ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ПРИЕМ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Раздел: Математика и методика обучения математике

Журнал: Информационные системы, цифровые сервисы и образовательные платформы в сфере образования

17 июня 2024 г.

Авторы: Шашкова Марина Дмитриевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 5 (92). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.851

М. Д. Шашкова, научный руководитель: Л. А. Осипова

M. D. Shashkova, scientific supervisor: L. A. Osipova

Шашкова Марина Дмитриевна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Научный руководитель: Осипова Людмила Александровна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Shashkova Marina Dmitrievna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Scientific supervisor: Osipova Lyudmila Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ПРИЕМ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

FEEDBACK SHEET AS A FORMATIVE ASSESSMENT TECHNIQUE

 

Аннотация. В статье обосновывается эффективность применения на уроках математики листа обратной связи как одного из приемов формирующего оценивания, приведен разработанный лист обратной связи по теме «Линейное уравнение с двумя переменными и его график» для использования на уроках математики в 7 классе.

Annotation. The article substantiates the effectiveness of using a feedback sheet in mathematics lessons as one of the methods of formative assessment, and provides a developed feedback sheet on the topic «A linear equation with two variables and its graph» for use in mathematics lessons in 7th grade.

Ключевые слова: развитие метапредметных компетенций, формирующее оценивание, лист обратной связи, уроки математики.

Keywords: development of meta-subject competencies, formative assessment, feedback sheet, mathematics lessons.

 

Оценивание является неотъемлемой частью образовательного процесса, при этом вопрос о разработке системы эффективного и качественного оценивания образовательных результатов учащихся всё ещё является актуальным. Помимо освоения метапредметных компетенций, согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны уметь самостоятельно регулировать процесс своего обучения. Этим требованиям отвечает формирующее оценивание, строящееся на следующих принципах:

  1. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
  2. Сравнение результатов текущего оценивания с предыдущими результатами обучающегося, а не с достижениями его сверстников.
  3. Обеспечение обратной связи.
  4. Осуществление оценивания по критериям.
  5. Оценивание не только образовательных результатов, но и процесса получения знаний.

Технология формирующего оценивания, целью которой является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения, реализуется за счет использования различных методов и приемов [1]. Одним из них является прием под названием «Лист обратной связи», его применение предполагает периодический сбор информации в письменном виде об уровне освоения конкретного учебного материала или овладения некоторыми компетенциями обучающимися. По итогам анализа собранной информации, учитель дает обратную связь учащимся в виде рекомендаций или конкретных шагов для повышения образовательных результатов.

Использование данного приема отвечает сразу всем принципам формирующего оценивания, учащиеся привлекаются к оценочной деятельности, они на постоянной основе получают обратную связь о пробелах в знаниях и путях их устранения. Такой подход мотивирует учащихся принимать более активное участие в собственном обучении и самостоятельно отслеживать свой прогресс.

В качестве иллюстрации применения данного приема, представим лист обратной связи (табл. 1) по теме «Линейное уравнение с двумя переменными и его график» для использования на уроках математики в 7 классе. Лист разработан на основе тем учебника «Математика. Алгебра: базовый уровень» УМК Ю. Н. Макарычева для 7 класса [2].

Таблица 1

Лист обратной связи по теме
«Линейное уравнение с двумя переменными и его график»

Итак, использование на уроках математики такого приема формирующего оценивания, как лист обратной связи, позволяет учителю создать условия для самостоятельного отслеживания учащимися своего образовательного прогресса, обеспечить постоянную обратную связь и помочь учащимся в устранении их пробелов в знаниях.

Список литературы

  1. Карпина, Ю. В. Формирующее оценивание на уроках математики / Ю. В. Карпина. – Текст : электронный // Математика и проблемы обучения математике в общем и профессиональном образовании. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2021. – С. 61-64. – URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45600807_67495248.pdf (дата обращения : 09.04.2024).
  2. Макарычев, Ю. Н. Математика. Алгебра : 7-й класс : базовый уровень : учебник / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 255 с. – ISBN 978-5-09-102535-4. – Текст : непосредственный.

                                                

© Шашкова М. Д., научный руководитель: Осипова Л. А., 2024

PDF