ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы II Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

16 мая 2024 г.

Авторы: Тавкинь Лариса Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 4 (91). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.1

Л. В. Тавкинь

L. V. Tavkin

Тавкинь Лариса Викторовна, ст. преподаватель, кафедра педагогики, психологии и социальной работы, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Россия.

Tavkin Larisa Viktorovna, senior lecturer, the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Volgograd, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

USING DIGITAL TOOLS FOR IMPLEMENTING BUSINESS-ORIENTING DIRECTIONS OF EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS

 

Аннотация. В статье определена важность предпринимательских навыков для студентов среднего профессионального образования, обозначены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели колледжей при реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов. Приведен обзор популярных цифровых инструментов для предпринимателей и представлены преимущества использования цифровых инструментов для развития предпринимательских навыков у студентов.

Annotation. The article determines the importance of entrepreneurial skills for students of secondary vocational education and identifies the problems that college teachers face when implementing a business-oriented direction in educating students. An overview of popular digital tools for entrepreneurs is provided and the benefits of using digital tools for developing entrepreneurial skills in students are presented.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, цифровые инструменты, бизнес-ориентирующее направление воспитания, предпринимательские навыки.

Keywords: secondary vocational education, digital tools, business-oriented education, entrepreneurial skills.

 

Стратегия развития профессионального образования основана на реализации национальных проектов. На современном рынке труда предпринимательские навыки становятся все более важными для успешной карьеры. Предпринимательство требует умения принимать решения, решать проблемы, быть инновационным и адаптивным. Опыт работы в сфере предпринимательства также позволяет развивать навыки коммуникации, управления временем и ресурсами, а также создать сеть профессиональных контактов. В целях сохранения конкурентоспособности в сфере образования профессиональная образовательная организация должна пересмотреть содержание образовательных программ с учетом новых требований бизнеса, общества и государства. Бизнес-ориентированное обучение сегодня предполагает переход образования в цифровую среду практически на 90 %. Это связано не только с общими тенденциями цифровизации глобальных экономических процессов, но и с тем, что 90 % бизнеса сегодня также трансформируется в цифровую среду [2, с. 68].

Цифровые инструменты становятся все более важными для развития предпринимательских навыков. Они позволяют повысить эффективность работы, расширить аудиторию и увеличить прибыль. Онлайн-платформы, социальные сети, облачные сервисы и другие инструменты помогают автоматизировать процессы, улучшить коммуникацию с клиентами и партнёрами, а также увеличить видимость бренда. Таким образом, развитие предпринимательских навыков и использование цифровых инструментов становится ключевым фактором для успешной карьеры на современном рынке труда. Активное изучение новых технологий и умение их применять позволит выпускникам колледжей достичь профессионального успеха в любой отрасли.

Понимание предпринимательских навыков является ключевым для студентов колледжей, так как это поможет им успешно развивать свой бизнес и достигать поставленных целей. Предпринимательские навыки включают в себя умение принимать решения, управлять рисками, развивать планы и стратегии, умение коммуницировать и вести переговоры, а также быть креативным и инновационным. Многие известные успешные предприниматели начинали свой путь еще в студенческие годы и применяли свои предпринимательские навыки для достижения успеха. Например, Илья Скачков (Group-IB), который начал свой путь предпринимателя в 17 лет будучи студентом МГТУ им. Баумена; Максим Ноготков, основатель сети кампаний «Связно», который занимался предпринимательством с 14 лет, продавая компьютерные программы и автоматические определители номеров.

Важно, чтобы студенты колледжей осознавали важность развития и применения предпринимательских навыков, так как это поможет им не только в карьерном росте, но и в достижении своих целей и мечтаний. Умение мыслить креативно, уверенно принимать решения и быть готовыми к рискам – важные навыки, которые помогут студентам достичь успеха в бизнесе и жизни.

Деятельность педагогического коллектива профессиональной образовательной организации по внедрению бизнес-ориентированного подхода в обучении, в рамках всех дисциплин представляет собой систематическую работу по актуализации бизнес-направления в соответствии с современными реалиями, внедрение новых технологий и инструментов в образовательный процесс [3, с. 65]. Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели колледжей при реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов, это отсутствие практического опыта предпринимательства, ограниченный доступ к ресурсам и наставничеству, сложность применения теоретических знаний к реальным сценариям, нехватка времени из-за большой нагрузки по учебе и дополнительным занятиям, трудности с выбором карьерного пути и планированием карьеры, высокие требования к успеваемости и конкуренция среди студентов, недостаточное внимание со стороны руководителей и недостаток поддержки со стороны учебного заведения.

Перед педагогическим коллективом колледжа стоит задача преодоления разрыва между теорией и практикой, создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса. Цифровые инструменты играют ключевую роль в развитии навыков предпринимателей, помогая им научиться управлять бизнесом более эффективно и эффективно использовать свои ресурсы. Ниже приведен обзор нескольких популярных цифровых инструментов, которые могут быть полезны преподавателям среднего профессионального образования, реализующим программы молодежного предпринимательства:

  • Google Workspace (ранее G Suite) – набор приложений от Google, включающий Gmail, Google Docs, Google Sheets и другие инструменты для офисной работы. Google Workspace позволяет предпринимателям эффективно совместно работать над проектами и управлять документами.
  • Trello – онлайн-инструмент для управления проектами и задачами. Trello позволяет создавать доски задач, добавлять карточки с заданиями и управлять процессом выполнения проектов.
  • Slack – мессенджер для командной работы, который позволяет общаться с коллегами, обмениваться файлами и интегрировать другие цифровые инструменты.
  • Canva – онлайн-инструмент для создания графики и дизайна. Canva позволяет создавать профессионально выглядящие баннеры, презентации и логотипы без необходимости иметь навыки дизайна.
  • Mailchimp – платформа для создания и автоматизации email-маркетинга. Mailchimp помогает предпринимателям продвигать свой бизнес через электронную почту и отслеживать результаты их маркетинговых кампаний.

Преимущества использования цифровых инструментов для развития навыков очевидны, цифровые инструменты могут преодолеть разрыв между теорией и практикой по ряду причин:

  1. Более доступное обучение: цифровые инструменты могут быть доступны в любое время и в любом месте, что делает обучение более удобным и доступным.
  2. Интерактивное обучение: многие цифровые инструменты предлагают интерактивные уроки и задания, которые помогают студентам лучше усваивать материал и развивать навыки.
  3. Персонализированное обучение: с помощью цифровых инструментов можно создавать персонализированные программы обучения, учитывающие индивидуальные потребности и уровень знаний каждого студента.
  4. Обратная связь: цифровые инструменты могут предоставлять быструю и точную обратную связь по выполненным заданиям, что помогает студентам лучше понимать свои ошибки и улучшать свои навыки.
  5. Возможность практического применения знаний: многие цифровые инструменты имитируют реальные ситуации и задачи, позволяя студентам практиковать и оттачивать свои навыки в контролируемой среде.

Цифровые инструменты могут преодолеть разрыв между теорией и практикой, предлагая студентам возможность применить свои знания на практике, получить обратную связь и дополнительные ресурсы для улучшения своих навыков [1, с. 6]. Это помогает лучше подготовиться к реальным ситуациям и повысить уровень профессионализма. При реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания преподавателям необходимо придерживаться определенных практических стратегий использования цифровых инструментов:

Использование онлайн-курсов и вебинаров: онлайн-курсы позволяют изучать новые знания и навыки в удобное время и месте. Вебинары могут быть использованы для проведения обучающих сессий и дискуссий с экспертами в отрасли.

Использование образовательных платформ: существует множество образовательных платформ, где можно найти курсы, тренинги и учебные материалы по различным темам, связанным с бизнесом.

Использование онлайн-игр и симуляторов: онлайн-игры и симуляторы могут быть использованы для обучения управлению бизнесом, принятию решений, анализу рынка и другим навыкам, необходимым для предпринимательства.

Использование социальных сетей и блогов: социальные сети и блоги могут быть использованы для обмена опытом с другими предпринимателями, поиска новых идей и партнеров, а также для привлечения новых клиентов.

Использование видеоматериалов: видео-уроки и обучающие видеоматериалы могут помочь визуализировать сложные концепции и упростить процесс обучения.

Использование онлайн-платформ для командной работы: коллаборативные онлайн-платформы помогут организовать работу команды, управлять проектами и обмениваться информацией.

Использование облачных технологий: облачные технологии позволяют хранить и обмениваться данными, документами и информацией, делая процесс работы более эффективным и удобным.

В целом, цифровые инструменты могут значительно улучшить процесс обучения и помочь развить предпринимательские компетенции, делая бизнес-образование более доступным, интерактивным и эффективным. Использование платформ электронного обучения для повышения квалификации преподавателей и студентов колледжа может быть эффективным способом улучшить образовательный процесс. Преподаватели могут использовать различные онлайн-курсы и ресурсы для обучения новым методикам преподавания, педагогическим технологиям и современным образовательным тенденциям. Это поможет им быть более компетентными и эффективными в своей работе, а также поддерживать свои профессиональные навыки на актуальном уровне.

Студенты также могут использовать платформы электронного обучения для дополнительного обучения, изучения предметов в удобном формате, повышения своих навыков и знаний. Онлайн-курсы могут быть полезны, как для обучения новым предметам, так и для углубленного изучения уже известных тем: «Использование цифровых маркетинговых инструментов для продвижения своего бизнеса», «Автоматизация бизнес-процессов с помощью специализированного программного обеспечения», «Внедрение облачных технологий для улучшения доступности и безопасности данных», «Разработка мобильного приложения для удобства клиентов и увеличения присутствия на рынке», «Использование аналитики данных для принятия обоснованных стратегических решений».

Таким образом, использование платформ электронного обучения для повышения квалификации преподавателей и студентов колледжа может помочь улучшить качество образования, сделать его более доступным и гибким, а также способствовать развитию профессиональных навыков и компетенций всех участников образовательного процесса. Успех студентов зависит от их готовности использовать современные цифровые инструменты для своего развития. Те, кто активно и осмысленно использует онлайн-ресурсы, имеют больше возможностей для успешной карьеры. Предпринимательские навыки очень важны для будущего успеха студентов, и развитие этих навыков может быть ускорено благодаря цифровым инструментам. Их использование помогает быстрее и эффективнее проводить маркетинговые исследования, запускать стартапы и продвигать свой бренд. Результаты тематических исследований подчеркивают важность обучения цифровым навыкам уже в колледже. Студенты, которые имеют опыт работы с различными онлайн-платформами и программами, более успешны в своих предпринимательских начинаниях.

Исследования также показывают, что образовательные учреждения должны активно интегрировать цифровые инструменты в свои учебные программы, чтобы подготовить студентов к современному рынку труда. Это поможет им быть конкурентоспособными и успешными в будущем. Наконец, успешные примеры студентов, которые используют цифровые инструменты для развития своих предпринимательских навыков, могут послужить вдохновением для других. Поддержка и мотивация со стороны образовательной организации и общества могут стимулировать студентов к творческим и успешным проектам.

Для студентов колледжа любой специальности заведений важно освоить цифровые инструменты, чтобы быть готовыми к предпринимательской деятельности в будущем. Они должны активно изучать и применять эти инструменты для развития своих навыков и повышения своих шансов на успех в бизнесе. Таким образом, студентам следует не только освоить профессию или специальность, но и научиться предпринимательству и осваивать цифровые инструменты, чтобы быть готовыми к вызовам современного бизнеса и достичь успеха в своих предпринимательских начинаниях.

Список литературы

  1. Белоусова, Н. Н. Цифровые ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов техникума / Н. Н. Белоусова, Н. Н. Савельева – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. – № 1. – URL : https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN121.pdf (дата обращения : 17.02.2024). – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  2. Берсенева, Е. В. Проектный подход как условие реализации бизнес-ориентированного обучения в СПО / Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева. – Текст : непосредственный. // Инновационное развитие профессионального образования, 2020. – № 2 (26). – С. 63-72.
  3. Тавкинь, Л. В. Новый взгляд на воспитание в среднем профессиональном образовании в аспекте бизнес-ориентирующего направления / Л. В. Тавкинь, И. В. Власюк – Текст : электронный // Вестник педагогических инноваций, 2024. – № 1 (73). – С. 64-79. – URL : https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.06 (дата обращения : 17.02.2024).

                                                

© Тавкинь Л. В., 2024

PDF