МОДЕЛЬ РАБОТЫ КЛАССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

26 марта 2024 г.

Авторы: Кайбарова Зарина Саидовна , Кораблева Мария Васильевна

 

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.1

З. С. Кайбарова, М. В. Кораблева

Z. S. Kajbarova, M. V. Korableva

Кайбарова Зарина Саидовна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель начальных классов и английского языка, МБОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа», с. Калинино, Абаканский район, Россия.

Кораблева Мария Васильевна, зам. директора по УВР, учитель истории и обществознания, МБОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа», с. Калинино, Абаканский район, Россия.

Kajbarova Zarina Saidovna, advisor to the director for education and interaction with children's public associations, primary school and English teacher, Municipal budgetary educational institution «Kalininskaya secondary school», p. Kalinino, Abakansky district, Russia.

Korableva Maria Vasilievna, Deputy Director for Educational Management, History and Social Studies teacher, Municipal Budgetary Educational Institution «Kalinin Secondary School», p. Kalinino, Abakansky district, Russia.

 

МОДЕЛЬ РАБОТЫ КЛАССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

THE MODEL OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASS'S WORK IN SECONDARY SCHOOL

 

Аннотация. В статье рассмотрена модель работы класса психолого-педагогической направленности через организацию внеурочной деятельности с включением специальных курсов в учебный план и использованием ресурсов дополнительного образования. Авторы описывают цель и планируемые результаты деятельности для всех участников инновационного проекта.

Annotation. The article considers the model of the work of the class of psychological and pedagogical orientation through the organization of extracurricular activities with the inclusion of special courses in the curriculum and the use of additional education resources. The authors describe the purpose and planned results of activities for all participants of the innovation project.

Ключевые слова: профориентация, инновация, самоопределение, педагогическая направленность, внеурочная деятельность.

Keywords: career guidance, innovation, self-determination, pedagogical orientation, extracurricular activities.

 

Современная образовательная политика России стратегически ориентирована на системное перспективное видение развития педагогического образования, сопряженное с инновационными подходами к подготовке будущего учителя [5].

Обновленный федеральный государственный стандарт в образовании определяет необходимость и целесообразность профориентационной работы в школе. Во ФГОС подчеркивается, что по завершении ступени обучения обучающиеся ориентируются в широком спектре профессий, готовы к профессиональному выбору в разных сферах деятельности, но в соответствии с личными предпочтениями и запросом рынка труда. Выпускники основной школы понимают важность профессиональной деятельности в интересах рынка труда, осознают значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества. Таким образом, ведущей целью профориентационной работы в современной школе становится психологическая, педагогическая и информационная поддержка в профессиональной ориентации школьников, включающая диагностику профессиональных склонностей обучающихся, их способностей обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для выбора профессии [4].

C 2022 г. на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Калининская СОШ») Усть-Абаканского района Республики Хакасия функционирует региональная инновационная площадка «Создание класса психолого-педагогической направленности как пространства для самореализации и приобщения учащихся 7-9 классов к педагогической среде» (Приказ Министерства образования и науки РХ № 100-608 от 23.06.2022 г.).

Цель проекта – организация класса психолого-педагогической направленности как пространства для приобщения учащихся к педагогической среде и их самореализации. Основополагающими документами при разработке проекта стали: учебно-методическое пособие «Организация деятельности психолого-педагогических классов» [3], Концепция профильных психолого-педагогических классов [2].

Задачи реализации инновационной площадки:

  • создание комплекса условий для профессионального самоопределения учащихся начиная с 7 класса через проектирование содержания образования и технологий обучения в психолого-педагогическом классе;
  • объединение ресурсов МБОУ «Калининская СОШ» и учреждений СПО и ВПО Республики Хакасия и Красноярского края для профориентации и мотивирования школьников к получению педагогических профессий;
  • прохождение будущими абитуриентами педагогической практики и профессиональных проб;
  • апробация и распространение педагогами опыта работы психолого-педагогического класса на муниципальном и региональном уровнях.

Класс психолого-педагогической направленности способен создать пространство, где знакомство с профессией осуществляется через самопознание и взаимодействие. По сравнению с любым другим направлением, такой класс решает вопросы развития личности, способной демонстрировать качества преадаптивности [1].

Особенность класса психолого-педагогической направленности заключается в том, что работа организована с 7 класса (от уровня пропедевтики до формирования у будущих выпускников представления о педагогической деятельности, необходимого для их осознанного выбора профессии учителя по завершению школы). Погружение осуществляется постепенно через ресурсы дополнительного образования, занятия внеурочной деятельности, факультативы и специальные учебные предметы. Реализация программ объединений внеурочной деятельности и дополнительного образования, начиная с 7 класса, построена на основе модульной системы. Каждый модуль направлен на формирование основ знаний о психологии, педагогике, а также значений этих знаний в жизни человека и в педагогической профессии.

Механизм реализации поставленной цели

7 класс

  1. Курсы внеурочной деятельности: «Занимательная психология», «Я – волонтер», «Мир социальных профессий».
  2. Программы классных руководителей в рамках реализации Программы воспитания школы.
  3. Дополнительное образование: Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия.

8-9 классы

  1. Курсы внеурочной деятельности: «Учитель-профессия будущего», «Познай себя», «Психология общения», «Медиастудия».
  2. Социальная практика «Школа вожатого».
  3. Специальные учебные курсы: «Культура речи», «Педагогика среди наук», «Цифровые технологии».
  4. Дополнительное образование: Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия.

Курсы внеурочной деятельности направлены на удовлетворение профориентационных вызовов и потребностей обучающихся, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. План работы классного руководителя по воспитанию включает в себя мероприятия, направленные на достижение поставленных выше задач (табл. 1, 2).

Таблица 1

Мероприятия, организованные в классе психолого-педагогической направленности в 2022-2023 учебном году

Наименование курса внеурочной деятельности

Мероприятия в рамках курсов

«Занимательная психология»

– диагностика обучающихся;

– обзор профессий психолого-педагогической направленности;

– составление портретов профессий психолого-педагогической направленности (учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог)

«Я – волонтер»

– реализация социальной практики в рамках проекта «Киноуроки в школах России»;

– участие в проведении устного журнала в начальной школе «Поговорим о вредных привычках»;

– участие в республиканской Школе Волонтера

«Мир социальных профессий»

– обзор профессий социальной направленности;

– организация интеллектуальных марафонов и подвижных игр для учащихся начальной школы;

– сотрудничество с детским технопарком «Кванториум» (ГБПОУ РХ «ЧТОТ»)

Таблица 2

Мероприятия, организованные в классе психолого-педагогической направленности в 1-м полугодии 2023-2024 учебном году

Наименование курса внеурочной деятельности

Мероприятия в рамках курсов

«Познай себя»

– организация проектно-исследовательской деятельности (80 % обучающихся выбрали тему психолого-педагогического направления);

– участие в республиканском фестивале-конкурсе «Педагогический класс – это про нас!», номинация «Конкурс видеороликов «История нашего класса» (диплом победителя, 2023 г.)

«Учитель-профессия будущего»

– организация дистанционного обучения по направлению «Психолого-педагогический класс» в Центре довузовской подготовки КГПУ им. В. П. Астафьева (г. Красноярск) с дальнейшим прохождением профессиональных проб;

– подготовка и проведение классных часов, «минуток безопасности» в начальных классах по БДД и профилактике ДДТТ.

Комплексный подход при реализации деятельности класса психолого-педагогической направленности включает участие обучающихся во всероссийских профориентационных проектах и мероприятиях («Билет в будущее», «Профилум»). Диагностика на платформе «Профилум» позволила ребятам определить сферу своих способностей, интересов и склонностей. Систематическая работа с интерактивной цифровой платформой «Портал «ПроеКТОриЯ» во внеурочной деятельности формирует знания и представления о профессиях на данном этапе обучения, помогает выбрать и уточнить направление деятельности, и в будущем станет основой осознанного профессионального выбора.

Открытие класса психолого-педагогической направленности создает условия для развития запроса у школьников на определенное образование.

Для успешного выполнения поставленных задач была разработана модель наставничества в классе психолого-педагогической направленности.

Модель реализуют семь высококвалифицированных наставников, обладающих многолетним опытом, профессиональными компетенциями и корпоративной культурой. Это педагоги с высшей категорией и первой квалификационной категорией. Наставник работает с группой обучающихся из пяти - десяти человек. Группа формируется на определенный период от одной недели до четверти. При этом используется модульный поход. Учащиеся могут передвигаться из одной группы в другую. Создается ситуация, для которой ставится цель и задачи, определяется результат. У каждого наставника есть свое направление:

  • работа с учащимися начальной школы, организованные и музыкальные переменки;
  • работа с дошкольниками;
  • олимпиадное движение среди учащихся класса психолого-педагогической направленности;
  • социальное волонтерство;
  • диагностика;
  • работа с представителями педагогического сообщества.

Таким образом, охват задействованных школьников в мероприятиях составляет 100 % (так как каждый ученик находится под опекой своего наставника и работает в группе над одной целью).

Таким образом, данная модель нацелена на личностно-ориентированный социально педагогический процесс, направленный на формирование профессиональных знаний, умений и практических навыков обучающихся.

В ходе реализации инновационного проекта предполагается достижение участниками следующих результатов:

  1. для обучающихся:
  • предметные результаты: углубление представлений об обществе и мире профессий; создание осмысленного и позитивного имиджа педагогической профессии, знание отличительных признаков педагогических профессий; знание требований, предъявляемых к личности педагога; знание основ теории обучения и воспитания, совершенствование психологических представлений о процессе обучения и воспитания, формирование навыка применения психологических знаний в решении возникающих педагогических задач;
  • личностные результаты: осознание своей индивидуальности; готовность и способность к личностному самоопределению, саморазвитию, воспитание социальной активности и социальной ответственности, повышение уровня самооценки; сформированность устойчивой целенаправленной познавательной деятельности и мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, находящих отражение в личностной и гражданской позиции в деятельности; умение соотносить свои способности (коммуникативные, организаторские, творческие) с требованиями педагогической профессии; осуществлять осознанный выбор будущей педагогической профессии и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе профессиональных предпочтений;
  • метапредметные результаты: освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; умение планировать и регулировать свою деятельность;
  1. для родителей (законных представителей):
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение школьников к социально-гуманитарным дисциплинам;
  • повышение уровня социальной комфортности выпускников;
  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • активизация творческой деятельности (желание участвовать в различных конкурсах и научно-практических конференциях);
  1. для МБОУ «Калининская СОШ»:
  • организация и развитие педагогической культуры участников образовательного процесса, которая основана на поддержке педагогической инициативы школьников, их автономии и совместной творческой работе взрослых и детей, а также становление своеобразных способов и форм обучения и воспитания;
  • совершенствование системы мониторинга образовательных и творческих результатов учащихся; рост качества обучения;
  • становление «нового» типа выпускника, который способен быстрее и продуктивнее начать вникать в будущую профессию;
  • стимуляция новых процессов профессионального самовоспитания и самообразования педагогов;
  • развитие системы взаимоотношений с социальными партнерами.

Значимость идеи работы класса психолого-педагогической направленности для развития системы образования заключается в следующем:

  • совершенствование механизмов раскрытия, а также содействие в развитии одаренных и талантливых детей;
  • рост охвата обучающихся образованием социальных и гуманитарных дисциплин;
  • расширение доступа учеников к кадрам и базе организаций СПО и высшего педагогического образования;
  • обеспечение условий для преодоления дефицитов педагогических кадров;
  • повышение привлекательности профессии педагога.

Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. – М. : Акрополь, 2018. – 212 с. – Текст : непосредственный.
  2. Концепция профильных психолого-педагогических классов. – М. : Академия Минпросвещения России, 2021. – 64 с. – Текст : непосредственный.
  3. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие / ред. Е. Н. Леонова. – М. : Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с. – Текст : непосредственный.
  4. Письмо Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – Текст : непосредственный.
  5. Скударева, Г. Н. Общество и образование в современной России : социокультурные ориентиры / Г. Н. Скударева. – Орехово-Зуево, 2015. – 400 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Кайбарова З. С., Кораблева М. В., 2024

 

PDF