НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы II Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
16 мая 2024 г.
Авторы: Петрова Нонна Евгеньевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 4 (91). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 303.1
Н. Е. Петрова
N. E. Petrova
Петрова Нонна Евгеньевна, студентка, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия.
Petrova Nonna Evgenevna, student, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia.
НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
NEW DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION: FEATURES AND PROBLEMS
Аннотация. В авторском материале проводится вторичный анализ данных социологических исследований российского образования, произведенных после пандемии, рассматриваются данные касающиеся введения новых цифровых технологий, дистанционного образования, изучается мнение, как самих учащихся, так и учителей, педагогов и их родителей.
Annotation. In the author's material provides a secondary analysis of data from sociological studies of Russian education conducted after the pandemic, examines data on the introduction of new digital technologies, distance education, and examines the opinions of both students themselves and teachers, educators and their parents.
Ключевые слова: образование, цифровые технологии, дистанционное обучение.
Keywords: education, digital technologies, distance learning.
Тема применения цифровых технологий в учебном процессе в данный момент достаточно полно и широко анализируется, проводятся различные опросы, мониторинги. Применение дистанционного образования стало актуальным достаточно недавно, всего около трех лет назад, когда весь мир столкнулся с пандемией и необходимостью уменьшения социальных контактов и переходом на онлайн образование.
К цифровым технологиям в данном параграфе относятся как дистанционные технологии обучения, так и применение различных интернет-ресурсов, электронных дневников, зачетных книжек, онлайн курсов на различных платформах и набирающего все большую популярность искусственного интеллекта.
Так как переход по понятным причинам на дистанционное образование произошел достаточно стихийно, то большинство учителей, преподавателей, родителей и самих обучающихся не были к этому готовы, в следствии чего произошло достаточное количество проблем, которые как раз были выявлены посредством проведения социологических опросов.
По состоянию на начало 2019/2020 учебного года в целом по России всего от 4 % до 6 % учащихся обучались с применением дистанционных образовательных технологий, причем это в основном было вынужденной мерой из-за болезни обучающегося или прохождения им специального лечения.
После введения особого режима при пандемии этот процент в различных регионах мог доходить вплоть до 99 %. По результатам опроса родителей школьников и самих обучающихся около трети из них считали, что дистанционное образование – это своеобразные каникулы и не могли воспринимать учебную деятельность на должном уровне [1].
Что касается самих учителей и их подготовки к данным изменениям в учебном процессе, то подавляющее большинство из них (почти 70 %) никогда не сталкивались с дистанционными образовательными технологиями, большинство их тех, кто использовал данные технологии, преподавали в старшей школе, что еще более усугубило ситуацию.
В сфере школьного образования за данный период применения технологий столкнулись со следующими проблемами: отсутствие информационных ресурсов для обучения, вынужденная включенность родителей в образовательный процесс, которые в большинстве своем критиковали данную необходимость и желали вернуть офлайн режим, при котором вся полнота ответственности лежала на педагоге.
Также можно выделить следующие проблемы: недостаточная техническая оснащенность, как школ, так и дома у учеников, особенно в сельской местности; психологическая усталость учителей и родителей, а также влияние такого обучения на здоровье детей [2].
Социологические исследования затрагивают и обучающихся высших учебных заведений. Между студентами и школьниками в вопросе применения дистанционных технологий существуют существенные отличия. По результатам социологического исследования 2021 года 70 % опрошенных студентов утверждают, что дистанционный режим обучения позволил им продуктивно учиться и не доставил никаких трудностей во взаимодействии с преподавателями одногруппниками. Более того, половина из опрошенных студентов желает применять смешанный формат обучения, что связывается с мобильностью, возможностью экономии и совмещением с работой [3, с. 33].
Однако, против дистанционного обучения высказываются преподаватели тех специальностей, на которых необходим непосредственный контакт с обучающимся (медицинской направленности, творческих профессий, сельского хозяйства).
Хотя данное исследование происходило уже после снятия ограничительных мер, но как показывают данные опросов, вынужденная цифровизация не привела к улучшению электронных материалов и повсеместному внедрению всех доступных источников информации в обычный образовательный процесс. Студенты после пандемии вернулись к тому же формату обучения, без различных информационных новшеств.
В результате применении цифровых технологий в высших учебных заведениях, также как и в школах выявились ряд проблем, которые также касаются ряда технических проблем коммуникации между субъектами образовательного процесса (студентами, преподавателями и администрацией) и обострению потребности обучающихся в психологической поддержке, у около 20% студентов были выявлены синдромы депрессии умеренной тяжести или тяжелой депрессии, особенной группой риска являются первокурсники бакалавриата/специалитета.
Слишком большая нагрузка в данный период обучения приходилась на практико-ориентированные профессии, особенно выделяется эта проблема применительно к студентам медицинских вузов, которые полностью не могут перейти на дистанционный формат обучения.
Еще одной из существенных проблем среди студентов можно назвать невозможность прохождения практики, предусмотренной графиком учебного процесса, однако данная ситуация сложилось в основном из-за закрытия учреждений на момент пандемии и в данный период времени уже не наблюдается такой проблемы.
Также на основе исследования были выделены следующие вызовы, которые характерны для тотального перехода на дистанционную работу, они представлены в виде диаграммы (рис. 1).
Рисунок 1. Диаграмма вызовы тотального перехода на дистанционную форму
В результатах опросов, проводимых в школьной среде, была выявлена проблема технической оснащенности, что касается высших учебных заведений, то в данном случае такая проблема возникла всего у 20 % опрошенных, так как в основном студенты имеют технику, ведь она им постоянно необходима для написания различных работ, однако не все преподаватель на должном уровне могут пользоваться техникой и ресурсами.
Среди студентов одной из главных проблем стало необходимость жесткого самоконтроля и эффективному управлению временем, можно сказать, что в ситуации со школьниками данную функцию выполняли родители, которые также были этим не довольны.
С данной проблемой также связана следующая тенденция в образовании, такая как использование искусственного интеллекта в образовательной деятельности. Около 40% студентов при написании работ используют труды чужой деятельности, просто копируя их, но система антиплагиат данную работу сразу вычисляла, что привело к использованию искусственного интеллекта и сгенерированного им текста, который до недавнего времени не выявлялся при проверке работы. Преподаватели и общество в целом высказывают негативное мнение на счет применения искусственного интеллекта в образовании. Однако, данные ответы можно объяснить непониманием возможностей данного инструмента и неправильным применением его в данное время.
Подводя итог вторичному анализу данных социологических исследований по проблеме применениях цифровых технологий, можно сказать, что система образования была не готова к резкому и внезапному переходу на дистанционное образование. Недостаточная подготовленность педагогов, онлайн платформ и курсов, техническая оснащенность, привели к достаточно значимым проблемам в сфере образования, которые были выявлены в период пандемии. Так как данный переход был вынужденной мерой, то после возвращения к жизни без ограничений, произошло возращение образования в прежнее состояние, практически не используются все возможности инновационных технологий для интересного и качественного обучения. Глубокая интеграция цифровых технологий требует значительных образовательных инноваций и подразумевает процесс планирования изменений по трем основным направлениям: педагогическому, технологическому и организационному.
Список литературы
- Семионова, Е. А. Готовность российских школ, учителей и учащихся к дистанционному обучению / Е. А. Семионова, Г. С. Токарева – Текст : непосредственный // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития, 2020. – Т. 108. – № 6. – С. 20-22.
- Семионова, Е. А. Дистанционное обучение школьников: готовность к вызовам / Е. А. Семионова, А. С. Тищенко, Г. С. Токарева – Текст : непосредственный // Социологические исследования, 2022. – № 5. – С. 145-149.
- Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию : аналитическая доклад / М. О. Абрамова, К. А. Баранников, И. А. Груздев [и др.] ; науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин ; [Том. гос. ун-т]. – Текст : электронный. – Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. – URL : http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892778 (дата обращения : 20.03.2024).
© Петрова Н. Е., 2024