ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

26 марта 2024 г.

Авторы: Аликина Елена Львовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 159.955.2

Е. Л. Аликина

E. L. Alikina

Аликина Елена Львовна, к. п. н., педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора», г. Москва, Россия.

Alikina Elena Lvovna, Candidate of Psychological Sciences, Teacher-Psychologist, State Budgetary Educational Institution «School No. 2098 "Multidisciplinary Educational Center" named after Hero of the Soviet Union L.M. Dovator», Moscow, Russia.

 

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE TEXT BY JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A CRITICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF READING LITERACY

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития читательской грамотности через формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников. Показано, что согласно проведенному исследованию, более половины выпускников начальной школы владеют навыком понятийного чтения на среднем уровне.

Annotation. The article examines the problem of developing reading literacy through the formation of meaningful reading skills in primary schoolchildren. It is shown that according to the study, more than half of primary school graduates have conceptual reading skills at an average level.

Ключевые слова: выпускник начальной школы, читательская грамотность, понимание текста, навык осмысленного чтения.

Keywords: primary school graduate, reading literacy, text comprehension, meaningful reading skills.

 

Формирование функциональной грамотности у современных школьников – один из глобальных трендов современного образования, отражающий идею эффективной интеграции личности в общество. В структуре функциональной грамотности выделяются читательская, математическая и естественнонаучная составляющие как универсальный компонент, формирующий основу для социальной и профессиональной адаптации личности [4]. Читательская грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой [1]. Наиболее важным элементом модели формирования читательской грамотности являются компетенции [4]. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная способность у детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг [5].

Н. В. Панова, В. А. Борисов выделяют информационную, когнитивную, интерактивную, оценочную, мотивационную составляющие в читательской компетентности. Несмотря на значимость всех компонентов читательской компетенции, в разрезе формирования читательской грамотности как части общей функциональной грамотности наиболее значимым является когнитивный компонент. Он предполагает осмысление прочитанного текста и реализуется на разных уровнях: на лингвистическом уровне (понимание компонентов текста в их синтаксической и семантической взаимосвязи); на интерпретационном уровне (субъективное толкование текста); на продуктивном (контекстуальном) уровне (понимание текста, анализ и развитие его идейного содержания) [5].

Формирование читательской компетенции возможно через овладение технологиями работы с текстом. А. С. Балуева предлагает выделить этапы, соответствующие уровню учебно-познавательной деятельности: формирования адекватного восприятия, функционального понимания, интерпретации и моделирования текста [2].

Наиболее важный этап работы с текстом – этап функционального понимания. Понимание текста – это «мотивированный аналитико-синтетический процесс овладения разными видами текстовой информации, сопровождающийся активностью психической деятельности человека, а также соответствующий направленности данного процесса результат» [6]. Авторы [3], в феномене понимания выделяют две стороны: процессуальную и результативную.

Проблеме интерпретации текста, которая лежит в основе следующего этапа представляемого обучения, особое значение начали придавать лишь в последнее время в рамках формирования постнеклассической философии. Согласно ее представлению любой текст, даже самый простой, невозможно истолковать однозначно и полностью адекватно с изначальным замыслом автора [2].

Как показывает анализ литературы, исследований, посвященных изучению навыка чтения учащимися, не достаточно. Напомним, что навык чтения состоит из технической и понятийной стороны, в первую из которых входят скорость чтения, правильность чтения, способ чтения, выразительность чтения, а во вторую – способность понимать прочитанный текст [7]. Несмотря на современные акценты в образовательном пространстве в соответствии с новым ФГОС на функциональную, и в том числе, читательскую грамотность, педагоги-практики продолжают уделять внимание технической стороне навыка чтения. Методика измерения технической стороны чтения понятна и проста для применения в педагогической практике для всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, обучающихся. Однако, именно сосредоточенность на технической стороне процесса чтения, на наш взгляд, в некоторой степени усугубляет проблемы навыка понимания текста. Актуальность технической стороны действительно важна, но важна на первоначальном этапе освоения учащимися процесса чтения, и применима для учащихся первых, вторых классов. В данной ситуации работа с технической стороной чтения отражает сущность овладения ребенком навыка чтения: побуквенное, слоговое, целое слово. Значимость контроля технической стороны чтения теряется свою актуальность, как показывает практика, при достижении ребенком скорости чтения примерно 60 слов в минуту. Дальнейший контроль технической стороны без контроля понятийной страны чтения, не продуктивен. Зачастую он отвлекает участников образовательного процесса, в первую очередь обучающихся, от истинного значения чтения – понимания смысла прочитанного. При понимании ребенком прочитанного текста начинает формироваться обратная зависимость – чем лучше понимаешь текст, тем быстрее читаешь. Так как осмысленное чтение охватывает и развивает ряд психических процессов, в первую очередь – воображение. Процесс осмысленного чтения предполагает возникновение воображаемого мысленного экрана, в котором формируются образы прочитываемых объектов, возникают ощущения и эмоции. Включенный процесс воображения отражается не только на этапе понимания текста, но и на этапе его интерпретации. При условии выстраивания всех этапов чтения, ребенку становится понятен смысл-сюжет текста. Параллельно включается мотивационный этап, т.е. желание читать, так как читать интересно и познавательно, формируется личностно-значимое отношение к тексту. Только при таких условиях можно говорить о формировании осмысленного чтения.

В современных исследованиях [7], в соответствии с подходом Л. А. Ясюковой, навык чтения предлагают рассматривать как понятийный компонент этого навыка и не брать во внимание технический компонент, именно уровень развития навыка чтения становится одним из основных факторов, определяющих общую способность к получению информации из текстов.

Методики, измеряющие навык понимания текста, единичны. Наиболее часто применяемая – тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой [8]. Методика состоит из текста отрывка-сказки из 5 предложений с 10 пропущенными словами. Учащемуся необходимо вставлять пропущенные слова, так чтобы сохранялся целостный смысл текста. Каждое правильное слово приравнивается 1 баллу.

Исходя из работ Л. А. Ясюковой [8], можно выделить 4 уровня развития навыка чтения:

  • первый, слабый (0-4 балла), когда единицей восприятия текста становятся отдельные слова, и смысл текста собирается из отдельных слов;
  • второй, средний (5-7 баллов), когда единицей восприятия текста становятся уже словосочетания, но, тем не менее, способности к восприятию текстов остаются ограниченными рамкой из двух-трех слов, а улавливать взаимосвязи между словосочетаниями достаточно трудно;
  • на третьем уровне (8-9 баллов) уже можно говорить о хорошем навыке чтения, когда единицей восприятия информации является полноценное предложение;
  • на четвертом уровне (10 баллов), который соответствует высокому уровню развития, текст уже воспринимается целостно [8].

Нами было проведено исследование, которое позволяет определить уровень развития навыка чтения выпускниками начальной школы – четвероклассниками. Исследование проходило в 2021-2022 и 2022-2023 учебных годах. Общая выборка составила 322 человека. Из них 85 обучающихся – четвероклассники из сельской школы Пермского края, 237 – четвероклассники из школы г. Москвы (табл. 1).

                                                                                                                         Таблица 1

       Уровень развития навыка понятийного чтения выпускников начальной школы

Выпускники начальной школы

Четвероклассники школы Пермского края

Четвероклассники школы г. Москвы

Количество обследованных, учащихся, чел.

85

237

Средний бал

5,56

5,76

Кол-во учащихся с низким навыком чтения, чел./%

26

31 %

72

30 %

Кол-во учащихся со средним навыком чтения, чел./%

47

55 %

121

51 %

Кол-во учащихся с хорошим навыком чтения, чел./%

12

14 %

42

18 %

Кол-во учащихся с высоким навыком чтения, чел./%

0

0 %

2

1 %

Статистический анализ применением t-критерия Стьюдента показал, что статистически значимых различий между выборками не выявлено. Критическое значение t-критерия Стьюдента составил 0,8 при эмпирических t-критерия Стьюдента равных 1,96 (p ≤ 0.05) и 2,58 (p ≤ 0.01), не попадает в зону значимости. Соответственно существуют общие тенденции в овладении навыками понятийного мышления у четвероклассников, обучающихся как в Пермском крае, так и в московской школе.

Как видно из таблицы, у более половины четвероклассников к окончанию начальной школы навык понятийного чтения соответствует среднему уровню, т.е. единицей восприятия текста является словосочетание, а улавливать взаимосвязи между словосочетаниями достаточно трудно, общий смысл текста учащимися усваивается фрагментарно.

Почти треть учащихся обладают низким навыком понятийного чтения, т.е. единица восприятия текста – отдельные слова. Сложно представить, какой информацией может овладеть ребенок, обладая низким навыком чтения.

Менее 20 % четвероклассников обладают хорошим навыком понятийного чтения, т.е. единица восприятия информации – полноценное предложение. Смысл текста усваивается в полноценном объеме, за исключением некоторых фрагментов. В этой ситуации на уровень осмысления текста в большей степени могут влиять различные факторы: личностные особенности учащегося, особенностями протекания его психических функций (мышление, память, внимание, восприятие), а также знаньевая составляющая (активный и пассивный словарь, общая осведомленность и пр.).

Высокий навык чтения, т.е. текст уже воспринимается целостно, без искажений, сформирован только у 1 % четвероклассников московской школы (2 ученика). Среди обследованных пермских четвероклассников ни один ученик не показал высокий уровень понятийного чтения.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. существует общее образовательное пространство, которое проявляется в единстве использования методических комплексов и в единстве результатов овладения навыками смыслового чтения выпускниками начальной школы;
  2. существуют общие проблемное поле в формировании читательской грамотности у выпускников начальной школы. Так более половины четвероклассников на этапе окончания начальной школы овладевают навыком понятийного чтения на среднем уровне, что является не достаточным для дальнейшего успешного обучения в старшей школе.

Список литературы

  1. Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева – Текст : электронный // Достижения науки и образования, 2022. – № 3 (83). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения : 05.01.2024).
  2. Балуева, А. С. Формирование функциональной грамотности в тексте о образовательной деятельности школьников / А. С. Балуева – Текст : электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. – № 30. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-tekstoobrazovatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения : 27.01.2024).
  3. Борисенко, Н. А. Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному / Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова – Текст : электронный // Теоретическая и экспериментальная психология, 2022. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-nauchnoy-shkoly-g-g-granik-v-psihologiyu-ponimaniya-ot-bumazhnogo-teksta-k-elektronnomu (дата обращения : 27.01.2024).
  4. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. – М., 2022. – URL : https://shkola3petrovsk- r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/178/3018/Metodicheskie_rekomendatsii_po_FG_31.10.2022.pdf (дата обращения : 27.01.2024). – Текст : электронный.
  5. Панова, Н. В. К вопросу формирования ключевых читательских компетенций у младших школьников / Н. В. Панова, В. А. Борисов – Текст : электронный // Телескоп, 2022. – № 2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-klyuchevyh-chitatelskih-kompetentsiy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения : 27.01.2024).
  6. Соболева, О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. / О. В. Соболева. – Москва, 2010. – Текст : непосредственный.
  7. Шапкин, Н. С. взаимосвязь понятийного мышления и навыка чтения у учащихся 3-6 классов / Н. С. Шапкин, В. В. Казанцева. – Текст : электронный // общество: социология, психология, педагогика, 2022. – № 4 (96). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-ponyatiynogo-myshleniya-i-navyka-chteniya-u-uchaschihsya-3-6-klassov (дата обращения : 27.01.2024).
  8. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3–6 классы). / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2011. – 208 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Аликина Е. Л., 2024

PDF