ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДАМИ АКТИВНОГО КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ЗАДАНИЯ-ФИЛЛЕРЫ
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Никитина Людмила Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 811.111-26
Л. А. Никитина
L. A. Nikitina
Никитина Людмила Александровна, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 9, г. Усть-Илимск, Россия.
Nikitina Lyudmila Aleksandrovna, English teacher, Secondary School No. 9, Ust-Ilimsk, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДАМИ АКТИВНОГО КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ЗАДАНИЯ-ФИЛЛЕРЫ
FORMATION OF COMMUNICATIVE SPACE BY METHODS OF ACTIVE CREATIVE LEARNING IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS. FILLER TASKS
Аннотация. Статья посвящена тому, как необходимо строить процесс обучения на уроках английского языка, ориентированный на развитие креативного мышления в условиях учебной предметной подготовки.
Annotation. The article is devoted to how it is necessary to build the learning process in English lessons, aimed at developing creative thinking in the context of subject-specific training.
Ключевые слова: актуальность разработки, реализация практики, тип образовательной практики, проблемы, коммуникативное пространство, креативное обучение, задания-филлеры, решение путем реализации практики, процесс обучения, инструменты реализации практики.
Keywords: relevance of development, implementation of practice, type of educational practice, problems, communicative space, creative learning, filler tasks, solution through implementation of practice, learning process, tools for implementing practice.
Актуальность разработки и реализации практики
Коммуникативное пространство – это вид социального пространства, для которого характерна организация коммуникативных связей посредством построения диалога между его субъектами (участниками).
Формирование коммуникативного пространства происходит, например, на уроках иностранного языка, где важно развивать коммуникативные функции изучаемого языка. Для этого используются задания, которые требуют творческого участия: «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и другие. Такие задания развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Филлеры (от англ. fill – наполнять) – это задания, которые совмещают в себе элементы специальных видов активности в процессе игровой ситуации. Происходит коммуникация через креативность. Креативность – это навык XXI века. Его развитие в школе связано с побуждением обучающихся к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения учебным материалом, а инструментом для организации такой деятельности могут выступать задания-филлеры. Для развития креативности важно, чтобы получение нового знания было нестандартным, впечатление было ярким, запоминающимся. Для развития у обучающихся творческих способностей, учитель должен знать особенности и механизмы формирования креативности, уметь выявлять творческие способности у обучающихся, уровень их развития, а также уметь определять пути обучения, направленные на развитие творческих способностей обучающихся. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Тип образовательной практики достижения результатов
Образовательная практика учебная. Такие задания, для удобства можно их называть филлерами, используются на разных этапах урока. Например, если в первой половине урока видите, что запланированное задание ученики выполнили на 5-7 минут раньше, и нет смысла спешить со следующим, или же когда они устали и видно, что нужна мотивация для продолжения занятия. Филлеры должны быть в арсенале каждого преподавателя: 5-7 упражнений, которые были бы универсальны, подходили под любую тему, уровень и урок, а также всегда были под рукой (записаны в блокнот или по памяти). Большинство заданий универсальные и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Краткое описание практики
Цель: разработать и описать комплекс заданий-филлеров, направленных на формирование креативного мышления обучающихся на уроках иностранного языка.
Задачи
- Изучить и охарактеризовать креативное мышление на основе теоретического анализа педагогической и методологической литературы.
- Создать комплекс заданий-филлеров, направленных на формирование креативности обучающихся на уроке иностранного языка.
- Провести апробацию разработанных заданий-филлеров и проанализировать результаты.
Путем реализации практики были решены следующие проблемы:
- Как необходимо строить процесс обучения на уроках английского языка, ориентированный на развитие креативного мышления в условиях учебной предметной подготовки.
- Заполнение свободного пространства урока.
- Какими должны быть образовательные инструменты, направленные на развитие креативного мышления учащихся, в условиях образовательного процесса на уроках английского языка.
Результаты
В Федеральном законе «Об образовании» [2] указывается, что необходимостью является развитие творческих способностей обучающихся. В ходе реализации данной практики изменились качественные характеристики деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается, что образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся. В рамках практической деятельности была проведена работа по формированию креативности у обучающихся разных классов. Таким образом, наряду с получением знаний, обучающиеся посредством образования развивают творческие способности. Творческая личность мыслит нестандартно, умеет грамотно работать с информацией, способна рассматривать какую-либо проблему с разных сторон, а также находить необычные пути решения разнообразных проблем. Таким образом, креативность предполагает гибкость в решении проблем. Описание таких заданий-филлеров не может быть исчерпано рамками одного доклада. Их разнообразие позволяет каждому учителю подбирать способы работы для каждого из этапов урока, в соответствии с распределением детской энергии: введение (проверка полученных ранее знаний, постановка проблемы, анонс новой темы), основное содержание (изучение нового материала), подведение итогов (контроль, рефлексия), функциональные задания на развитие креативности.
Целевая группа. В ходе реализации практики были проведены уроки в 4А, 4Б, 4В, 4Г классах, в 7Б, 7В классах, в 9Б, а также в 10А и 10Б классе.
Инструменты реализации практики. Приведем далее некоторые инструменты для разработки креативных заданий-филлеров и примеры для их использования в образовательном процессе на уроках английского языка в начальной и основной школе. Большинство из них универсальные и могут использоваться не только на уроках иностранного языка.
Прием «Ключевые слова». Урок в 4 классе. Учитель даёт картинки с предметами повседневной жизни: газета, конверт, коробка от зубной пасты, марка, яблоко, учебник и т.д. Сначала учащиеся называют предметы и придумывают по предложению с ними. Затем они показывают классу картинки и составляют короткие диалоги. Выбирается самая креативная мысль. Уровень учащихся может быть любым.
Метод «Ассоциации». Урок в 10 классе. Для разминки ребятам предлагается для просмотра 3 картинки, наводящие на размышления, а задача учеников предложить 3 названия (по одной картинке для каждого ряда), – время ограничено, повторяющиеся варианты не засчитываются. Выбирается самый креативный вариант для каждой картинки.
Прием «Моя любимая профессия» (вид спорта, хобби, и т.д.). Урок в 7 классе по теме «Кем ты хочешь стать?». Учащимся предлагается набор картинок по теме «профессии», выбор происходит рандомно, на удачу. Учащийся вытягивает карточку, ему дается 2-3 минуты на подготовку и затем, он рассказывает о выбранной профессии, описывает преимущества и недостатки профессии (рассказ основывается на лексике и грамматике изученного раздела).
Прием «Ты знал об этом?». Урок в 10 классе. Ученики рассказывают о новостях олимпиады в Пекине. Кроме того, можно предложить выступления о спорте, хобби, семье, городах, странах. Её можно выполнять как перед всем классом, так и в малых группах. Стимулом говорения может быть «то, о чём я почитал в газете или книге или услышал в новостях». В группах ученики могут установить очерёдность сами. Затем они рассказывают всему классу наиболее удачные истории.
Метод «Сторителлинг» [1] – это умение рассказывать интересные и захватывающие истории. Можно выделить такое понятие, как продуктивный сторителлинг. Это создание историй самими обучающимися непосредственно на занятии: устно или письменно; самостоятельно и с помощью преподавателя; индивидуально, в парах, в малых группах и всем классом. В начальной и основной школе чаще применяется создание на занятии совместной истории на основе заранее заготовленного преподавателем материала или сюжета. Рассказ основывается на лексике и грамматике изученного раздела. Например, урок в 9 классе по теме «Спорт и подростки». Учащимся предлагается набор картинок по теме «Виды спорта». Учащийся вытягивает карточку, ему дается 2-3 минуты на подготовку и затем, он говорит о виде спорта, как о своем любимом виде, рекламирует его. Учитель может задавать вопросы обучающимся, чтобы они добавили подробности и выступили в роли со-рассказчиков. Видеоматериалы, показывающие реализацию метода на практики, можно посмотреть по ссылке: https://drive.google.com/drive/mobile/folders/1ZDQHXryIp_Xj_s82XRnlPOEoukwOlLGJ?usp=sharing.
Использование заданий-филлеров помогает ученикам в развитии «мягких навыков»: познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, творческого потенциала. Подобные виды учебного взаимодействия делают процесс обучения занимательным и активным. Выбранные инструменты способствуют модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС для достижения личностных результатов. Таким образом, применение заданий-филлеров способствует созданию продуктивного коммуникативного пространства, где обучающиеся могут конструктивно взаимодействовать и использовать знания в процессе общения.
Список литературы
- Лобанова, Е. Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука? / Е. Лобанова. – Текст: электронный. // Skillbox : [сайт]. – URL : https://skillbox.ru/media/education/storitelling_v_ obrazovanii_prosto_modnaya_fishka_ili_deystvitelno_poleznaya_shtuka/ (дата обращения: 09.04.2024).
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва: Эксмо, 2016. – 224 с. – (Актуальное законодательство). – 3000 экз. – ISBN 978-5-699-84956-2. – Текст: непосредственный.
© Никитина Л. А., 2025