ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ДУХОВНЫЙ ФУНДАМЕНТ НАЦИИ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

26 марта 2024 г.

Авторы: Крутоусова Оксана Михайловна , Грачева Татьяна Николаевна , Косолапова Ольга Петровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.035-053.6(045)

О. М. Крутоусова, Т. Н. Грачева, О. П. Косолапова

O. M. Krutousova, T. N. Gracheva, O. P. Kosolapova

Крутоусова Оксана Михайловна, магистрант, ФГБОУ ВО «МГУ имени А. И. Куинджи», г. Мариуполь, Россия.

Грачева Татьяна Николаевна, к. п. н., доцент, ФГБОУ ВО «МГУ имени А. И. Куинджи», г. Мариуполь, Россия.

Косолапова Ольга Петровна, преподаватель, кафедра русского языка и литературы, ФГБОУ ВО «МГУ имени А. И. Куинджи», г. Мариуполь, Россия.

Krutousova Oksana Mikhailovna, master's student, Mariupol State University named after A. I. Kuindzhi, Mariupol, Russia.

Gracheva Tatiana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, docent, Mariupol State University named after A. I. Kuindzhi, Mariupol, Russia.

Kosolapova Olga Petrovna, lecturer, Department of Russian Language and Literature, Mariupol State University named after A. I. Kuindzhi, Mariupol, Russia.

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ДУХОВНЫЙ ФУНДАМЕНТ НАЦИИ

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AS THE SPIRITUAL FOUNDATION OF THE NATION

 

Аннотация. Патриотизм как явление, связанное непосредственно с политической культурой общества, является в России духовным фундаментом нации. Патриотическое воспитание – основа обеспечения национальной безопасности государства. Педагогу необходимо понимать, что патриотическое воспитание как противодействие радикализму и экстремизму гарантирует социальную и политическую стабильность в обществе, что диктует необходимость формирования целостной государственной системы патриотического воспитания.

Annotation. Patriotism, as a phenomenon directly related to the political culture of society, is the spiritual foundation of the nation in Russia. Patriotic education is the basis for ensuring the national security of the state. The teacher needs to understand that patriotic education as a counteraction to radicalism and extremism guarantees social and political stability in society, which dictates the need to form an integral state system of patriotic education.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь, экстремизм, радикализм, нравственные принципы, духовность.

Keywords: patriotism, patriotic education, youth, extremism, radicalism, moral principles, spirituality.

 

Реалии сегодняшнего дня, характеризующиеся сложностью и динамизмом, требуют развития современной системы духовных приоритетов, красноречиво сигнализируют современным педагогам о необходимости воспитания патриотического самосознания молодежи как одной из важнейших задач национальной политики государства. В соответствии с концепцией развития воспитания в РФ до 2025 г. и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» проблема патриотического воспитания молодых людей является важнейшим сегментом обеспечения национальной безопасности государства.

С целью повышения качества патриотического воспитания следует решить ряд проблем, которые неизбежно возникают в образовательных учреждениях, среди которых организационная и пропагандистская работа, сотрудничество с общественными организациями, урегулирование нормативно-правовой, научно-теоретической и методической базы патриотического воспитания.

Проблемой формирования патриотического сознания учащихся продуктивно занимались С. А. Алиева, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, В. В. Дьяченко, H. H. Дубинина, A. A. Егизарьянц, Г. С. Зайцев, С. А. Константинов, Ю. В. Лазарев, В. И. Лесняк, C. B. Марзоев, С. И. Мешкова, В. В. Пионтковский, В. К. Савельев, В. Н. Сагатовский и др.

Патриотизм как осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям является важнейшим нравственным и политическим принципом РФ. Крайне сложная политическая ситуация, которая сложилась сегодня в мире, дает неоспоримые доказательства того, что черту между патриотизмом и радикализмом (экстремизмом) очень важно четко обозначить как на государственном уровне, так и на уровне работы современного педагога-наставника в процессе патриотического воспитания молодежи. Патриотизм и экстремизм, по сути своей, принципиально отличаются, прежде всего, отношением к «своему» и «чужому». Если патриотизм предполагает культивирование собственных ценностей, он гуманистичен по своей сути, то радикализм (экстремизм) ориентирован на агрессию, ненависть по отношению к другим народам, религиям, государствам. Важно осознавать, что вовремя искорененные проявления экстремизма («насильственное разрушение суверенитета и целостности государства, поддержка и оправдание террористической деятельности, возбуждение национальной, расовой и иной розни, нарушение прав человека в связи с его нацией, социальной ролью, политическими и религиозными убеждениями, противодействие реализации гражданами своих конституционных прав и свобод; финансирование экстремисткой деятельности, организация и подготовка экстремистских организаций, призывы и подстрекательство к экстремистской деятельности, демонстрирование и пропаганда нацистской атрибутики» [1, с. 89].) позволят не допустить в общественной, политической жизни неотвратимых паталогических проявлений. Педагогу важно помнить, что патриотическое воспитание, являясь противодействием радикализму и экстремизму в обществе, реально гарантирует социальную и политическую стабильность в государстве. Поскольку РФ является многонациональным государством, формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений находятся в непосредственной зависимости друг от друга.

Следует отметить, что современная молодежь отличается повышенным градусом ответственности за судьбу своей Отчизны и испытывает чувство сопричастности ко всем проблемам государства в контексте вызовов современности. Эмоциональную составляющую патриотизма усиливает деятельностный элемент, т.е. стремление личности продемонстрировать в поступках свою любовь к Родине, о чем часто забывают молодые люди. Таким образом, вопрос патриотического воспитания молодежи был и остается одним из актуальных в воспитательном процессе Российской Федерации.

Необходимо учитывать тот факт, что экономический базис как важный сегмент повседневной жизни личности является важным индикатором патриотических настроений в обществе. Следствием низкого материального уровня жизни человека неизбежно станут различные проявления антипатриотизма, особенно это касается молодежи, вынужденной в силу объективных причин часто решать материальные проблемы приоритетно. К счастью, в данном случае речь не идет о полном отсутствии патриотизма у личности, скорее имеет место темпоральное, ситуативное «вытеснение» этого чувства в «пассивный» режим. Таким образом, важно, чтобы государственная политика была направлена на создание максимально комфортных для человека условий жизни (экономических, социальных, политических). Однако, не стоит недооценивать и роли воспитания патриотических позиций молодежи, в процессе чего возникает не просто чувство любви к Родине, но и гражданственность, т.е. деятельная ответственность за то, что происходит в твоей державе, чувство осмысленной сопричастности к проблемам и трудностям, которые объективно возникают в государстве.

Аксиоматичным является утверждение, что процесс воспитания подрастающего поколения является поступательным и системным. Формирование патриотизма как неотъемлемой части воспитательного процесса начинается с детства и постепенно модифицируется у взрослого человека в активную гражданскую позицию. В контексте вышеизложенного перед современным педагогом в числе первоочередных задач стоят:

  • глубокое изучение истории государства, культуры своего народа с акцентом на правдивые авторитетные источники, опираясь на факты героического прошлого;
  • объективный аналитический дискурс современной государственной национальной политики;
  • создание возможности для активного вовлечения молодых людей в политические, социальные проекты, которые имеют государственную востребованность, путем использования новых технологий и внедрения инновационных интерактивных форм работы;
  • формирование у молодежи потенции противостояния влияниям негативного информационного поля, деформирующей морально адекватное мировоззрение молодого человека;
  • формирование результативных механизмов укрепления патриотического самосознания, национальной самоидентификации юношества.

Процесс патриотического воспитания молодежи включает в себя одним из ключевых заданий потенциальную самореализацию молодых людей вне зоны их основной профессиональной или учебной деятельности в сфере общественной, политической жизни, что, безусловно, позитивно влияет на расширение мировоззренческих горизонтов личности, укрепление нравственных ценностей.

Учитывая возрастные особенности молодежной среды, важно отметить, что действенным формирование общероссийского гражданского патриотического самосознания будет только при условии грамотного синтеза усилий всех субъектов патриотического воспитания, включая родителей, чей мировоззренческий багаж, жизненный опыт, моральные устои могут стать базовыми для молодежи.

Список литературы

  1. Спиридонов, А. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России / А. П. Спиридонов, Г. Г. Шаповал – Текст : непосредственный. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, 2016. – № 58. – С. 89-94.

                                                

© Крутоусова О. М., Грачева Т. Н., Косолапова О. П., 2024

PDF