СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Елескина Наталья Геннадьевна , Стародубцева Наталья Викторовна

УДК 371

Н. Г. Елескина, Н. В. Стародубцева

N. G. Eleskina, N. V. Starodubzeva

Елескина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Стародубцева Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.

Eleskina Natalia Gennadievna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.
Starodubtseva Natalia Viktorovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

MODERN FORMS OF WORK IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL AGE

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные формы работы во внеурочной деятельности при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста. Особое внимание уделено выявлению специфики, задач, целей внеурочной деятельности. В статье приведены конкретные примеры современных форм внеурочной деятельности.

Annotation. The article deals with modern forms of work in extracurricular activities when working with children of primary and secondary school age. Special attention is paid to identifying the specifics, tasks, and goals of extracurricular activities. The article provides specific examples of modern forms of extracurricular activities.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, внеклассная работа, содержание внеурочной деятельности, формы внеурочной деятельности, познавательный интерес, продуктивный опыт, нравственное воспитание, патриотическое воспитание.

Keywords: extracurricular activities, extracurricular activities, content of extracurricular activities, forms of extracurricular activities, cognitive interest, productive experience, moral education, patriotic education.

 

Актуальность внеурочной деятельности обусловлена тем, что внеурочная деятельность в значительной степени расширяет образовательное пространство, она способствует более активному и гармоничному развитию личности ребенка. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную [4]. Внеурочная деятельность младших и средних школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, цель внеурочной деятельности заключается в создании условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; воспитания школьников и их активного участия в процессе социализации.

Внеурочная работа является составной частью воспитательно-образовательного процесса школы. Здесь важно сказать об ориентированности внеурочной деятельности, как и работы обучающихся в масштабах уроков, на достижение последствий освоения основной образовательной программы. Внеурочная работа предполагает, что учащиеся могут обучиться тем навыкам, которые у них слабо развиты, а также укрепить имеющиеся знания. Внеурочная работа нацелена на создание условий для неформального общения детей одного класса или же учебной параллели, обладает воплощенной воспитательной и социально-педагогической тенденцией. Внеурочная работа является превосходной возможностью для того, чтобы организовать межличностные взаимоотношения в классе, между обучающимися и потрясающим управляющим с целью формирования ученического коллектива.

Тем не менее, внеурочная деятельность должна быть максимально разнообразной и насыщенной. В практике современной начальной школы используются следующие формы внеурочной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию детей и имеют занимательный характер. Экскурсии являются распространенной формой внеурочной работы, речь идет об общеразвивающем занятии, которое способствует активному отдыху школьников, развитию умения общаться после уроков. Кружки – внеурочные занятия, имеющие выраженную коммуникативную и познавательную направленность. Занятия в кружках предполагают более высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен как коммуникативный, так и исследовательский метод. Секции – в рамках такой формы есть возможность проявления творческой, исследовательской инициативы детей, в частности, возможна совместная работа родителей, детей и учителя над разного рода исследовательскими проектами. Все это непосредственно способствует развитию коммуникативных навыков. Диспуты – организация дискуссий по тем или иным темам. Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность выразить собственную позицию. Олимпиады и соревнования – позволяют обобщить уже имеющиеся у детей знания, развивают творческий потенциал, способствуют общению между детьми, налаживают диалог между учителем и ребенком. Общественно полезные практики – разного рода внеклассная работа [2].

Современные формы внеурочной деятельности в начальной школе, а также при работе с детьми среднего школьного возраста представлены различного рода психологическими упражнениями и тренингами, в частности, ролевой гимнастикой. Эти формы работы способствуют становлению коммуникативных навыков у детей, развивают уверенность в себе, творческое мышление, креативность.

В младшем и среднем школьном возрасте крайне важна задача формирования продуктивного опыта. Наиболее многоаспектно продуктивный опыт формируется у детей в ходе получения представлений о профессиях взрослых. Ознакомление с профессиями взрослых в данном возрасте – это важное условие формирование позитивных установок к труду и общего морально-нравственного, интеллектуального развития детей. В современных условиях обновления образовательной парадигмы и введения ФГОС актуальной становится проблема поиска методов ознакомления детей с профессиями взрослых [1]. И эта задача успешно решается во внеурочной деятельности, в такой ее форме, как сюжетно-ролевая игра. К примеру, это сюжетно-ролевые игры, посвященные работе в магазине, на почте, в аптеке, в ателье, игры, в которых дети пробуют себя в качестве врачей, строителей.

В современном ФГОС четко обозначена задача нравственного воспитания детей. Во внеурочной деятельности также эту задачу можно решать эффективно, в частности, посредством организации с детьми младшего и среднего школьного возраста акций благотворительности, акций милосердия, трудовых десантов (средний школьный возраст). Цели и задачи патриотического воспитания успешно решаются посредством организации занимательных экскурсий, поездок, визитов в исторические, памятные места.

Конечно же, при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста преобладающей во внеурочной деятельности является игровая технология. Именно она лежит в основе большинства современных форм внеурочной работы. Игровые элементы дают возможность создания эмоционального настроя, способствующего процессу восприятия новой информации. Во внеурочной деятельности есть возможность практики новых форм игровых бесед, а именно, речь идет о беседе-совете, беседе-фантазии, слайд-беседе и т.п. Игровые элементы могут быть представлены в такой форме работы, как познавательный внеклассный час. Особенно здесь уместны мини-викторины, которые хорошо воспринимаются детьми в начальной школе [5].

Выделим и такую форму работы, как час творчества. Час творчества является знакомством с творчеством художника или музыканта, с определенными жанрами искусства, далее следуют творческие игры и задания для детей, активизирующие их воображение и творческий потенциал.

Уроки творчества дают возможность раскрытия уникальных творческих возможностей каждого ребенка. Дети учатся искусству сочинения сказок, стихов, рассказов, рисованию, другим видам прикладного мастерства.

Литературный праздник является комплексным внеклассным мероприятием, требующим серьезной подготовки. Праздник, как правило, включает в себя выступление педагога и детей, основную программу, в которой важное место принадлежит игровым аспектам: музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., их соединяет общая тема как нить, наконец, следует заключительная часть праздника.

В практике работы с младшими школьниками уместно использовать такую игровую форму работы, как литературный утренник. Литературный утренник для школьника - это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. Подготовка и проведение мероприятия объединяют педагогов, родителей, самих детей, которые увлеченно делают игровые инсценировки, художественные творческие номера.

Отдельно нужно сказать о литературном бале. Литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений. Игровой театрализованный элемент тут выражен достаточно ярко.

Литературная ярмарка выступает в качестве комплекса небольших, но разноплановых внеклассных мероприятий, проходящих одновременно. В частности, речь идет о викторинах, конкурсах, ролевых играх, номерах самодеятельности, розыгрышах и т.д.

Конечно же, для детей игра является сферой их социального творчества, полигоном общественного и творческого самовыражения. Игра связана с поиском себя в коллективе, обществе, человечестве, выходом на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной для понимания и детского восприятия.

Игровые элементы нужно включать в различные мероприятия, проводимых для детей, для создания эмоционального настроя на восприятие новой информации, развития умения строить диалог, способствовать формированию образных представлений о предмете.

Во внеурочной деятельности можно проводить игру-минутку – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.

Интеллектуальные игры представлены: «Что? Где? Когда?», КВН и другими. Они обладают многочисленными преимуществами, в частности, речь идет о соревновательности, неформальности обстановки. Эти игры дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют тому, чтобы приобрести опыт коллективного мышления, развивать быстроту реакции, позволяют проверить степень смекалки и начитанности [3].

В начальной школе проводятся ситуационные игры. Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, синтез элемента игры с определенными знаниями, она обладает импровизационным характером.

Такие игры могут применяться для того, чтобы, к примеру, закреплять определенные знания, полученные во время уроков.

Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием.

Игра имеет огромный эвристический и убеждающий потенциал и является способом организации познавательного материала. Такие игры используются, чтобы закрепить полученные знания.

Можно выделить такой вид читательской конференции, как литературный суд. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, имитирующей судебное заседание. Участниками распределяются роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть тот или иной литературный герой [3].

Литературный аукцион – литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.

Примерно по тем же принципам проводится аукцион знаний – творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Это, своего рода, интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы – приз получает тот, кто ответит последним.

Формы современной внеурочной деятельности являются многообразными. Почти все формы внеурочной деятельности учитель может использовать для развития, формирования коммуникативных навыков, умений, экологического и нравственного, патриотического воспитания, поскольку эти формы работы способствуют общению, раскрытию и реализации познавательного интереса у учащихся.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. – URL : https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения : 18.01.2021)
  2. Атрашенко, А. Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст]. / А. Н. Атрашенко, О. И. Аладко. // Начальная школа плюс до и после, 2008. – № 1. – С. 82-83.
  3. Муромцева, О. В. Игровые технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. / О. В. Муромцева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2016. – № 10 (114). – С. 1252-1254. – URL : https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения : 18.01.2021).
  4. Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения [Электронный ресурс]. / М. В. Писчаскина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2016. – № 8.5 (112.5). – С. 37-41. – URL : https://moluch.ru/archive/112/28677/ (дата обращения : 18.01.2021).
  5. Сарсембенова, Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе [Электронный ресурс]. / Г. Д. Сарсембенова, А. Д. Абилхаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2016. – № 21 (125). – С. 916-919. – URL : https://moluch.ru/archive/125/34538/ (дата обращения : 18.01.2021).

PDF