ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Петренко Наталья Анатольевна , Жухевич Елена Борисовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.1
Н. А. Петренко, Е. Б. Жухевич
N. A. Petrenko, E. B. Zhukhevich
Петренко Наталья Анатольевна, к. ф. н., доцент, Институт «Таврическая академия» ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Россия.
Жухевич Елена Борисовна, к. и. н., преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Евпатория, Россия.
Petrenko Natalya Anatolyevna, Сandidate of Philological Sciences, Associate Professor, Institute «Tauride Academy» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky», Simferopol, Russia.
Zhukhevich Elena Borisovna, Сandidate of Historical Sciences, teacher, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Evpatoria, Russia.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT HIGH SCHOOL
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации образовательной среды высшего учебного заведения. Авторы отмечают, что активное внедрение цифровых технологий в систему высшего образования способствует позитивному изменению процесса обучения, появлению новых форматов обучения, влияющих на развитие современного информационного общества.
Annotation. The article discusses the issues of digital transformation of the educational environment of a higher educational institution. The authors note that the active introduction of digital technologies into the higher education system contributes to a positive change in the learning process, the emergence of new learning formats that influence the development of the modern information society.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, обучающиеся, цифровая компетентность, цифровая трансформация.
Keywords: digitalization, digital educational environment, students, digital competence, digital transformation.
Современный мир и общество активно изменяются. Происходит глобальная трансформация цифровой экономики, что в свою очередь влияет и на сферу образования. Процесс обновления ІТ-технологий, оснащение интерактивными панелями образовательных учреждений, расширение средств массовой информации становится приоритетным в формировании цифровых навыков будущих выпускников высших школ.
О важности цифровизации сферы образования, основных тенденциях и проблемах развития цифровых технологий, новых форм и методов подготовки обучающихся, повышения уровня цифровой компетентности говорят многие современные исследователи (Л. М. Андрюхина, В. В. Вихман, И. Н. Голышкова, И. Б. Кирина, Г. А. Кречетова, Г. П. Кузина, О. А. Лодде, Н. А. Петренко, Е. В. Петрова, В. В. Свиридова, И. В. Шацкая и др.). Актуальной остаётся проблема цифровой трансформации образовательной среды высших учебных заведений, полноценного обеспечения всех участников образовательного процесса цифровыми устройствами и необходимыми знаниями.
Цель нашей статьи – проанализировать специфику трансформации цифровой образовательной среды, влияющей на учебный процесс высшей школы.
Современные условия развития научно-технического прогресса влияют на изменения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые направлены на развитие инновационных методов обучения, способствующих формированию высококвалифицированного специалиста. В процессе цифровизации всех учебных заведений меняется вся структура организации образовательного процесса.
Однако, появляется и ряд актуальных проблем, указывающих на полную или частичную неготовность инфраструктуры высших учебных заведений для реализации качественного цифрового обучения (например, нет современного скоростного компьютерного оборудования, не оцифрован образовательный материал, слабо работают электронные образовательные платформы, система контроля знаний и др.). Кроме этого, при переходе на цифровой формат обучения необходимо также профессионально переподготовить и профессорско-преподавательский состав, организовать соответствующие курсы повышения. Стоит указать, что многие преподаватели часто выступают против активного использования технологий электронного обучения в образовательном процессе и ратуют за традиционный подход подачи и проверки материала.
Несмотря на сложности цифровой трансформации высшего образования, в ближайшие годы развития общества определяющими и ведущими будут именно цифровые навыки. Информатизация образования и методика электронного обучения обеспечат высокое качество знаний, интегрируют научные исследования и перспективные проекты в международное образовательное сообщество. Поэтому интеллектуальный и культурный потенциал высшего учебного заведения зависит от уровня цифровой грамотности обучающихся и преподавателей. Важно «эффективно использовать электронные средства, распознавать, анализировать и синтезировать цифровые ресурсы» [3, с. 155], искусственный интеллект, находясь в безопасной цифровой среде. Как верно замечает Г. А. Кречетова в своей статье «Проблема цифровой трансформации высшего образования», «цифровые технологии неумолимо и динамично внедряются в общество, социум и формируют навыки цифровой компетенции…» [2, с. 15].
Информационно-коммуникационные технологии влияют на повседневный образ жизни, кардинально меняют тип современной личности, формируют человека с новыми культурными нормами и правилами. В рамках цифровой трансформации образовательной среды педагоги и обучающиеся должны быть готовы к гибким информационно-технологическим изменениям, к формированию новых компетенций, позволяющим получать актуальную информацию, «выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию» [1]. На первый план выходит не только знаниевая подготовка личности, но и создание всех образовательных условий для полноценной самореализации и самоопределения обучающегося. По мнению М. С. Яницкого, цифровизация меняет аксиомы образования, «меняются роли субъектов образовательного процесса» [4, с. 39].
Важнейшим элементом цифровизации образовательного процесса являются онлайн-курсы, видеоконференции и видеоконсультации. Электронные учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы дисциплин, размещённые в Moodlе (электронная образовательная среда), электронные библиотечные системы (ЭБС), образовательные цифровые платформы способствуют интерактивному обучению. Электронные образовательные ресурсы позволяют обучающимся не только очно находиться на занятиях, но и дают возможность осваивать необходимый материал вне учебной аудитории в любое удобное время. Поэтому современные студенты должны расширять свои цифровые компетенции, профессионально развиваться, т.е. уметь искать и находить нужную информацию из разных источников, уметь её использовать и преобразовывать для решения возникающих проблем.
Таким образом, при подготовке высококвалифицированных специалистов высшие учебные заведения активно используют новейшие цифровые ресурсы и технологии. Современная цифровая трансформация образовательной среды высшей школы предполагает позитивные изменения в проведении всех видов занятий и образовательных практик. Полноценное использование цифровых технологий позволит высшим учебным заведениям полностью перейти на инновационные образовательные программы, онлайн-курсы, появятся новые формы взаимодействия и коммуникации всех участников образовательного процесса. Такая организация учебного процесса будет способствовать эффективности развития, функционирования и конкурентоспособности университетов в динамично меняющемся мире.
Список литературы
- Кирина, И. Б. К вопросу цифровой трансформации высшего аграрного образования / И. Б. Кирина, С. С. Кириллова. – Текст : электронный // Наука и образование, 2023. – Т. 6. – № 1. – URL : http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5418 (дата обращения : 31.01.2024).
- Кречетова, Г. А. Проблема цифровой трансформации высшего образования / Г. А. Кречетова – Текст : непосредственный // The Scientific Heritage, 2021. – № 73-3 (73). – С. 14-17.
- Петренко, Н. А. Использование цифровой образовательной среды при формировании функциональной грамотности у обучающихся / Н. А. Петренко – Текст : непосредственный // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28-30 сентября 2023 года / под науч. ред. В. В. Коврова, М. А. Латышевой. – Симферополь : Ариал, 2023. – С. 153-156.
- Яницкий, М. С. Психологические аспекты цифрового образования / М. С. Яницкий – Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2019. – № 12 (34). – С. 38-44.
© Петренко Н. А., Жухевич Е. Б., 2024