ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Проценко Владимир Валерьевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.8

В. В. Проценко

V. V. Protsenko

Проценко Владимир Васильевич, д. ю. н., профессор, ректор, ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации», г. Тирасполь, Приднестровье, Молдова.

Protsenko Vladimir Vasilievich, Doctor of Law, Professor, Rector, State Educational Institution of Additional Professional Education «Institute for the Development of Education and Advanced Training», Tiraspol, Pridnestrovie, Moldova.

 

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

SPECIALISED TRAINING IN SECONDARY SCHOOL: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLICAN EDUCATION SYSTEM

 

Аннотация. В статье описаны наиболее проблемные вопросы реализации профильного обучения в 10-11 классах школ Приднестровья, изложены примерные подходы к их решению.

Annotation. The article describes the most problematic issues of implementing specialized education in grades 10-11 of Transnistria schools, and outlines exemplary approaches to their solution.

Ключевые слова: профильное обучение, государственный образовательный стандарт, элективные курсу, индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.

Keywords: specialized education, state educational standard, elective courses, individual project-research activities.

 

Система образования как непрерывный процесс предполагает готовность ученика к успешному освоению следующего уровня. Государственный образовательный стандарт среднего образования в Приднестровье, вслед за Российской Федерацией, закрепляет эту норму в виде профильного обучения в 10-11 классах [1].

Под профильным обучением понимается образовательная технология, которая объединяет дифференциацию и индивидуализацию, что позволяет полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [3].

Таким образом, профильная подготовка в 10-11 классах решает серьезный комплекс задач. Во-первых, знакомит с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Во-вторых, удовлетворяет индивидуальные познавательные интересы старшеклассников в определенной образовательной области, которая в перспективе станет основой выбранного профессионального образования. В-третьих, дает возможность молодому человеку осознать роль и ценность полученных знаний и опыта их применения для построения личных жизненных планов.

В Приднестровье массово профильное обучение в 10-11 классах реализуется с 2022 года. Стандартом предусмотрены гуманитарный, технологический, социально-экономический и естественно-научный профили обучения, при этом гуманитарный профиль включает филологическое и правоведческое направления, а социально-экономический – социологическое и экономическое. Все профили помимо углублённого изучения ряда учебных предметов дополняются специфическими элективными курсами, тематически и содержательно отражающими особенности того или иного профиля, а также индивидуальной проектно-исследовательской деятельностью. Такая образовательная среда создаёт условия для глубокого и разностороннего погружения старшеклассника в сферу будущего профессионального образования или избранной профессиональной деятельности.

Однако, перечисленные возможности перспектив осознанной социализации выпускников средних школ республики в настоящее время используются не в полном объеме. Существуют опасения части руководителей школ в отношении серьёзного увеличения нагрузки на отдельных предметников (филологи, математики, информатики, физики) в условиях дефицита этих кадров. Констатируются затруднения предметников при разработке рабочих программ элективных курсов, в содержании которых необходима интеграция основ наук (изучение иностранных языков в контексте технологического профиля, например, для изучения истории современных автомобильных брендов или истории развития науки в Англии, Франции, Германии и др.). Но наибольшую трудность в течение всех лет реализации стандарта испытывают наши учителя как с преподаванием учебного предмета «Индивидуальный проект», так и при сопровождении индивидуальной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. Усиление внимания к развитию общекультурных компетенций выпускников школ, посредством выполнения ими учебных исследований или учебных проектов, выявило неготовность массового учителя к такому виду деятельности в виду недостаточной компетентностной базы. В то же время перенос личного педагогического опыта участия немалого числа учителей в исследовательском обществе учащихся мешает осмыслению ценности этой деятельности в учебном контексте, подменяет акценты оценивания промежуточных и итоговых результатов.

Каковы же могут быть направления развития республиканской системы среднего образования в аспекте усиления внимания к совершенствованию профильного обучения?

Решение вопроса кадрового дефицита возможно посредством применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и сетевой формы [2]. Это потребует от профильного министерства и управлений народного образования городов республики разработки необходимых регламентов применения перечисленных организационных форм в условиях режима работы школ. В частности – согласования расписания для школ-участниц сетевой формы обучения какому-либо предмету; прав и обязанностей учителя-исполнителя договора об оказании образовательных услуг в сетевой форме; порядок определения ответственных лиц за контроль усвоения программного материала по какому-либо учебному предмету в случае реализации сетевой формы его освоения; определения ответственного лица в кабинете во время проведения урока в сетевой форме и др.

Востребованность в среде обучающихся профильных классов интегративных программ элективных курсов ставит задачу совершенствования профессионального партнерства и взаимопомощи, посредством объединения профессиональных усилий группы учителей, преподающих разные учебные предметы.

Совершенствование профессионального уровня в отношении организации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников необходимо в разных формах: освоение дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Методика обучения проектно-исследовательской деятельности в старшей школе» предлагаемой Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации», профессиональная дискуссия в рамках городских методических объединений, просвещенческая деятельность Республиканских научно-методических советов, корпоративное взаимообучение и обмен опытом с презентацией лучших практик на местах, а также самообразование.

Формат статьи не позволяет рассмотреть все варианты решений обозначенных проблем перехода на профильное обучение в 10-11 классах в Приднестровье. Тем не менее, хотим подчеркнуть, что для каждой из них мы постарались предложить одно из возможных решений с учетом нашего понимания вопроса и перспектив развития профильного обучения в республике.

Список литературы

  1. Приднестровская Молдавская Республика. Законы. Об образовании : текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2025 года : [принят Верховным Советом 27 июня 2003 года] – URL: https://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-informatsii-a-takje-v-sfere-realizatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-obrazovanii.html (дата обращения: 04.02.2025). – Текст : электронный.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ПМР : издание официальное : утверждён и введён в действие Приказом Министерства просвещения от 7 мая 2021 года № 349 : введён впервые : дата введения 2022-09-01. – URL : http://www.minjust.gospmr.org/oo/Publication.nsf/805c7c76d1c2ddb8c 2258213005be80f/1082b782bfe1202ec225870a0053a90b!OpenDocument (дата обращения: 05.02.2025). – Текст : электронный.
  3. Селевко, Г. К. Профильное обучение как технология / Г. К. Селевко, О.  Ю.  Соловьёва. – Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание. – 2008. – № 1 (14). – С. 40. – URL: https://rucont.ru/efd/239324 (дата обращения: 05.02.2025).

                                                

© Проценко В. В., 2025

PDF