ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
Журнал: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»
9 июля 2024 г.
Авторы: Можарова Анна Эдуардовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 6 (93). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.31
А. Э. Можарова
A. E. Mozharova
Можарова Анна Эдуардовна, старший преподаватель, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Mozharova Anna Eduardovna, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
USING NEURAL NETWORKS TO DEVELOP STUDENTS' CREATIVE ABILITIES
Аннотация. В статье рассматривается использование нейросетей для развития творческих способностей студентов. Описываются преимущества и возможности применения нейросети YandexGPT2 в образовательном процессе, также приведены примеры практических заданий с использованием искусственного интеллекта.
Annotation. The article discusses the use of neural networks for the development of students' creative abilities. The advantages and possibilities of using the YandexGPT2 neural network in the educational process are described, as well as examples of practical tasks using artificial intelligence.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети в образовании, генерация текста, развитие творческих способностей.
Keywords: artificial intelligence, neural networks in education, text generation, development of creative abilities.
В современном мире нейросети становятся всё более популярными и находят применение в различных областях. Их использование в образовании – одна из новых и захватывающих тенденций, позволяющая студентам и педагогам достигать новых высот в обучении. Нейросети объединяют в себе мощь вычислительных возможностей и человеческую интуицию, делая их великолепным инструментом для изучения новых технологий и идеальным помощником в творческом процессе [4].
Нейросети будут развиваться и дальше, поэтому отрицать их значимость и делать вид, что это временное явление, недальновидно. В наше время очень важно, чтобы преподаватель не просто учил студентов пользоваться готовыми ответами, созданными нейросетями, а помогал им развивать умение создавать собственные уникальные работы. Один из способов использования нейросетей для развития творческих способностей студентов – это применение генератора текстов. Работа текстовой нейросети построена на базе анализа и обработки естественного языка. На алгоритмах машинного обучения нейросеть учится определять смысл текста, его настроение и стиль подачи. В результате накопленного опыта искусственный интеллект больше понимает, что от него требуется, и с каждым разом выдает все более релевантный контент. Это открывает неограниченные возможности для студентов в создании своих собственных текстов, историй, стихов или даже книг [2].
Несмотря на то, что искусственный интеллект значительно продвинулся в создании качественного текста, полноценно заменить человека он все равно не сможет. Пока программы, генерирующие тексты, не способны создавать идеальный продукт. Они допускают те же языковые и речевые ошибки, которые допускает среднестатистический пользователь. Большая часть текстов от нейросети требует хорошей редактуры. Чтобы результат работы текстового генератора можно было успешно использовать в образовательных целях, необходимо четко определить параметры для создаваемого текста. Это включает в себя выбор ключевых слов, формулировку основной идеи и содержательное описание того, что требуется получить. Для достижения желаемого результата от работы нейросети используют специальные подсказки, которые называются промтами.
Промт (от английского «prompt», что в переводе «подсказка, запрос») – это вопрос или задача, которую пользователь ставит нейросети. Промт может включать разные элементы, но не обязательно все сразу:
- инструкцию – это условие или задача, которую модель должна выполнить;
- контекст – дополнительная информация от пользователя, она поможет модели меньше галлюцинировать;
- входные данные – вопрос, на который человек ищет ответ;
- индикатор вывода – формат, в котором модель должна выдать результат.
Нет универсального промта, который подходил бы под любую ситуацию. В зависимости от задачи студент может добавлять в запрос информацию, задавать стиль ответа или ограничения. Если правильно сформулировать запрос, то у студента будет больше шансов получить точный ответ в нужном формате [1].
Существует множество нейросетей для создания текстов. Некоторые из них доступны только платно, другие можно использовать бесплатно в течение пробного периода, но есть и полностью бесплатные варианты. Одина из таких это YandexGPT2, которая позволяет создавать качественные тексты без необходимости оплаты. Сервис может генерировать ответы на вопросы, объяснять термины, давать советы, придумывать идеи, создавать инструкции. YandexGPT2 постоянно обновляется: внедряют новые функции и сценарии применения. Нейросеть неплохо генерирует идеи и несложные тексты, а особенно хороша в темах про детей, офисную работу, школьное образование, бытовые советы и шаблонные тексты. Доступ к YandexGPT2 можно получить несколькими способами. В приложении «Яндекса», «Яндекс-браузере», на главной странице поисковика в любом браузере [3].
Ниже приведены практические задания, которые обучают и в тоже время помогают развить творческие способности студентов с помощью нейросети YandexGPT2.
Задание 1. Выполните примеры.
Пример № 1. YandexGPT2 может придумывать, как провести онлайн мероприятия. Напишите промт; «Придумай мероприятие для студентов педагогического ВУЗа. Мероприятие будет проходить онлайн, поэтому участники должны выполнять задания только с помощью компьютера и интернета. Длительность мероприятия – 1 час». На рисунке 1 показан ответ на запрос.
Рисунок 1. Результат запроса примера № 1
Если результат работы нейросети не устраивает, то нажмите на кнопку «Ответь иначе» и сравните ответ с предыдущим.
Пример № 2. YandexGPT2 может продлевать ваши мысли. Напишите промт: «Продли мысль: Если собаки умели летать». Результат запроса показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Результат запроса примера № 2
Пример № 3. YandexGPT2 умеет сочинять стихи в разных стилях. Напишите промт «Напиши короткое стихотворение о падающих листьях в стиле Пушкина».
Рисунок 3. Результат запроса примера № 3
Стиль можно применять и ко всем видам деловых запросов. Например, «Напиши профессиональное, но дружелюбное электронное письмо…» или «Напиши официальное резюме на должность…».
Создать большой текст с помощью YandexGPT может быть немного сложнее. Потребуется несколько заходов.
Пример № 4. Необходимо написать материал для учебника по алгебре за 9 класс. Тема – «Теория вероятностей». Преподаватель читает лекции для студентов старших курсов и давно уже не объяснял математические законы простым языком.
Чтобы получить нужный материал, рекомендуется написать несколько промтов:
- «Напиши введение для статьи по теории вероятностей. Материал статьи должен быть понятен девятикласснику»;
- «Объясни простым языком, что такое событие, исход и эксперимент»;
- «Придумай несколько простых задачек по теории вероятностей».
Задание 2. Воспользуйтесь YandexGPT2 и разработайте сценарий проведения Дня открытых дверей на факультете. Сформулируйте промт так чтобы в качестве ответа получить табличные данные.
Задание 3. Попросите нейросеть написать объявление, призывающее студентов стать волонтерами в ВУЗе.
Задание 4. Создайте несколько последовательных промтов для выполнения задачи: «Учителю биологии (можно выбрать другой предмет) необходимо подготовиться к внеурочному мероприятию по предмету для 5 класса».
Регулярное выполнение таких заданий поможет студентам развить свои творческие способности и научиться эффективно использовать нейросеть YandexGPT2 для генерации идей и вдохновения. Кроме того, такие задания способствуют формированию навыков критического мышления, поскольку студенты должны анализировать результаты работы нейросетей и оценивать их качество, что помогает развивать аналитические способности и умение принимать обоснованные решения.
В целом, использование нейросетей в образовательном процессе позволяет сделать обучение более интересным, интерактивным и эффективным. Студенты получают возможность изучать новые темы и развивать свои творческие способности. В будущем использование нейросетей в образовании будет только расширяться, предоставляя всё больше возможностей для улучшения качества обучения и повышения эффективности образовательных систем.
Список литературы
- Возможности сочетания естественного и искусственного интеллектов в образовательных системах : коллективная монография / А. М. Абдуллаев, Е. В. Аверченко, Т. С. Александрова [и др.] ; под ред. С.О. Крамарова. – Москва : РИОР, 2023. – 232 с. (Научная мысль). – ISBN 978-5-369-02124-8. – Текст : электронный. – URL : https://znanium.ru/catalog/product/2142463 (дата обращения : 15.05.2024).
- Евстафьев, В. А. Искусственный интеллект и нейросети: практика применения в рекламе : учебное пособие / В. А. Евстафьев, М. А. Тюков. – Текст : электронный. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – 426 с. – ISBN 978-5-394-05703-8. – URL : https://znanium.ru/catalog/product/2133542 (дата обращения : 15.05.2024).
- Искусственный интеллект в лингвистике: основные задачи и методы для оптимизации сайтов // Научные Статьи.Ру – портал для студентов и аспирантов. – Дата последнего обновления статьи : 21.11.2023. – URL : https://nauchniestati.ru/spravka/ii-v-lingvistike/ (дата обращения : 15.05.2024). – Текст : электронный.
- Максимов, А. А. Генерация стихов по прозаическому тексту / А. А. Максимов, Т. В. Крапчатова, Э. С. Клышинский, Ю. В. Визильтер – Текст : электронный. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/generatsiya-stihov-po-prozaicheskomu-tekstu (дата обращения : 15.05.2024).
© Можарова А. Э., 2024