные технологии в процессе преподавания художественного искусства привели к созданию в студии изобразительного искусства «Волшебная кисть» дистанционного курса, блога и цифрового методического кейса. Увлекательный мир творчества курсирует на странице дистанционного курса «Акварельная живопись. Основа техники изображения». Методический, дидактический и информационный багаж собран и систематизирован в Цифровом методическом КЕЙСЕ, в подготовке которого участвовала команда в составе: педагог, методисты, педагог-психолог и администрация Центра детского творчества. Информационное поле, подтверждение успешности каждого и всего коллектива, путеводитель и навигатор по он-лайн просторам, в постоянном развитии это блог творческого объединения «Волшебная кисть» [1].
Цель моего курса приобщение учащихся к изобразительному искусству посредством знакомства с историей акварельной живописи, основными приемами и техниками в акварели.
В качестве дистанционных технологий применяется электронная образовательная платформа Moodle, интерактивные задания на сервисе LearningAapps.org, платформа для видеоконференций Zoom, программа Skype, электронная почта, блог творческого объединения «Волшебная кисть» – https://hbcetv.blogspot.com/.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дистанционная программа «Акварельная живопись. Основы техники изображения» разработана для широкой возрастной категории учащихся от 5 до 18 лет, как показал опыт этот курс привлек творческих родителей, они также включились в работу. Курс предполагает использование по каждой теме, заданий различной сложности в зависимости от индивидуальных способностей и уровня подготовки учащихся. Дистанционный режим обучения предполагает как индивидуальную, так и групповую работу.
Современные педагоги, заинтересованные в творческом развитии ребят, все чаще обращают свой взор на использование новых интерактивных технологий. Главное – правильно подать ребёнку информацию. Ребенок может понять гораздо больше, если подать всё через увлекательную историю. К своим занятиям добавляю комплекс игровых упражнений разработанных на сервисе LearningAapps.org для развития мышления, памяти, внимания, восприятия и воображения, то пошаговые видео занятие превращается в мощное средство развития мозга и интеллектуальных способностей учащегося.
Поэтому был создан Цифровой методический кейс (далее – ЦМК, кейс) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» – это комплекс материалов, позволяющий обеспечить организационное, методическое информационное сопровождение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. ЦМК представляет собой результат системной работы по совершенствованию дополнительного образования в центре детского творчества города Междуреченска Кемеровской области.
Кейс «Изобразительное искусство» имеет понятную и доступную навигацию, и удобен в использовании (https://vcht.center/metodika/2105/). Данный медиапродукт был представлен в рамках Московского международного салона образования на Всероссийском конкурсе методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности» с международным участием организаций дополнительного образования и педагогических работников – соотечественников, работающих на русском языке за рубежом в номинации «Методический кейс модульной дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности» (на основе модульного принципа построения программы).
Связующим звеном в этой работе стал блог «Волшебная кисть» [1], с 2012 года в нем осуществляется систематическая работа по общению с учащимися и родителями студии. Здесь можно отследить, как строится траектория движения и развития по темам программ и событиям в жизни дружного коллектива. По годам, собраны все картины студийцев, дипломы и награды учащихся и педагога. Для ребят с особой образовательной потребностью в информационном блоге в удобном формате располагаются их художественные работы, фото отчеты занятий и мероприятий. Информационную нагрузку осуществляют разделы в блоге: «Виртуальные музеи мира», «Приглашаю посетить театр», «Помощь в выборе профессии», «Объявления», «Интерактивные задания», «Фильмы с нашими картинами на klik.tv». Все это в 2019 году помогло подготовить вновь получить звание «Образцовый детский коллектив Кузбасса» на 2019-2023 годы за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества Кузбасса.
Новые информационные технологии в процессе преподавания изобразительного искусства в студии тесно взаимодействуют в процессе развития познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Как только мы становимся родителями, на нас обрушивается большое количество вопросов: когда и как заниматься; какие студии или спортивные секции выбрать; дать выбор самому ребенку или приучать к самостоятельности; заполнить весь день занятиями и упражнениями или вообще не нагружать; купить массу современных гаджетов или использовать самые простые и многое, многое другое. Поэтому от педагогов и учителей, от их мобильности и желания применять в своей практической работе информационные технологии в образовании, зависит на каком информационном уровне мы говорить с современными ребятами.
Мы живём в эпоху, когда формируется новая парадигма образования, совершенно отличная от практиковавшейся в недавнем прошлом. Изменилась информационная и окружающая жизнь и первыми отвечают на эти изменения наши учащиеся. Именно они диктуют взрослым потребность в поиске совершенно новых, активных, занимательных способов сопровождения в мир знаний и первых научных интересов. Новые прочтение обычных занятий и игр, движение и общение – вот те ключи, которые открывают замки мотивации, любознательности, вовлеченности и запускают двигатель мыслительных процессов ребёнка.
Список литературы
- Творческое объединение «Волшебная кисть» : [сайт]. – Междуреченск, 2013. – URL : http://hbcetv.blogspot.com/ (дата обращения : 25.01.2024). – Текст. Изображение : электронные.
© Плоскина С. М., 2024