ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Нгуен Тхи Тхань Хыонг
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 338.4:37.013.73
Т. Т. Х. Нгуен
T. T. H. Nguyen
Нгуен Тхи Тхань Хыонг, аспирант, Университет социальных и гуманитарных наук - HCMUSSH, г. Хошимин, Вьетнам.
Nguyen Thi Thanh Huong, postgraduate, University of Social Sciences & Humanities, Ho Chi Minh City, Viet Nam.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
EDUCATING CULTURAL BEHAVIOR FOR STUDENTS IN TEACHING SUBJECTS AT PRIMARY SCHOOL
Аннотация. Важность воспитания культурного поведения в начальных школах широко признана. Данное исследование направлено на создание теоретической основы для проведения учебной деятельности, интегрирующей воспитание культурного поведения в различные предметные области. Результаты исследования предоставят ценную опору для учителей начальных классов при реализации этих мероприятий, а также для образовательных менеджеров при контроле их выполнения.
Annotation. The importance of cultural behavior education in primary schools is widely recognized. This study aims to construct a theoretical basis for instructional activities integrating cultural behavior education across subject areas. The research outputs will offer a valuable reference point for primary school teachers when implementing these activities and for educational managers in overseeing their implementation.
Ключевые слова: предпринимательство, пропаганда, осведомленность, управление деятельностью, образование, культурное поведение, учебная деятельность, начальная школа.
Keywords: entrepreneurship, propaganda, awareness, activity management, education, cultural behavior, educational activities, primary school.
Последовательная и эффективная интеграция образования в области культурного поведения для учащихся начальной школы в предметно-ориентированное обучение требует структурированного и институционально организованного подхода. Руководители школ должны играть центральную роль в контроле за инициативами по воспитанию культурного поведения, чтобы минимизировать вероятность несогласованного внедрения из-за различий в практике отдельных учителей. В данном исследовании представлена теоретическая основа для интеграции мероприятий по воспитанию культурного поведения в учебную программу начальной школы.
Программы образования в области культурного поведения для учащихся начальной школы реализуются с использованием двойного подхода, который включает интеграцию мероприятий, связанных с обучением культурному поведению (ОКП), как в официальное предметное обучение, так и во внеклассные программы. Этот многогранный подход направлен на развитие понимания у учащихся, формирование их взглядов и влияние на их действия в отношении окружающего мира, социальных взаимоотношений и самовосприятия. Ожидаемые результаты соответствуют социальным этическим нормам и существующим культурным традициям.
Общие цели: Формирование осознания, отношения и поведения в отношениях с природой, обществом и собой в соответствии с социальными этическими нормами и национальными обычаями.
Конкретные цели: Осознание, отношение и поведение в указанных отношениях должны проявляться через конкретные качества и компетенции. Исследователь опирался на Программу 2018 года, чтобы определить конкретные качества и компетенции, которые должны быть сформированы в рамках образования в области культурного поведения для учащихся в учебной и образовательной деятельности по предметам в начальной школе, по двум причинам:
1) теоретически пять качеств и три компетенции, предложенные в общей образовательной программе 2018 года, соответствуют содержанию образования в области культурного поведения (отношение к природе, обществу, себе);
2) с точки зрения закона и практики, к концу учебного года 2024-2025 года новая программа будет внедрена до 5 класса (Министерство образования и обучения, 2018, Приказ № 32/2018/TT-BGDDT, статья 2) [1].
Пять качеств и способностей, которые необходимо развить в рамках образования в области культурного поведения для учащихся начальных классов, с конкретными проявлениями, соответствующими возрасту учащихся начальной школы в пределах социальной этики, касающейся природы, общества и себя, представлены исследователем на основе целей программы 2018 года в таблице 1, как показано ниже.
Таблица 1
Конкретные цели образования в области культурного поведения для учащихся в учебной деятельности в начальной школе
Цели |
Проявления в отношениях социальной этики с природой, обществом и собой |
Формирование качеств |
|
Патриотизм |
- Любить родину, Отечество, уважать символы страны. - Уважать и быть благодарными работникам, людям, которые внесли вклад в родину и страну; участвовать в мероприятиях, выражающих благодарность тем, кто способствовал благосостоянию страны. - Любить природу, принимать меры по её защите. |
Сострадание |
- Любить близких, друзей, учителей; уважать пожилых людей, помогать им, делиться с более слабыми, уступать детям. - Уважать различия между людьми; не дискриминировать, не разделять друзей, быть готовыми прощать ошибки других. |
Трудолюбие |
- Стремиться к обучению: приходить в школу вовремя, регулярно, выполнять учебные задания; стремиться к познанию, расширять знания, осознанно применять полученные знания и навыки в жизни. - Быть трудолюбивым: участвовать в работе по дому, в школьных и общественных делах в пределах своих возможностей. |
Честность |
- Быть честным и откровенным; смело выражать свое мнение. - Выполнять свои обещания, признавать ошибки, исправлять их, защищать то, что правильно и хорошо. - Не брать чужие вещи или деньги без разрешения. - Не соглашаться с нечестным поведением в учебе и жизни. |
Ответственность |
- Быть ответственным за себя: поддерживать гигиену, заниматься физической активностью, заботиться о своем здоровье и вести дисциплинированную жизнь. - Быть ответственным за семью: осознавать необходимость бережного отношения к личным вещам, не тратить зря еду/напитки, экономить деньги, электричество и воду. - Быть ответственным за школу и общество: соблюдать общие правила, напоминать всем о необходимости соблюдать коллективные нормы и правила, быть ответственным за выполнение поручений, активно участвовать в коллективных мероприятиях, соответствующих возрасту. - Быть ответственным за окружающую среду: заботиться о животных и растениях, поддерживать чистоту окружающей среды, не мусорить, не соглашаться с действиями, вредящими природе. |
Формирование компетенций |
|
Автономия и самообразование |
- Уметь выполнять свою работу дома и в школе согласно заданиям. - Осознавать свои права, уметь заявить о них и отстаивать свои законные потребности. - Признавать и выражать свои чувства и эмоции, быть вежливым с окружающими, не обижать других. - Соблюдать план работы и учебы, не увлекаться играми, которые могут повлиять на учебу и другие дела. - Осознавать необходимость учиться у хороших людей, брать с них пример. |
Коммуникация и сотрудничество |
- Уметь заводить и поддерживать дружбу, понимать разногласия и конфликты в отношениях, уметь уступать и убеждать друзей. - Иметь привычку обмениваться мнениями, помогать и завершать задачи вместе с другими. |
Решение проблем и креативность |
- Уметь задавать вопросы об окружающих объектах и явлениях, не бояться выражать собственное мнение при столкновении с разной информацией об этих объектах и явлениях. - Быть готовыми измениться, осознавая свои ошибки. |
В соответствии с заявленными целями, содержание ОКП для учащихся начальной школы, интегрированное в учебные программы предметов, можно разделить на три основные области:
1) развитие социально ответственного поведения в отношениях с различными социальными контекстами (родина, нация, сообщество, школа и семья);
2) воспитание заботы об окружающей среде и ответственности перед природой (включая осознание необходимости защиты общего жизненного пространства и сохранения и улучшения природного ландшафта школы);
3) содействие развитию самосознания, заботы о себе и личной ответственности (включая поддержание гигиены, занятие физической активностью и развитие самозащитных поведения).
ОКП осуществляется с помощью трех основных групп методов: группа методов для развития сознания и личных установок, включающая пять методов, таких как диалог, рассказывание историй, подражание, пример и обсуждение; группа методов для развития поведения и действий, включающая четыре метода, такие как установление педагогических требований, практика, тренировка и ролевые игры; и группа методов для стимулирования и регулирования поведения, включающая два метода: поощрение и наказание.
Система предметов на начальном уровне показывает, что некоторые предметы имеют преимущества в обучении учеников культурному поведению. Поэтому возможно интегрировать и объединить содержание ОКП в основные предметы (Нгуен Тхи Нгок Зунг, 2019) [2]. Кроме того, Мейган и Сираж-Блэтчфорд (1997) [3], Хараламбос и Холборн (2013) [4] прокомментировали роль школьной культуры, отношения между учителями и учениками, учениками и учениками как «скрытую программу обучения», которая проникает в учеников, формируя жизненную ориентацию и отношения к обучению. Согласно этой точке зрения, помимо интеграции и объединения содержания ОКП в учебный процесс, ОКП также может быть реализовано через сам процесс обучения на уроке, через личность и поведение учителей на уроке, а также через поведение учеников друг с другом в ходе учебного процесса. Таким образом, существует два способа внедрения ОКП для учеников на уроках в начальной школе: обучение социальной этике через использование содержания предметов и обучение социальной этике через воспитание учеников в отношении их установок и поведения на уроке.
ОКП для учеников интегрировано в преподавание предметов, поэтому его результаты также являются частью содержания, которое необходимо оценивать вместе с другими результатами, связанными с знаниями, содержанием и учебной программой предмета. Таким образом, согласно Положению об оценке результатов учеников начальной школы (утвержденному Приказом № 27/2020/TT-BGDDT от 4 сентября 2020 года Министром образования и подготовки) [5], оценка результатов ОКП для учеников по предметам должна проводиться следующим образом:
- Цель оценки: оценить прогресс учеников в их установках и поведении, не сравнивая учеников между собой.
- Оценка содержания: оценить степень проявления качеств и культурных поведенческих способностей учеников, которые учителя устанавливают в рамках предмета.
- Оценка форм: регулярная оценка и периодическая оценка (в середине семестра I, в конце семестра I, в середине семестра II и в конце учебного года).
- Методы оценки: оценка учителем; ученикам разрешается самооценка и участие в оценке своих друзей и групп друзей по проявлениям качеств и способностей в поведении; учителя обсуждают с родителями вопросы оценки установок и поведения учеников.
Ресурсы внедрения:
а) Человеческие ресурсы: В начальных школах учителя, которые преподают различные предметы в классе, часто также являются классными руководителями этого класса. Кроме того, специализированные учителя обычно назначаются для преподавания таких предметов, как искусство (музыка и изобразительное искусство), иностранные языки, информационные технологии и технологии. Этот раздел в первую очередь относится ко всем учителям, которые проводят занятия по предметам, называемым «учителями», в отличие от их роли классных руководителей. Для эффективной реализации ОКП для учеников педагогический состав должен иметь глубокое понимание важности ОКП и четко осознавать свои обязанности в его реализации. Кроме того, исходя из работы Мы Гианг Сон (2021) [6], эффективная реализация требует как культурной поведенческой компетенции, так и педагогической компетенции по ОКП среди учителей. Культурная поведенческая компетенция, как она была концептуализирована Сон, проявляется в способности учителей вести себя должным образом и этично в их взаимодействиях с руководителями, коллегами, учениками, родителями и окружающей средой, но особенно важна в их взаимодействии с учениками. Это включает в себя использование ясного и понятного языка, демонстрацию любви и терпимости, проявление сильного чувства ответственности, уважение различий между учениками, справедливое обращение, предложение конструктивных советов, активное слушание, стимулирование вовлеченности учеников, активную профилактику и решение проблем насилия в школе, а также воздержание от любых форм оскорблений, вреда, угнетения, предвзятости или насилия. Учителя также должны служить положительными ролевыми моделями для учеников. Кроме того, учителя начальных школ должны обладать наглядной педагогической компетенцией по ОКП, которая включает способность эффективно реализовывать цели, содержание, методы и стратегии оценки ОКП для своих учеников.
б) Финансовые и материально-технические ресурсы: Достаточные финансовые ресурсы и хорошо поддерживаемые учебные помещения имеют решающее значение для поддержания образования культурного поведения в учебной деятельности начальных школ. Достаточные ресурсы способствуют приобретению современного учебного оборудования, удовлетворяя требования инновационных педагогических подходов. Кроме того, необходима хорошо оборудованная библиотека с разнообразной коллекцией соответствующих материалов, включая многочисленные книги по культурному воспитанию, а также средства для подготовки учителей к курсам повышения квалификации, ориентированным на культурное образование.
Заключение. ОКП для учеников – это важная задача начальных школ, одним из эффективных методов является преподавание предметов в школе. ОКП для учеников в процессе преподавания предметов должно обеспечивать правильную реализацию целей, содержания, методов, форм и оценки образовательных результатов, а также требовать достаточных ресурсов для реализации. Директора начальных школ должны управлять ОКП для учеников в учебной деятельности комплексно, чтобы обеспечить наилучшее использование имеющихся школьных ресурсов для реализации ОКП в школе.
Список литературы
- Bộ GD-ĐT. (2018). Chương trình GD phổ thông – Chương trình tổng thể (ban hành theo Thông tư số 32/2018/TT-BGDĐT ngày 26/12/2018 của Bộ trưởng Bộ GD-ĐT). Министерство образования и обучения. (2018). [Общеобразовательная программа – Комплексная программа (выдана согласно Приказу Министра образования и обучения № 32/2018/TT-BGDDT от 26 декабря 2018 г.).]
- Nguyễn Thị Ngọc Dung. (2019). Một số vấn đề lí luận về GD VHƯX cho HS ở trường tiểu học. Tạp chí Giáo dục, 462(2), 19-23. [Нгуен Тхи Нгок Зунг. (2019). Некоторые теоретические вопросы культуры и культурного воспитания учащихся начальных классов. Журнал образования, 462 (2), С. 19–23.]
- Meighan R. & Siraj-Blatchford, I. (1997). A Sociology of Educating (3 ed.). London, United Kingdom: Cassell. [Мейган Р. и Сирадж-Блатчфорд И. (1997). Социология образования (3-е изд.). Лондон, Великобритания: Касселл.]
- Haralambos, M., & Holborn. (2013). Sociology: Themes and Perspectives. HarperCollins UK. [Хараламбос М. и Холборн. (2013). Социология: темы и перспективы. ХарперКоллинз Великобритания.]
- Ministry of Education and Training. (2020). Circular. No. 27/2020/TT-BGDDT dated September 4th, 2020. Thông tư ban hành quy định đánh giá học sinh tiểu học (Promulgating regulations on assessment of primary students). [Министерство образования и обучения. (2020). Циркуляр. Нет. 27/2020/TT-BGDDT от 4 сентября 2020 г. Циркуляр об утверждении Положения об оценивании учащихся начальных классов (Обнародование положений об оценивании учащихся начальных классов).]
- Mỵ Giang Sơn. (2021). Phát triển năng lực ƯXVH và năng lực GD VHƯX cho GV phổ thông. Tạp chí Giáo dục, 495(1), 52-55. [Мой сын Гианг. (2021). Развитие потенциала по продвижению культуры и потенциала культурного образования для учителей средних школ. Журнал образования, 495 (1), С. 52–55.]
© Нгуен Т. Т. Х., 2025