ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА

Раздел: Организационно-методическое сопровождение реализации федеральных образовательных программ в общеобразовательных организациях

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

26 марта 2024 г.

Авторы: Колядюк Мария Андреевна , Скоробогатова Мария Ростиславовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.013

М. А. Колядюк, М. Р. Скоробогатова

M. A. Kolyadyuk, M. R. Skorobogatova

Колядюк Мария Андреевна, аспирантка, «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Симферополь, Россия.

Скоробогатова Мария Ростиславовна, д. п. н., профессор, «КФУ им. ВИ. Вернадского», гСимферополь, Россия.

Kolyadyuk Maria Andreevna, post-graduate student, V. I. Vernadsky Сrimean Federal University, Simferopol, Russia.

Skorobogatova Maria Rostislavovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, V. I. Vernadsky Сrimean Federal University, Simferopol, Russia.

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE: CRUCIAL PRINCIPLES AND RULES

 

Аннотация. Статья посвящена специфике историко-педагогического познания и его методологической основе при проведении историко-педагогического исследования. Подчёркивается роль фундаментальной гуманитарной дисциплины «История педагогики и образования» и её ключевых понятий, таких как: «педагогика», «образование», «культура». Делается акцент на методологических принципах и правилах историко-педагогического познания, учитывающие порядок его осуществления, практическую деятельность и требования, которым исследование должно соответствовать.

Annotation. The article is devoted to the specifics of historical and pedagogical knowledge and its methodological basis when conducting historical and pedagogical research. The role of the fundamental humanitarian discipline «History of Pedagogy and Education» and its essential concepts, such as «pedagogy», «education», «culture» are emphasized. The emphasis is concentrated on the methodological principles and rules of historical and pedagogical knowledge, taking into consideration the order of its implementation, practical activities and the requirements that the research must conform.

Ключевые слова: историко-педагогическое познание, историко-педагогическое исследование, методологические принципы, правила, историзм.

Keywords: historical and pedagogical knowledge, historical and pedagogical research, methodological principles, rules, historicism.

 

Образование и педагогическая наука насчитывают тысячелетнюю историю, сформировавшуюся вследствие длительного накопления культурно-исторического опыта прошлых поколений. Согласно позиции М. А. Лукацкого – доктора педагогических наук, функцию приобщения каждого нового поколения к культуре выполняет «образование». «Образование» выражено выработанным инструментом трансляции культуры в рамках истории. В свою очередь, образование заключает в себе историко-культурную преемственность, что позволяет распространять знания социально значимого характера и приобретённый опыт человечеством в крупном масштабе. По мнению исследователя, степень приобщения людей в мир культуры базируется на эффективности образования [5, c. 35].

«Культура» зачастую обозначается как «вторая природа», соизмеримая с актом её человеческого творения. Известный французский культуролог А. де Бенуа рассматривает «культуру» как специфику человеческой деятельности, характеризующую человека как вид. «Педагогика» как научная дисциплина ответственна за описание и объяснение того, каким образом следует производить отбор содержания транслируемого социокультурного опыта, какие методы необходимо применять для передачи его учащимся [5, c. 35].

Воссоздание подлинной картины касательно пути развития образования и педагогики за счёт получения достоверных фактов осуществляется дисциплиной «История педагогики и образования», выступающей одной из ветвей исторического познания. Эта дисциплина занимает особое место в теории и практике образования. В данной научной области активно работают такие российские учёные – доктора педагогических наук: А. В. Хуторской, А. Н. Дружинский, М. В. Савин, М. А. Лукацкий, Н. П. Юдина, Г. Б. Корнетов, А. Г. Бермус, А. Н. Шевелев, Е. Ю. Рогачёва, Е. Н. Селиверстова, С. И. Дорошенко и т.д.

Г. Ж. Фахрутдинова – доктор педагогических наук, отмечает, что история педагогики и образования – область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук [8, c. 5]. Г. Б. Корнетов – доктор педагогических наук, подчёркивает, что объектом истории педагогики и образования выступает историко-педагогический процесс, обозначенный как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом контексте. В дополнение, важно подчеркнуть, что историко-педагогический процесс нельзя считать завершённым, поскольку каждый этап историко-педагогического развития вносит свои коррективы, дополняя уже сформированную систему взглядов [3, c. 52].

Изучение истории педагогики и образования – важнейшее требование формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, так как это содействует получению знания о процессе развития теории и практики образования и воспитания и способствует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. Первые работы историко-педагогического характера появились в конце XVII в. у Д. Г. Морхоф (Германия), К. Флери (Франция). Отцом истории педагогики большинство исследователей (Л. Н. Модзалевский, Т. Циглер, Б. Эберт) называли известного деятеля европейского протестантизма Фридриха Генриха Христиана Шварца, работающего на кафедре богословия в Гейдельбергском университете и возглавлявшего ряд семинарий. В 1813 году он опубликовал фундаментальный труд «Erziehungslehre» («Наука воспитания»), включивший «Очерк всеобщей истории воспитания». В следующем издании своей «Науки воспитания» в 1829 г. он уже посвятил два первых тома истории образования. С точки зрения Ф. Шварца, «педагогическое прошлое» следует изучать совместно с «педагогическим настоящим», так как это несёт в себе поучительный характер и учит чему-то новому [3, c. 69].

Подводя итог, Г. Б. Корнетов считает, что историко-педагогическое знание – результат познания педагогического прошлого, ранее существовавшей педагогической действительности, её верное отражение в мышлении человека, обладание пониманием, которое является правильным в объективном и субъективном отношении и позволяющим строить суждения и умозаключения, которые подтверждают их рассмотрение в качестве знания [3, c. 75].

В. И. Беляев и А. А. Шаталов отмечают, что великий мыслитель и педагог Л. Н. Толстой особо отмечал роль и значение историко-педагогического знания и образования. Без истории педагогики не может быть и самой педагогики как таковой, так как в науке важно показать как человек учился говорить 1000 лет назад и как учиться теперь, как он учился называть вещи, как он учился ремеслам, способности к разговору на разных языках, как он учился думать и выражать свои мысли [1, c. 6].

Историко-педагогическое исследование заключает в себе историко-педагогическое знание. Согласно М. А. Лукацкому, «историко-педагогическое исследование» – это методически и методологически выверенная поисковая деятельность, преследующая цель реконструирования событий прошлого [5, c. 46]. Г. В. Болбас полагает, что подобное исследование отражает синтез наук и представлено существенными возможностями сосредоточения в области конкретной проблемы или явления. Аналогичные рассуждения прослеживаются у В. И. Вернадского, который подчёркивал тот факт, что исследователи больше сосредоточены не на науках, а на проблемах. С одной стороны, это позволяет чрезмерно окунуться в рассматриваемое явление, а с другой – пронаблюдать различные суждения по нему [2, c. 17].

Начальной точкой историко-педагогического познания является система методологических принципов, на которую оно опирается. Г. Ж. Фахрутдинова обозначает «принцип» как: «исходное положение какой-либо теории, мировоззрения, учения, теоретической программы» [8, c. 75]. «Методологические принципы» – кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в конкретной области и служащие основанием для последующих исследований [6, c. 375].

Согласно теории Г. Б. Корнетова, в контексте историко-педагогического познания данные принципы способствуют решению теоретических и методологических проблем, характерных для современного этапа развития истории педагогики и образования посредством наиболее точного обращения к методологическим подходам. Помимо существующих принципов, особую роль в историко-педагогическом познании играют правила, выполнение которых зависит от особенностей той или иной ситуации. Несоблюдение каких-то правил допускается при соответствующих условиях [4, c. 52].

Рассмотрим фундаментальные принципы историко-педагогического познания, которые выделяет в своих научных разработках исследователь.

  1. Принцип историзма – основополагающий, который по Н. П. Юдиной состоит в соблюдении исторической хронологии. Происходит соблюдение правил последовательного изложения событий, учёта накопленных педагогических традиций и научных достижений прошлого [9, c. 89]. Г. Б. Корнетов отмечает, что особый вклад в изучении данного принципа внесли немецкий философ Г. Гегель и немецкий историк Л. фон Ренке, объясняя, что история способна предоставить ответы на все острые вопросы современности, находясь в неразрывном единстве с теорией [4, c. 69].
    Е. А. Сорокина также добавляет, что «историзм» выражен таким подходом к явлениям, который предполагает исследование их появления и тенденций дальнейшего развития, а также рассмотрение их в ракурсе прошлого, так и будущего. В дополнение, требования данного принципа определяются самой природой объективного мира, где все предметы пребывают в постоянном процессе изменений и развития, во взаимосвязи, что способствует формированию «принципа объективности» [7, c. 3].
  2. Принцип объективности опирается на факты в их первоначальном содержании, не допуская их искажения. Ключевое значение в функционировании этого принципа уделяется фигуре историка – его профессиональному мастерству, культуре методологии и теоретических представлений. Существенными правилами этого принципа являются: доказательность и обоснованность изначальных утверждений, логики исследования и его конечных результатов [4, c. 54].
  3. Принцип концептуального единства представляет собой единство определённого – верного и неопределённого – изменчивого. Рассмотренные исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в процессе поиска, а в случае необходимости – отбрасываются. Правилами принципа концептуального единства выступают: точное выявление стратегии научного поиска; объективное отношение к историко-педагогическому прошлому [4, c. 54].
  4. Принцип социального подхода выражается в изучении историко-педагогических явлений в отношении социальных интересов различных слоёв населения, разных форм и их проявления в социуме. В рамках исследования зачастую происходит соотнесение классовых и узкогрупповых интересов с общечеловеческими ценностями, делая акцент на субъективности в практической деятельности личности. Правилами принципа социального подхода являются: рассмотрение доминирующей идеологии в конкретном историческом периоде, личностно-индивидуальных черт представителей народного образования; акцент на общечеловеческие ценности как на ключевой вектор гуманитарного знания [4, c. 54].
  5. Принцип альтернативности служит для выявления степени вероятности реализации того или иного события, явления, процесса на базе анализа объективных реальностей. Учёт исторической альтернативности помогает извлечь уроки на будущее и осознать свои возможности по-новому. В данном случае, правилами принципа альтернативности выступают определение существующих возможностей ныне в развитии того или иного явления; раскрытие педагогического потенциала другого пути развития педагогической действительности; использование комплекса методов исследования, допускающие изучение проблемы с разных точек зрения; непринятие единственной методологической основы [4, c. 54].
  6. Принцип парадигмальной соотнесённости историко-педагогического материала сосредоточен на внутреннем согласовании сути изучаемого материала, обозначенного различными социологическими, философскими, психологическими, педагогическими концепциями, теориями и системами. Главные правила сформулированного принципа: выделение ключевых факторов и противоречивости рассматриваемого предмета, его качественной и количественной определённости; учёт ценностных ориентаций педагогического сообщества [4, c. 55].
  7. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии педагогического знания призвано расширить понимание истории педагогики и образования как результата деятельности не только отдельных педагогов-практиков, учёных, но и всего научно-педагогического сообщества. Правилами этого принципа выступают: акцент на взаимообусловленности деятельности отдельной личности и педагогического сообщества, выявление чётких критериев новаторского педагогического опыта [4, c. 55].
  8. Принцип конструктивно-позитивного анализа истории педагогики и образования делает первостепенный акцент не на ошибках в педагогических идеях и подходах исследователей и практиков, а на поиске прогрессивного и конструктивного, чего сумела педагогическая мысль достичь в определённых исторических рамках. Из этого принципа следует обозначить следующие правила: связь историко-педагогического знания с соответствующей реальностью впоследствии с выяснением его значимости; определение педагогического знания, способствующего решению современных образовательных проблем [4, c. 55].
  9. Принцип преемственности выражается в реализации прогностической стратегии научного исследования, позволяющей обозначить перспективные подходы, идеи и позиции, сформировавшиеся в прошлом, но, являющиеся актуальными и в текущий и дальнейший период времени педагогической науки и практики. Также происходит поиск способов их актуализации в рамках наиболее существенных задач, требований и прогнозов современной педагогики. Базовые правила этого принципа заключаются в поиске наиболее важных моделей, которые могут быть предусмотрены в будущем; связи педагогического знания с прошлым [4,c. 55].

Подводя итог, история педагогики и образования составляет основу теоретического фундамента самой педагогики, поскольку её развитие не представляется возможным без воссоздания событий и явлений. Обращение к данной области науки помогает проследить внутренние и внешние закономерности образования в условиях различных цивилизаций, эпох, культур, обстоятельств жизни. Формой существования и развития данной науки выступает историко-педагогическое исследование, которое постоянно приводит к уточнению, расширению или обогащению историко-педагогического познания, иногда без учёта истины о прошлом. Основаниями для осуществления историко-педагогического исследования выступают методологические принципы и правила, которыми учёному следует руководствоваться. От степени обращения к данной методологической основе зависит историко-педагогическое познание: его достоверность и точность, которое формирует систему взглядов той или иной нации, что в будущем может повлиять на качество образовательного процесса.

Список литературы

  1. Беляев, В. И. Смысл и назначение историко-педагогического знания и образования / В. И. Беляев, А. А. Шаталов – Текст : непосредственный. // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, 2019. – Вып. 1. – С. 5-9.
  2. Болбас, Г. В. Потенциал историко-педагогического знания в контексте современной педагогической науки / Г. В. Болбас – Текст : непосредственный. // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества, 2022. – С. 15-20.
  3. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов – Текст : непосредственный. // Отечественная и зарубежная педагогика, 2011. – Вып. 1. – С. 68-83.
  4. Корнетов, Г. Б. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса : монография / Г. Б. Корнетов. – М. : АСОУ, 2023. – 396 с. – Текст : непосредственный.
  5. Лукацкий, М. А. Историко-педагогическое исследование как одно из направлений исторического поиска / М. А. Лукацкий – Текст : непосредственный. // Историко-педагогический журнал, 2015. – Вып. 3. – С. 34-48.
  6. Мишечкина, Н. А. Обзор методологических принципов в психологии / Н. А. Мишечкина – Текст : непосредственный. // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, 2018. – Вып. 19 (205). – С. 375-377.
  7. Сорокина, Е. А. Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических исследованиях образования / Е. А. Сорокина – Текст : непосредственный. // Вестник Щадринского государственного педагогического университета, 2017. – Вып. 3 (35). – С. 45-49.
  8. Фахрутдинова, Г. Ж. История педагогики / Г. Ж. Фахрутдинова. – Казань : Отечество, 2018. – 100 с. – Текст : непосредственный.
  9. Юдина, Н. П. Этапы становления историко-педагогической методологии / Н. П. Юдина – Текст : непосредственный. // Историко-педагогический журнал, 2018. – Вып. 3. – С. 80-92.

                                                

© Колядюк М. А., Скоробогатова М. Р., 2024

PDF