ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы II Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

16 мая 2024 г.

Авторы: Шаймарданова Лилия Кимматовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 4 (91). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.031.4

Л. К. Шаймарданова

L. K. Shaymardanova

Шаймарданова Лилия Кимматовна, к. пед. н., доцент, ФГБОУ ВО МТУСИ, г. Москва, Россия.

Shaimardanova Lilia Kimmatovna, Ph.D., Associate Professor, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TECHNICAL EDUCATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

 

Аннотация. Учебный процесс становится результативным, если идея профессионализма пронизывает преподавание всех дисциплин: основных, специализированных и общественных наук. Все эти аспекты следует рассматривать как профессиональные, которые формируются прежде всего через учебный процесс и в сочетании с внешкольной и общественной деятельностью студентов. В данной статье выделены следующие психолого-педагогические факторы, влияющие на успешность обучения студентов в академии, а именно социально-психологическая готовность к обучению (исходная структура личности абитуриента, студента, психологический портрет).

Annotation. The educational process becomes effective if the idea of professionalism permeates the teaching of all disciplines: basic, specialized and social sciences. All these aspects should be considered as professional, which are formed primarily through the educational process and in combination with extracurricular and social activities of students. This article highlights the following psychological and pedagogical factors influencing the success of students' studies at the academy, namely socio-psychological readiness to study (the initial personality structure of the applicant, student, psychological portrait).

Ключевые слова: учебный процесс, студенты, техническое образование, воспитательный процесс, цифровая среда.

Keywords: education process, students, technical education, educational process, digital environment.

 

В высшем учебном заведении специалист, занимающийся информационными технологиями, подготавливается в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса. Поэтому весь учебный процесс становится результативным, если идея профессионализма пронизывает преподавание всех дисциплин: основных (в рамках политехнического образования), специализированных (с учетом профессиональной подготовки) и общественных наук (с точки зрения идеологических и политических аспектов). Специалист готовится не только для выполнения технических обязанностей, но и как координатор и воспитатель, а также общественный деятель.

Все эти аспекты следует рассматривать как профессиональные, которые формируются прежде всего через учебный процесс и в сочетании с внешкольной и общественной деятельностью студентов. Это основные характеристики учебного процесса в высшем учебном заведении. На практике, однако эти аспекты не учитываются или оцениваются однобоко. Например, активность студента признается только тогда, когда она соответствует строгому расписанию учебного процесса. Не учитываются индивидуальные предпочтения студентов и их желание гибко распределять время на изучение различных предметов. Используя авторитарные методы, заставляют студентов вести себя как школьники в течение семестра.

Проведя анализ учебных систем во множестве вузов, которые готовят инженеров по IT-специальностям, мы выделили следующие психолого-педагогические факторы, влияющие на успешность обучения студентов в академии: Социально-психологическая готовность к обучению (исходная структура личности абитуриента, студента, психологический портрет). Динамика развития личности под воздействием направленного обучения и воспитания в академии. Особенности коллективной деятельности студентов и ее влияние на процесс обучения и воспитания (социально-психологическая характеристика группы, структура общения и деятельности). Формирование способности к саморегулированию в учебной деятельности студентов (организация самостоятельной работы, развитие способности к рефлексии и творчеству). Психологическая готовность к профессиональной деятельности, профориентация на работу после окончания академии с учетом структуры личности (типология студентов по комплексу профессионально значимых свойств).

Гуманистическая концепция подготовки инженера предполагает разработку личностно-ориентированных педагогических методов, основанных на диалогическом подходе, который определяет взаимодействие между субъектами и расширение свободы участников педагогического процесса. Эти методы предполагают изменение отношений между преподавателем и студентом с позиции подчинения к позиции равноправия. Это изменение связано с тем, что преподаватель стимулирует студента к общему и профессиональному росту, создавая условия для его саморазвития. Согласно В. А. Сластенину, важно акцентировать внимание на оценке личностного развития студентов с учетом ключевых профессиональных качеств, необходимых будущему инженеру, в рамках «субъектно-смыслового обучения».

Взаимодействие и общение играют ключевую роль в эффективном обучении. В основе этого лежит диалог, способность понимать, реагировать, и аргументировать чужие точки зрения. Преподаватель не должен быть единственным источником знаний; студенты должны активно участвовать, позволяя преподавателю неявно управлять контактами. Вопросы преподавателя должны стимулировать обсуждение, и их формулировка играет важную роль: от юмора до нейтральности.

Участники диалога должны быть заинтересованы в его продолжении. Различия в точках зрения и общие языковые средства способствуют этому, в то время как отсутствие общего языка может создать барьеры в понимании и в отношениях.

Процесс воспитания студентов в вузе должен рассматриваться как сложный, активный и коммуникативный процесс, включающий в себя преодоление противоречий между преподавателями и студентами, а также между различными студенческими и преподавательскими группами. Внешние факторы, такие как общественно-нравственная и культурная атмосфера, влияют на этот процесс, но внутренние факторы, такие как духовный мир студента и его выбор, также играют важную роль.

Эффективность воспитательного процесса проявляется через результаты воздействия на студента, в его мнениях и действиях. Суть воспитания заключается в индивидуальности личности, а не в однонаправленном воздействии. Личность преподавателя оказывает значительное воздействие на студентов, служа не только источником знаний, но и образцом научной мудрости и взрослого поведения.

Исследования показывают, что студенты ценят индивидуальные встречи и разговоры с преподавателями. Наиболее эффективными формами воспитательной работы считаются индивидуальная работа на кафедре и беседы с преподавателями. Подготовка преподавателей к педагогическому общению с учетом структуры и методов является важным аспектом профессиональной деятельности в университете.

Отметим важные, на наш взгляд, ключевые моменты:

  1. Диалог и общение: они способствуют эффективному обучению, позволяя учитывать разные точки зрения и реагировать на них.
  2. Активное участие студентов: студенты должны активно участвовать, чтобы преподаватель мог управлять контактами незаметно.
  3. Стимулирование обсуждения: вопросы преподавателя должны стимулировать обсуждение, и их формулировка играет ключевую роль.
  4. Воспитательный процесс в высшем учебном заведении : он должен рассматриваться как активный и коммуникативный процесс, включающий в себя преодоление противоречий и взаимодействие между разными группами.
  5. Эффективность воспитательного процесса: она проявляется через результаты воздействия на студентов и их мнения и действия.
  6. Личность преподавателя: она играет значительную роль в воспитательном процессе, служа образцом научной мудрости и взрослого поведения.
  7. Формы воспитательной работы: индивидуальная работа на кафедре и беседы с преподавателями считаются наиболее эффективными.
  8. Педагогическое общение: важность подготовки преподавателей к педагогическому общению с учетом структуры и методов.

При рассмотрении проблем совершенствования воспитательного процесса в университете необходимо учитывать, что воспитание студента вместе с его образованием и профессиональной подготовкой образуют единый процесс. Выделение воспитательного процесса в отдельную область исследования обосновано потребностью в особом подходе и методике.

Ключевые характеристики воспитательного процесса в университете указывают на его специфику и сложности:

  1. Сложность воспитания: это более сложный процесс, чем простая передача знаний и умений во время учебы. Образование не гарантирует готовность к воспитанию других.
  2. Стадия гражданского формирования: воспитание происходит на этапе значительного физического и психического созревания студента.
  3. Различные воздействия: различные аспекты учебного и воспитательного процесса оказывают разное воздействие на формирование личности студента.
  4. Скрытый процесс: результаты воспитания не всегда видны моментально. Изменения происходят постепенно и незаметно.
  5. Совместные усилия: воспитание требует сотрудничества учебного заведения, семьи и общественных организаций.
  6. Активное участие: успешное воспитание возможно только через активное участие студентов.
  7. Воспитание через другие виды деятельности: воспитание всегда осуществляется через какую-то другую деятельность.
  8. Важность профессиональных знаний: основное внимание в технических вузах уделяется профессиональным знаниям и навыкам.

Необходимо строить отношения преподавателей со студентами как совместную творческую деятельность, где студенты являются активными участниками. Образование преподавателей и их понимание важности воспитания наряду с передачей знаний являются основой повышения качества воспитательной работы.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 334 с. – Текст : непосредственный.
  2. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. – Текст : непосредственный.
  3. Балакина, Л. Л. Педагогические принципы организации коммуникативного взаимодействия в учебном процессе / Л. Л. Балакина, А. А. Темербекова – Текст : непосредственный. // Вестник ТГУ, 2006. – С. 25-30.
  4. Шаймарданова, Л. К. Профессиональное обучение специалистов информационных технологий по двухуровневой системе / Л. К. Шаймарданова – Текст : непосредственный. // Актуальные проблемы экономики в условиях кризиса (сборник научных статей). – Москва : Изд-во «Перо», 2016. – С. 106-110.
  5. Шаймарданова, Л. К. Формирование профессиональных компетенций у специалистов информационных технологий / Л. К. Шаймарданова. – Казань : Изд. дом. МеДДок, 2011. – 47 с. – Текст : непосредственный.
  6. Шаймарданова, Л. К. Формирование у студентов профессиональных компетенций в процессе вне аудиторной работы / Л. К. Шаймарданова. – Текст : непосредственный. // Актуальные проблемы экономики в условиях кризиса (сборник научных статей). – Москва : Изд-во «Перо», 2016. – С. 110-115.

                                                

© Шаймарданова Л. К., 2024

PDF