ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Нужная Елена Дмитриевна , Яремчук Ирина Геннадьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 377.5
Е. Д. Нужная, И. Г. Яремчук
E. D. Nuzhnaya, I. G. Yaremchuk
Нужная Елена Дмитриевна, преподаватель, педагог-методист, ГБП ОУ «Макеевский медицинский колледж», г. Макеевка, Донецкая Народная Республика.
Яремчук Ирина Геннадиевна, преподаватель, ГБП ОУ «Макеевский медицинский колледж», г. Макеевка, Донецкая Народная Республика.
Nuzhnaya Elena Dmitrievna, teacher, teacher-methodologist, State Budgetary Professional Educational Institution Makeyevsky Medical College, Makeyevka, Donetsk People's Republic.
Yaremchuk Irina Gennadievna, teacher, State Budgetary Professional Educational Institution Makeyevsky Medical College, Makeyevka, Donetsk People's Republic.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
USING THE LATEST FORMS OF EDUCATION
Аннотация. В статье представлена информация и описан опыт применения обучающей технологии «Фишбоун» в графической технике использования, которая позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин, подтверждающих фактов и формулировки вывода в наглядно-содержательной форме, помогая тем самым сформировать аналитическое мышление будущего специалиста.
Annotation. The article provides information and describes the experience of using Fishbone learning technology in a graphical technique, which allows us to figuratively demonstrate the course of analysis of a phenomenon by highlighting a problem, clarifying its causes, supporting facts and formulating a conclusion in a visual and meaningful form.
Ключевые слова: фишбоун, отравления, причины отравления, клиника отравлений, помощь при отравлениях.
Keywords: fishbone, poisoning, causes of poisoning, poisoning clinic, poisoning treatment.
В связи с развитием образовательного процесса и влияния на него текущих тенденций и современных методов преподавания, нами было принято решение об углублении и применении на практике занятия по методу «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Рыбий скелет» и способствует развитию критического мышления у студентов [2]. В методике «Фишбоун» – представлена информация в графической технике, которая позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин, подтверждающих фактов и формулировки вывода в наглядно-содержательной форме [1]. Преимущество данного метода в том, что студенты при помощи логической цепочки, сформулированной преподавателем, приходят к заданной цели раскрытия вопроса в широком понимании всех спектров затрагиваемых проблем. Так причем здесь рыбий скелет? Суть метода и заключается в графическом формировании вопросов, рассмотренных на занятии.
Предмет «Медицина катастроф» изучается студентами четвертого курса и обобщает все знания, которые были получены на занятиях по БЖД, фармакологии, анатомии, терапии, хирургии [4]. И поэтому новый материал, преподаваемый студентам, является скорее дополняющим, и базируется на уже полученных знаниях. Учитывая все эти особенности, необходимо проводить занятия с акцентом на междисциплинарную связь, используя и дополняя новые нестандартные методы преподавания. Нами было проведено практическое занятие по теме «Отравляющие вещества различной этиологии», с использованием метода «Фишбоун».
Тема занятия была выбрана неслучайно. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что Донецкая Народная Республика – регион с развитой промышленностью. Предприятия металлургической отрасли, машиностроительной, химической и фармацевтической используют в своих производствах вещества, которые несут потенциальную опасность для экологического фона региона в целом и для здоровья населения в частности [3]. Например, завод холодильников «Норд» использует фенол, а на Старобешевском заводе аммиачных удобрений используют аммиак. Из-за ведения военных действий эти промышленные объекты подвергались обстрелам и могли представлять высокую опасность для жителей региона.
В настоящее время на территории ДНР ведутся боевые действия, ежедневно производятся обстрелы и гремят взрывы, а, следовательно, в воздух поступает множество газов, которые являются источниками загрязнения почвы и воды, воздуха и несут потенциальную опасность для отравления людей: окись азота, окись углерода, сероводород, сернистый газ, хлористый водород, хлор [3]. Таким образом, актуальность выбранной темы занятия не вызывает сомнений. Возникает реальная необходимость подготовки обучающихся к поведению в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Эта тема не теряет своей значимости и в мирное время. Отравление грибами, впитавшими в себя яды из воды кислотного дождя и почвы, загрязненной солями тяжелых металлов, отравления сивушными маслами некачественных напитков обосновывает прикладное применение знаний на практике в реальной жизни.
На занятиях по медицине катастроф студенты изучают теоретические и практические вопросы, которые помогают в экстренных ситуациях и профессиональной деятельности оказывать профессиональную и своевременную помощь пострадавшим. Каждый студент должен помнить, что здоровье, а зачастую и жизнь конкретного человека во многом зависят от грамотности и мастерства медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь пострадавшему.
Для качественной подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена нами применяются различные формы обучения с учетом содержания изучаемого материала и обратной связи [2]. Для закрепления полученных знаний и умений, студентам предлагается выполнить отработку практических навыков.
Рассмотрим практическое занятие по медицине катастроф с использованием активного метода обучения «Фишбоун» (рыбий скелет). Этот метод позволяет студентам развивать клиническое мышление, систематизировать полученные знания, подготовить обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Метод позволяет обобщить и визуализировать причинно-следственных связи, систематизировать полученные знания посредством заполнения всех элементов импровизированного рыбьего скелета; наглядно продемонстрировать ход анализа явления отравления через выделение проблем (причины отравления) и выводов по предупреждению (профилактике) отравления.
Цель занятия – формирование познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего медицинского работника, и, в соответствие с основными компетенциями, коллективного практического сотрудничества и навыков взаимодействия при оказании медицинской помощи.
В начале занятия, с целью активизации студентов и актуализации опорных знаний, демонстрируется видеосюжет на тему: «Отравляющие вещества», который подготовлен обучающимися в качестве домашнего задания. После его просмотра идет детальное обсуждение на основе просмотренного, особый интерес вызывают новые отравляющие вещества, ранее не изучаемые на занятиях.
Озвучивая тему занятия, преподаватель делает акцент на ее актуальности и на доске рисует рыбку, в импровизированной голове которой, делает первую запись: «отравления».
На подготовительном этапе ведется фронтальный опрос студентов для повторения и закрепления материала, а так же актуализации жизненного опыта. Все полученные ответы (названия отравляющих веществ) после обсуждения, вписываются сверху в «верхние косточки» нашей рыбки.
На основном этапе занятия студенты решают и обсуждают ситуационные задачи. Правильные ответы (основные признаки отравления) вписываются внизу под «верхними косточками» нашей рыбки.
Получив раздаточные карточки, студенты решают тесты и, таким образом, заполняются «нижние косточки» (первая помощь при отравлении различной этиологии). Студенты с огромным удовольствием отвечают на вопросы, решают задачи и тесты и с неподдельным интересом заполняют рисунок рыбьего скелета.
Импровизированная рыбка уже имеет голову, нижние и верхние косточки, незаполненной остается только хвостовая часть. Для этого студентам предлагается посмотреть презентацию, подготовленную обучающейся в качестве домашнего задания. После просмотра презентации и обсуждении у рыбки появляется хвост: «ликвидация последствий отравления».
Для выполнения практических навыков студентам предлагается повторить навыки: «Одевание противогаза»; и отработать новые: «Обработка ИПП», «Зондовое и беззондовое промывание желудка» [4].
На контрольном этапе занятия студенты решают кроссворд по теме занятия. На протяжении всего занятия студенты активны, увлечены и даже самые обычные вопросы, тесты, ситуационные задачи и кроссворды не оставляют равнодушным ни одного студента. Такие занятия позволяют студентам в игровой форме решать сложные задачи и кроссворды и отвечать на не менее сложные вопросы и тесты. Материал занятия при этом успешно осваивается и будет полезен при выполнении студентами своего профессионального долга.
Список литературы
- Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии: методическое пособие / Г. К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 222 с. – Текст : непосредственный.
- Бутенко, А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов пед.вузов. / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос.: под ред. А. В. Бутенко. – Москва: МИРОС, 2002. – 173 с. – Текст : непосредственный.
- Ястребов, Г. С. Медицина катастроф: учебник / Г. С. Ястребов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2022. – 578 с. – Текст : непосредственный.
- Хван, Т. А. Сборник первой медицинской помощи: метод. пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван; под ред. Т. А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 216 с. – Текст : непосредственный.
© Нужная Е. Д., Яремчук И. Г., 2025