ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Журнал: Материалы XIX Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
27 февраля 2025 г.
Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 1 (94). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.042
И. В. Сликишина
I. V. Slikishina
Сликишина Ирина Викентьевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Slikishina Irina Vikentievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
POTENTIAL OF PROJECT ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE
Аннотация. В статье рассматривается организация проектной деятельности в учебном процессе для школьников и студентов вуза, как инструмент формирования и развития научно-образовательного пространства в регионе. Приведены примеры организации проектов молодыми учителями информатики и педагогами учреждений среднего профессионального образования.
Annotation. The article examines the organization of project activities in the educational process for schoolchildren and university students as a tool for the formation and development of scientific and educational space in the region. Examples of project organization by young computer science teachers and teachers of secondary vocational education institutions are given.
Ключевые слова: проектная деятельность, научно-образовательное пространство, третья миссия университетов.
Keywords: project activities, scientific and educational space, the third mission of universities.
Региональное научно-образовательное пространство является необходимым фактором развития региона и повышения его привлекательности. Для определения функций и основных свойств научно-образовательного пространства используются нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс и научную деятельность в Российской Федерации [1, 2]. Все обязательные структурные единицы этого сложного комплекса взаимосвязаны и проектируются на регионы. Учитывая особенности регионов и опираясь на региональные законы [3], возникают региональные научно-образовательные пространства, которые, в свою очередь, формируют ряд сложных процессов, влияющих на развитие образования и научного потенциала регионов. Об этом пишут авторы научных работ, исследующие проблемы региональных образовательных систем [4, 5].
Самым значимым результатом существования научно-образовательного регионального пространства является качество образования в регионе. Образование, как базовая составляющая науки, формируется и развивается в тех регионах, где существует необходимость в кадровом потенциале и оказывается всевозможная поддержка администрацией региона. Особенно важным фактором существования и развития регионального научно-образовательного пространства представляется взаимосвязь вузов, колледжей и школ, то есть вертикаль, демонстрирующая рост образовательного потенциала региона [6].
Кемеровская область – Кузбасс – является важным технологическим регионом СФО, в области большое количество предприятий, требующих инженерных кадров, квалифицированных специалистов и профессионалов среднего звена. Уровень и направленность образования должен соответствовать требованиям рынка труда. В Кемеровской области исторически возникли и готовят кадры для производства технические вузы, колледжи и техникумы. Инженерно-техническая направленность требует от среднего общего образования наличия инженерных школ, классов с углубленным изучением математики и физики. Исходя из этих установок, становится необходимым подготовка педагогических кадров для образовательной системы региона, способных обеспечить необходимый уровень выпускников школ городов Кузбасса.
Проектная деятельность в учебном процессе педагогического вуза обеспечивает развитие важнейших качеств и компетенций студентов – будущих учителей. Проекты, которые организуются в учебном процессе, формируют профессиональные навыки, необходимые в дальнейшем для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников [7]. Проектная деятельность в учебном процессе способствует развитию таких качеств личности, так лидерство, коммуникабельность, целеустремленность. Кроме того, поэтапное решение проектных задач развивает алгоритмическое мышление, логику, требует обязательных навыков работы с цифровыми ресурсами и телекоммуникационными технологиями.
Проекты выполняются не только в рамках учебных дисциплин. Широко используются проекты в научно-исследовательской деятельности студентов и школьников. Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях различного статуса требует навыков проектной работы. Студенты педагогических вузов, проходя практику в образовательных организациях города принимают участие в организации проектной деятельности учащихся. В школах и колледжах кроме учебных проектов организуются различные мероприятия внеурочного цикла. Организация досугово-праздничных мероприятий, социальная активность, волонтерская деятельность – эти обязательные пункты воспитательной деятельности успешно реализуются в виде проектов.
Вклад университетов в экономическое развитие региона оценивается не только количеством выпускников, трудоустраивающихся на предприятия города и области, но и влияние на социум в целом. Наличие в городе большого количества студентов, готовых принимать участие в социальных проектах, организовывать городские мероприятия, участвовать в волонтерских акциях – значительно повышает статус учебных заведений в городе, способствует развитию профориентации и престижности образования в целом [8]. Третья миссия университетов особенно успешно реализуется на педагогических направлениях подготовки, потому что педагогическая деятельность включает образовательный и воспитательный компонент.
Студенты – будущие педагоги, участвующие в научно-исследовательских и социальных проектах в рамках университетских мероприятий, несут полученный опыт в школы и учреждения среднего профессионального образования. Взаимодействие с муниципальными и региональными структурами при организации совместных мероприятий обеспечивает установление крепких общественных связей. Социальная активность студентов поощряется администрацией вуза. Все студенты, занимающиеся общественной и волонтерской деятельностью, принимающие участие в социальных проектах, получают повышенную стипендию, имеют высокий рейтинг в списках выпускников, что предоставляет возможность выбора места работы для дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе университетов региона способствует развитию и укреплению отношений в региональном научно-образовательном пространстве, кроме того, обеспечивает выполнение третьей функции университета и способствует повышению социально-экономического уровня региона и страны в целом.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. – Текст : электронный. – URL : https://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения : 13.11.2024).
- Российская Федерация. Законы. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://minjust.gov.ru/ru/documents/7653/ (дата обращения : 13.11.2024).
- Российская Федерация. Законы. Закон об образовании Кемеровской области № 86-ОЗ (в ред. Закона Кемеровской области от 26.12.2013 № 147-ОЗ) – Текст : электронный. – URL : http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/documents/133/ (дата обращения : 13.11.2024).
- Бектина, Г. Ю. Региональное образовательное пространство и региональная система образования: взаимосвязь понятий / Г. Ю. Бектина – Текст : непосредственный. // Экономика и социум. – 2022. – № 3-2(94). – С. 454-458. – EDN DEEYFJ.
- Брижатова, С. Б. Современная региональная система образования: проблемы и перспективы / С. Б. Брижатова – Текст : непосредственный. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 17-1. – С. 129. – EDN OOSPLR.
- Мурзина, И. Я. Региональное образовательное пространство и его сос- тавляющие / И. Я. Мурзина – Текст : непосредственный. // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2008. – № 5(53). – С. 52-59. – EDN JUBQAD.
- Зайцева, О. А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников / О. А. Зайцева – Текст : непосредственный. // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8, № 3(28). – С. 280-285. – DOI 10.24411/2309-4370-2019-13308. – EDN OEHCBF.
- Балмасова, Т. А. «Третья миссия» университета – новый вектор развития? / Т. А. Балмасова – Текст : электронный. // Высшее образование в России, 2016. – № 8-9. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-missiya-universiteta-novyy-vektor-razvitiya (дата обращения : 14.11.2024).
© Сликишина И. В., 2025