ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» СТУДЕНТАМ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы II Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

16 мая 2024 г.

Авторы: Джабраилова Валида Саидовна , Хмелёва Надежда Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 4 (91). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.091.39

В. С. Джабраилова, Н. В. Хмелёва

V. S. Dzhabrailova, N. V. Khmeleva

Джабраилова Валида Саидовна, к. ф. н., доцент, Московский финансовый колледж ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия.

Хмелева Надежда Владимировна, преподаватель, Московский финансовый колледж ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия.

Dzhabrailova Valida Saidovna, Associate professor, Moscow Financial College of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Khmeleva Nadezhda Vladimirovna, teacher, Moscow Financial College of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» СТУДЕНТАМ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

NTERACTIVE LEARNING AS A KEY TOOL FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO VOCATIONAL STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALITIES

 

Аннотация. Материал статьи обсуждает важность применения отдельных интерактивных методов обучения английскому языку студентов экономических специальностей. Процесс преподавания иностранного языка рассматривается через интерактивное обучение, которое в условиях технологического прогресса можно считать ключевым в ряду дидактических инструментов. Авторы рассматривают преимущества интерактивных методов обучения над традиционными, затрагивают их психолого-педагогические аспекты.

Annotation. The article discusses the importance of applying certain interactive methods of teaching English to students of economic majors. The process of teaching a foreign language is analysed through interactive learning, which in the modern conditions of technological progress can be considered as a key among didactic tools. The authors address the advantages of interactive teaching methods over traditional ones, touch upon their psychological and pedagogical aspects.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, индивидуализация педагогического воздействия, субъект обучения, навыки группового взаимодействия, рефлексивное подведение итогов, ролевая игра, решение кейсов, дискуссия, презентация, традиционные методы обучения, фасилитатор.

Keywords: interactive teaching methods, personalized pedagogical approach, subject of learning, group interaction skills, reflective debriefing, role-playing, case solving, discussion, presentation, traditional teaching methods, facilitator.

 

В современном мире, где глобализация и международные связи становятся все более важными, знание иностранного языка становится неотъемлемым навыком для успешной карьеры в экономике. И даже сейчас, в условиях ограничения экономического взаимодействия санкциями, налагаемых со стороны западных стран, иностранный, а именно английский язык не теряет своей актуальности, поскольку он остаётся языком международного общения и позволяет осуществлять экономические связи со странами, в которых он также принят как основной язык делового общения. В числе основных причин, по которым студентам экономически специальностей необходимо быть успешными в освоении английского языка, можно перечислить следующие:

  1. изучение иностранного языка позволяет студентам СПО экономических специальностей расширить свои возможности на рынке труда. Знание иностранного языка делает студентов более конкурентоспособными и привлекательными для работодателей, особенно в международных компаниях. Кроме того, оно открывает двери к возможностям работы за границей и участия в международных проектах;
  2. изучение иностранного языка помогает студентам СПО экономических специальностей лучше понимать и анализировать международные экономические процессы. Знание языка страны, в которой развивается экономика, позволяет студентам получить доступ к первоисточникам информации и анализировать ее без посредников. Это помогает им принимать более обоснованные решения и предсказывать тенденции на рынке;
  3. изучение иностранного языка способствует развитию межкультурной коммуникации и толерантности. Студенты СПО экономических специальностей, обладающие навыками общения на иностранном языке, могут легче устанавливать деловые контакты с представителями других культур и стран. Это помогает им развивать межкультурные навыки и уважение к различиям, что является важным аспектом в современном международном бизнесе.

В рамках данной статьи нами будет рассмотрен процесс преподавания иностранного языка сквозь призму интерактивного обучения, организация которого в настоящих условиях представляется нам ведущим видом деятельности преподавателя. Интерактивность обучения предполагает следование личностно-ориентированной парадигме, являющейся «краеугольным камнем» стандартов третьего поколения, которая выводит на первый план такие подходы, как компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный, коммуникативный, когнитивный [4, с. 92].

В основе интерактивного обучения лежит понятие интеракции, которая этимологически может трактоваться в зависимости от того, в какой области знаний рассматривать данный термин – философии, психологии, педагогики и социологии. В нашем случае особенно интересно применение интерактивных технологий в области педагогики, а точнее ее раздела – частной педагогики – методики. Суть интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. В педагогике интеракцию рассматривают как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, в ходе которого все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников процесса. В концепции интерактивного обучения положение педагогов в качестве субъекта, а учащегося в качестве объекта педагогического процесса заменяется представлением обучающегося как о субъекте своей учебной деятельности. Таким образом, интерактивное обучение это обучение с использованием коммуникативных технологий, обучение хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные методы обучения соотносятся с целевыми ориентациями интерактивных технологий, а именно:

  1. активизация индивидуальных умственных процессов учащихся;
  2. мотивирование обучающегося на внутренний диалог;
  3. обеспечение понимания информации, являющейся предметом коммуникации;
  4. индивидуализация педагогического воздействия;
  5. вывод обучающегося на позицию субъекта обучения;
  6. достижение двусторонней связи (обмена информацией) обучающегося и обучаемого.

Целеполагание интерактивного подхода предполагает следование также принципам духовно-ориентированного воспитания.

Интерактивное обучение следует рассматривать как самостоятельный подход в образовательной области наряду с традиционным, деятельностным, индивидуальным, дифференцированным, компетентностным и др. подходами [2, c. 28]. Зарубежные ученые также отмечают, что парадигма образования сместилась от линейного обучения в сторону интерактивного, которое предполагает различные виды взаимодействия, а также использование мультимедийных материалов, переход от простых презентаций или слайд-шоу к более интерактивным средствам обучения, которые предоставляются с помощью компьютерных приложений, специально разработанных для этих целей. Такая форма обучения требует активного участия студентов через интерактивные образовательные сайты [5].

Говоря о том, насколько традиционные формы обучения отличаются от интерактивных по части дидактического потенциала, целесообразно представить информацию в виде следующей таблицы 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной и интерактивной форм обучения

Как видно из таблицы, применение интерактивных методов нацелено на развитие не только когнитивной составляющей обучения, но личности в комплексе, повышают мотивацию обучения за счет соревновательного компонента (в игре, олимпиаде, конкурсе). В целом, можно сделать вывод о том, что интерактивные методы решают более широкий спектр учебных целей, чем традиционные.

В отличие от традиционных методов обучения, в контексте применения интерактивных методов педагог не даёт готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. Под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, и инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения учащихся между собой и в процессе общения с преподавателем, который является фасилитатором учебного процесса, который направляет деятельность обучающихся точка он разрабатывает план урока как совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми обучающийся изучает материал. При этом обучающийся получает стимул к внутреннему переживанию, что способствует ценностному переосмыслению и выделению ориентиров, помимо глубокого усвоения материала. В ходе интерактивного обучения приоритет отдаётся изучению нового материала, а не повторению и закреплению уже изученного.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций [3, c. 60]. Практическая значимость интерактивного обучения в преподавании английского языка представляется довольно высокой, поскольку такие формы обучения как ролевая игра, игровая ситуация, дискуссия, решение кейсов, публичное выступление являются эффективными с точки зрения освоения материала, приобретения устойчивого навыка порождения речи на иностранном языке, развития навыков критического мышления. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка позволяют реализовать эффективный подход к развитию коммуникативных навыков учащихся. Они основаны на активном участии студентов в процессе обучения, что способствует повышению их мотивации и заинтересованности. Одним из основных принципов интерактивных методов является создание ситуаций, которые позволяют студентам использовать полученные знания в реальных коммуникативных ситуациях. Например, игры и ролевые игры позволяют учащимся практиковать свои навыки говорения и понимания на аутентичном материале. Другим важным компонентом интерактивного обучения является использование технологий, таких как интерактивные доски или компьютерные программы. Эти инструменты позволяют студентам активно взаимодействовать с материалом и получать мгновенную обратную связь. Для иллюстрации приведем пример использования интерактивного ресурса LiveWorksheets, который представляет собой онлайн-платформу, позволяющую создавать и использовать интерактивные задания для изучения различных предметов, включая английский язык. Этот ресурс позволяет отрабатывать навыки чтения, письма, грамматики и лексики через выполнение различных заданий: выбор правильного ответа, заполнение пропусков или перевода слов по контексту. Важным элементом методики обучения с помощью LiveWorksheets являются также задания на развитие навыка аудирования и произношения. Кроме традиционных упражнений на расстановку звуковых символов (phonetic transcription), можно проводить работу над имитацией интонации диктора при выполнении заданий на аудирование. Интерактивность данного ресурса позволяет получить обратную связь (система сама проверяет ответы, оценивает их, отправляя уведомление преподавателю). В качестве примера эффективности методик интерактивного обучения можно также привести метод проекта. В частности, нами был проведен конкурс проекта «My Hobby», в рамках которого студенты разных групп должны были создать презентацию, которая бы отражала их хобби, впоследствии все работы были оценены жюри по ряду критериев (отсутствие ошибок, степень освоенности лексики по теме, визуальный компонент, логичность и последовательность изложения), но основная задача мероприятия заключалась в том, чтобы студенты, используя интерактивный материал (презентация Powerpoint на общем диске, к которой имели доступ все участники проекта), получили возможность развить такие компетенции, как работа в команде и критическое мышление (выстраивание алгоритма создания своей страницы) [1, с. 23].

Интерактивное обучение также имеет психолого-педагогические аспекты. В процессе интерактивного обучения параллельно происходят освоение содержания образования и коммуникативный процесс. Каждый преподаватель является специалистом в области содержания своего учебного предмета, но, кроме этого, необходимо помнить о следующих психолого-педагогических условиях достижения эффективности в образовательном взаимодействии:

  1. создание благоприятного психологического климата, отражающего качественную сторону отношений и характеризующегося стремлением к совместности, взаимопомощи, стремлением к достижению конструктивного результата, позитивными эмоциями, что достигается посредством укрепления в учащихся веры в себя, привития равноправия партнеров по коммуникации, отсутствие обвинений, отсутствие «оборонительных позиций», доверие и искренность. Со стороны педагога это демонстрируется через чувство меры, педагогический такт и эмоциональную сдержанность, а также через способность постоянно контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми. Понимание других людей связано со способностью к эмпатии, которая особенно проявляется во время слушания собеседника, в оказании ему своевременной психологической поддержки;
  2. диалоговый стиль общения, подразумевающий высокую личную вовлеченность участников, взаимное уважение, равноправие, сотворчество, активное слушание. Обеспечение данного условия реализуется через обсуждение тем, представляющих для обучаемых интерес, преподаватель, выполняет роль модератора, поэтому в его силах выстроить на практике такой стиль общения, в котором студент становится полноправным участником и сотворцом образовательного процесса (например, метод дискуссии может служить эффективным инструментом овладения знаниями и, вместе с тем, обеспечить, например, высокую личную вовлеченность в процессе активного слушания);
  3. учет фаз групповой динамики (развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу, процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов, и потребностей. Выполнение данного условия обеспечит развитие мотивационной составляющей обучения, на практике осуществляется, например, в ходе конкурсной деятельности, когда нескольким группам ставится задание разработать продукт в ходе совместной работы, который впоследствии получит оценку, а, следовательно, поощрение);
  4. развитие навыков группового взаимодействия, которое происходит с помощью организации деятельности в парах, тройках, малых группах с динамическим, меняющимся составом, это условие выполнимо на любых этапах освоения иностранного языка и не представляет сложности в организации при условии адекватного модерирования;
  5. рефлексивное подведение итогов, которое помогает каждому участнику определить личный уровень продвижения, а группе – выработать правила эффективной совместной деятельности. Данное условие возможно реализовать в ходе обсуждения итогов учебной деятельности с привлечением интерактивных методов обучения, например, создание групповой презентации, в которой у каждого члена группы свой функционал и от того, как он его выполнить, зависит успех всей группы.

Подводя итог, считаем необходимым отметить, что интерактивное обучение на настоящем этапе развития технологий является ведущим видом формирования компетенций, заявленных ФГОС нового поколения. В частности, студентам СПО экономических специальностей интерактивное обучение может предложить ряд возможностей для формирования компетенций, которые в дальнейшем будут способствовать их конкурентоспособности на рынке труда, информированности в профессиональной области (владение навыками межкультурной коммуникации открывает доступ к источникам новой информации), а также интерактивная составляющая обучения позволяет максимально приблизить учебные ситуации к естественным, проверить, как полученные знания работают на практике и способны ли решать реальные задачи.

Список литературы

  1. Джабраилова, В. С. Метод проектов как инструмент повышения мотивации студентов среднего профессионального образования к изучению иностранного языка / В. С. Джабраилова, Н. В. Хмелева – Текст : непосредственный // Общество, 2023. – № 1-2(28). – С. 22-25. – EDN WFPEWU.
  2. Коротаева, Е. В. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России, 2021. – № 4. – С. 26-33. – DOI: 10.26170/2079-8717.
  3. Шакирова, С. А. Интерактивное обучение / С. А. Шакирова – Текст : электронный // Интерактивная наука, 2023. – № 2 (78). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-3 (дата обращения : 20.02.2024).
  4. Шумакова, А. П. Требования ФГОС третьего поколения и методы повышения мотивации к изучению иностранного языка подростками / А. П. Шумакова – Текст : непосредственный // Ноосферные исследования, 2023. – Вып. 2. – С. 89-95.
  5. Bouchrika, I. 39 Interactive Learning Statistics: 2024 Data, Trends & Predictions. / I. Bouchrika. – URL : https://research.com/education/interactive-learning-statistics (дата обращения : 20.02.2024). – Текст : электронный.

                                                

© Джабраилова В. С., Хмелёва Н. В., 2024

PDF