СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Терещук Ирина Николаевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 37
И. Н. Терещук
I. N. Tereschuk
Терещук Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 112 с уии», г. Новокузнецк, Россия.
Tereschuk Irina Nikolaevna, primary school teacher, MAOU «Secondary school No. 112 with uii», Novokuznetsk, Russia.
СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ
CREATION AND IMPLEMENTATION OF NETWORK PROJECTS
Аннотация. Одной из форм обучения по ФГОС является проектная деятельность, которую необходимо использовать в установлении воспитательно-образовательных отношений. Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П».
Annotation. One of the forms of training according to the Federal State Educational Standard is project activity, which must be used in establishing educational relations. The essence of working on a network project (like any other) can be reduced to the «five Ps».
Ключевые слова: сетевые проекты, системно-деятельностный подход, дистанционные компетенции.
Keywords: network projects, system-activity approach, distance competencies.
Как сделать, так, чтобы новое знание не было забыто? Этот вопрос постоянно волнует многих педагогов, в том числе и меня. И здесь уместно вспомнить слова известного китайского философа Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова можно смело отнести к определению системно-деятельностного подхода, который призван обеспечить достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных федеральным государственным образовательным стандартом.
Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности учащегося. Одной из форм обучения по ФГОС является проектная деятельность, которую мы используем в установлении воспитательно-образовательных отношений.
Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого школьник овладевает еще и дистанционными компетенциями. У школьника формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу [1]. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. К средствам организации такой совместной деятельности можно отнести электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П»: проблема, проектирование, т. е. планирование, поиск информации, продукт, презентация [2].
Приступая к созданию проекта, нужно решить, какую платформу выбрать для размещения проекта. Это может быть любая удобная платформа: блог, сайт, глог, вики. В основном сетевые проекты размещают на вики-страницах. Вики – это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сами изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Существует много сервисов для разработки материалов сетевого проекта (для создания ментальных карт, лент времени, для создания кроссвордов).
С чего нужно начинать работу? Мы выделяем четыре шага для планирования сетевого проекта.
- Определение темы, в рамках которой будет проводиться сетевой проект.
- Определение примерной структуры проекта.
- Формулировка проектных заданий.
- Разработка критериев оценивания этапов проекта.
Рассмотрим 2-4 пункты более подробно.
2. Определение примерной структуры проекта.
- Определяется название. Формулируется цитата. Составляется аннотация. Ставятся цели и задачи. Определяются участники. Прописываются условия регистрации. Определяются сроки реализации и этапы проведения проекта. Ставятся условия участия.
- Обговариваются особенности проведения, виды деятельности.
- Выбираются формы взаимодействия организаторов с участниками.
- Знакомятся с критериями оценивания работ участников и проекта.
- Подводятся итоги проекта.
Каждый проект должен иметь автора, координатора, администратора, организатора.
3. Формулировка проектных заданий.
При разработке заданий для проекта возможно:
- сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события;
- проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за природным, физическим, социальным явлением;
- сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта;
- создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы;
- проведение экскурсии, экспедиции, состязания;
- сетевое общение.
4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе и содержат определенный набор критериев для оценки вида деятельности, такие как: соответствие теме, наличие исследования, грамотность, дизайн, оригинальность.
Хочется остановиться на одном из сетевых проектов, который разрабатывало и проводило наше ОУ в 2021-2022 учебном году, – Исторический турнир «Не зная прошлого, не познаешь будущего». Проект состоял из 3 этапов.
Подготовительный этап
Координаторы получают согласие родителей на участие детей в Историческом турнире. Команды знакомятся с правилами работы в группе, правилами безопасной работы в сети Интернет. Результаты 1 этапа были внесены в таблицу продвижения.
Основной этап
- Команды оформляют визитку в совместной google-презентации «Наши команды».
- Просмотр видеороликов «История образования Кузбасса», «7 чудес Кузбасса», и ответ на вопросы google-формы «Исторические факты о Кузбассе».
- Посещение виртуальной экскурсии «VR-Кузбасс» и заполнение слайдов совместной презентации «Музеи Кузбасса».
- Размещение творческих работ на виртуальной доске padlet.com «Животные Кузбасса» и «Растения Кузбасса».
Заключительный этап
- Подведение итогов Исторического турнира по разработанным критериям.
- Получение отзывов о проведении Исторического турнира.
«Всем успехов! Твори. Выдумывай и пробуй», – пусть это будет лозунг в дальнейшей деятельности при создании проекта.
Список литературы
- Стрельцова, И. Проекты и исследования. / И. Стрельцова, Е. Сухаревская. – Текст : электронный. – URL : http://nsc.1september.ru/article.php?id=200800504 (дата обращения : 13.01.2024).
- Суворова, Н. И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. И. Суворова – Текст : непосредственный. – М.: Учитель, 2000. – № 1. – С. 25-27.
© Терещук И. Н., 2024