ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПРИЧИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы II Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

16 мая 2024 г.

Авторы: Цвиркун Оксана Александровна , Андриянова Екатерина Романовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 4 (91). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 159.96

О. А. Цвиркун, Е. Р. Андриянова

O. A. Tsvirkun, E. R. Andriyanova

Цвиркун Оксана Александровна, к. т. н., доцент ВАК, доцент кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Андриянова Екатерина Романовна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Tsvirkun Oksana Aleksandrovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Andriyanova Ekaterina Romanovna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПРИЧИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

DIGITALIZATION OF EDUCATION AS A CAUSE OF PROFESSIONAL BURNOUT OF UNIVERSITY TEACHER

 

Аннотация. Стрессу на работе и как следствие профессиональному выгоранию подвергаются люди различных профессий. Традиционно к рисковой категории относятся педагоги всех уровней образования. Причин профессионального выгорания множество. В данном материале в качестве одного из факторов стресса рассмотрена цифровизация.

Annotation. People of various professions are exposed to stress at work and, as a result, professional burnout. Traditionally, teachers at all levels of education belong to the risk category. There are many reasons for professional burnout. This material examines digitalization as one of the stress factors.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, преподаватель, цифровизация образования, компьютерная программа, Moodle.

Keywords: professional burnout, teacher, digitalization of education, computer program, Moodle.

 

С 1 января 2022 года после обсуждения на Ассамблее ВОЗ в Женеве, претерпела изменения Международная классификация болезней (МКБ-11). Она «обновлена с учетом реалий ХХI века и отражает критически важные достижения в прогрессе науки и медицины». Согласно МКБ-11, «выгорание» официально признано заболеванием и включено в раздел «Проблемы, связанные с занятостью или безработицей». Уточняется, что этот диагноз ограничен только профессиональной сферой и не может применяться к другим жизненным ситуациям. Причем, «выгорание» – это не просто синоним стресса. Оно определяется как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться».

К настоящему времени синдром «выгорание» включает более 100 синдромов. Традиционно к профессиям, подверженным риску выгорания, относят педагогические, в том числе профессию преподавателя всех уровней системы образования. Среди признаков профессионального выгорания выделяют: ощущение хронической усталости, пониженную работоспособность, повышенную раздражительность, регулярное физическое недомогание, отрешенность и появление негатива или даже цинизма по отношению к работе, увеличение количества ошибок, неосознанное сопротивление и страх перед переменами, сокращение контактов, преобладание пессимистических настроений, потерю смысла и пр. [1].

Рассмотрим систему факторов, влияющих на профессиональное выгорание. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на профессиональное выгорание

Среда факторов

Признаки группировки факторов

Факторы

Внешние

Условия труда

Нагрузки сверх норм

Напряженный график работы

Низкий размер оплаты труда

Дедлайны, отвлекающие факторы

Отсутствие возможности погружения в работу

Нелюбимая работа

Рабочие конфликты

Нездоровая атмосфера

Давление или изоляция в коллективе

Внутренние

Сверх- (гипер-) ответственность

Повышенные требования к работе

Давление авторитета

Престижность места работы

Ответственность перед работодателем

Убеждения

Должен много работать

Ощущения

Работа всегда на первом месте

Долженствование

Потребность в успехе

Опасения (страх) подвести

Так или иначе, большинство представленных факторов связано со смартфоном, компьютером, а, следовательно – цифровизацией. Цифровизация подразумевает использование программ, приложений и других цифровых ресурсов. В условиях цифровизации образования риск профессионального выгорания педагога возрастает. Это связано, в первую очередь, с увеличением нагрузки преподавателей, поскольку предъявляются более высокие требования. Работа всегда на первом месте – поэтому приходится всегда отвечать на звонки, электронные письма и сообщения; ответственность перед работодателем – поэтому приходится находиться всегда «на связи» и мысли отключить телефон – нет; напряженный график работы – поэтому приходится разрабатывать курсы в электронной образовательной среде Moodle, чтобы хотя бы тесты не проверять вручную; низкий размер оплаты труда – поэтому приходится выполнять дополнительные функции, чтобы выполнить эффективный контракт и др. Преподаватель должен не только обучать студентов по программам высшего образования, но и заниматься научными исследованиями, разрабатывать учебно-методические пособия, повышать квалификацию, осваивать и применять современные образовательные технологии и методы отчетности. Выше сказанное может приводить к ухудшению выполнения преподавателем своих обязанностей, заставляет его сомневаться в своем профессионализме, работать на «количество», в ущерб интересам, целям, ценностям и здоровью. Таким образом, обнаруживается противоречие между положительными эффектами внедрения цифровых технологий, улучшающих качество образовательного процесса, и негативными последствиями в виде интенсификации труда преподавателя за счет его личностных ресурсов.

Для выявления наличия предпосылок профессионального выгорания среди преподавателей КГПИ «КемГУ» в данной работе использовался анкетный метод.

Вопросы, по которым проводилось анкетирование, представлены на рисунке 1. В качестве вариантов ответа, в основном, были предложены «да» и «нет».

Анкетирование прошли 25 преподавателей ВУЗа, которые 100 % утвердительно ответили на вопрос о звонках студентов в нерабочее время, 14 человек (56 %), не одобряет такую форму взаимодействия.

10 преподавателям (40 %) не нравится работать в Moodle, хоть двое из них и признают, что сбор студенческих работ он упрощает; 6 человек (24 %) не выразили мнения, но также используют Moodle лишь для сбора материалов, всего шестерым преподавателям (24 %) он упрощает проверку работ. Под проверкой работ системой Moodle подразумевались тестовые задания, на которые отвечают студенты для подтверждения изучения темы или прохождения промежуточной аттестации. 4 человека (16 %) на этот вопрос не ответили.

Рисунок 1. Анкета для преподавателей КГПИ КемГУ

84 % опрошенных (21 человек) работают либо преподают в специальных компьютерных программах и половина из них сталкивается со сбоями в работе этих программ. 10 человек (40 %) испытывают трудности в преподавании дисциплин в дистанционной форме. Именно «живое» общение стимулирует интеллектуальные процессы в личности, переход же на удаленное или виртуальное общение, обедняет их, отрывая человека от социальной реальности.

Наличие трудностей можно связать также со спецификой предмета и недостаточностью оборудования. Причем на вопрос о достаточности оборудования отрицательно ответили 15 человек (60 %) из 25 опрошенных. Еще 18 преподавателям (72 %) недостаточно мультимедийных аудиторий. На вопрос об аудиториях, оборудованных мультимедиа, были даны комментарии о качественных характеристиках оборудования, отсутствии обычных меловых досок или о том, что экраны для проекторов настилаются на доски, и если работать с презентацией, то написать пояснения на доске не представляется возможным. На отдельных занятиях, проводимых в необорудованных аудиториях, и преподаватель, и студенты вынуждены работать со смартфонами.

23 преподавателя (92 %) ответили, что не одобряют работы, скачанные студентами из Интернета. И сошлись на том, что обращение к услугам Интернета создает извращенное представление о познавательном процессе. Создать научную работу (реферат, курсовая, дипломная работа и т.д.) для многих сегодня означает нажать нужную кнопку компьютера. Это ведет к утрате самой способности к научному творчеству, неумению думать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Только треть опрошенных (8 человек) проводит за экраном смартфона/компьютера на работе до 5 часов в день. Еще 11 человек (44 %) от 6 до 10 часов, а остальные 6 человек (24 %) – порядка 12 часов.

Анализируя результаты анкетирования можно сказать, что цифровизация образования дается преподавателям нелегко. Большое количество времени, проводимое за работой на компьютере, проведение занятий в дистанционной форме и на «слабом» оборудовании повышают тревожность педагогов. А погружение в цифровое (виртуальное) взаимодействие также негативным образом сказывается на эмоционально-личностном развитии студентов, обусловливая стрессогенность учебной деятельности [2]. Исследователи проблем современного образования отмечают, что технологизация современной жизни в целом и образования в частности приводит к расколу между чувствами и мышлением, разумом и переживаниями, все большей рациональности и прагматичности людей.

Список литературы

  1. ВОЗ официально признала эмоциональное выгорание на работе болезнью // Новосибирская областная ассоциация врачей noav.ru : [сайт]. – 2019. – 29 окт. – URL : https://www.noav.ru/?p=19225 (дата обращения : 08.02.2024). – Текст : электронный.
  2. Баранов, А. А. Цифровизация образования и стрессоустойчивость подростка / А. А. Баранов, З. Я. Баранова – Текст : электронный. // Цифровое развитие экономики и социальной сферы Удмуртской Республики: актуальные вопросы и роль высшей школы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 15 ноября 2019 года / Ответственный редактор А.М. Макаров. – Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_41574769_54304788.pdf (дата обращения : 06.03.2024).

                                                

© Цвиркун О. А., Андриянова Е. Р., 2024

PDF