ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Раздел: Молодежная политика: преемственность поколений (общеобразовательные организации)

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Лисовая Ольга Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.14.1

О. А. Лисовая

O. A. Lisovaya

Лисовая Ольга Анатольевна, студентка, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г Ялта, Республика Крым, Россия.

Научный руководитель: Рудакова Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра психологии, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Ялта, Республика Крым, Россия.

Lisova Olga Anatolyevna, student, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea, Russia.

Scientific supervisor: Rudakova Olga Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Psychology, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea, Russia.

 

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

THE PROBLEM OF CHOOSING A PROFESSION FOR MODERN YOUTH

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного общества, включающая важность учета психологических качеств при выборе профессии. Автор подчеркивает необходимость начинать процесс выбора еще в среднем школьном возрасте, чтобы у учащихся была возможность попробовать себя в различных сферах деятельности и определить свои интересы. В статье особое внимание уделяется использованию тестов по профессиональной ориентации как эффективного инструмента самопознания. Автор утверждает, что осознанный выбор профессии ведет к удовлетворению и широким возможностям для самореализации личности. Кроме того, общество получает активных и целеустремленных членов, что способствует его развитию.

Annotation. The article is devoted to an urgent problem of modern society, including the importance of taking into account psychological qualities when choosing a profession. The author emphasizes the need to begin the selection process at middle school age, so that students have the opportunity to try themselves in various fields of activity and identify their interests. The article focuses on the use of professional orientation tests as an effective tool for self-discovery. The author argues that a conscious choice of profession leads to satisfaction and broad opportunities for personal self-realization. In addition, the society receives active and motivated members, which contributes to its development.

Ключевые слова: выбор, профессия, молодежь, специальность, интересы, важность, значимость, специалист.

Keywords: choice, profession, youth, specialty, interests, importance, significance, specialist.

 

Актуальность темы. Проблема выбора профессии является одной из наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед современной молодежью. В условиях стремительного развития технологий, глобализации и постоянной смены рыночных требований, выбор профессионального пути становится все более сложным. Актуальность темы обусловлена рядом факторов.

  • Быстро меняющийся рынок труда. Профессии, востребованные сегодня, могут стать устаревшими завтра. Молодым людям необходимо обладать гибкостью и готовностью к непрерывному обучению, чтобы оставаться конкурентоспособными.
  • Информационная перегрузка. Молодые люди сталкиваются с огромным количеством информации о различных профессиях, что может привести к дезориентации и затруднению выбора.
  • Социальное давление. Ожидания родителей, друзей и общества могут оказывать сильное влияние на выбор профессии, заставляя молодых людей идти не по душе.
  • Несоответствие образования потребностям рынка труда. В некоторых случаях, учебные программы не всегда соответствуют требованиям современного рынка, что приводит к тому, что выпускники вузов оказываются не востребованными.

Проблема выбора профессии – это вызов для всего общества. От того, насколько успешно молодые люди смогут реализовать свой потенциал, зависит будущее нашей страны [1, с. 125].

Большинство людей понимают, что выбранная ими специальность не та, что им нужна, и как результат испытывают дискомфорт и разочарование. Почему же так часто происходит? Почему многие выбирают профессию не по душе? Очевидно, что необходимо соответствовать выбранной профессии не только профессиональными качествами, но и обладать конкретными требованиями, которые эта профессия предъявляет к личности работающего. Поэтому выбирая профессию очень важно знать эти требования. Так, не соответствие внутреннего (интересы, способности, потенциал, темперамент, характер) и внешнего (образование, не осведомленность о профессии) приводит к диссонансу, мешающему современной молодежи сделать правильный выбор профессии.

Чтобы проиллюстрировать важность и значимость правильного выбора профессии, нарисуем «Линию жизни», на которую поместим отправную точку – рождение человека, затем 18 лет (совершеннолетие), следующая точка будет 60 лет (когда человек выходит на пенсию) и 90 лет (ориентировочная продолжительность жизни) [2, с. 340].

Рассмотрим эти три этапа.

Первый этап это от рождения до восемнадцати лет, когда подросток получает свое начальное образование, изучает свои склонности, мотивы, интересы, пробует себя в разных профессиях, чтобы сделать осознанный выбор.

Второй этап в семнадцати до шестидесяти лет, когда зрелый человек уже пожинает результат своего выбора. Этот этап характеризуется полной свободой действий, где он полон сил для успешного плодотворного труда, и у него уже сформированные мотивы, способности для активной трудовой деятельности. Говоря об этом временном промежутке длинною в 42 года, можно сказать, что треть жизни уходит на сон, треть занимают наши интересы, а остальная треть уходит на работу, а это получается 14 лет активной трудовой деятельности. Как проведем мы это время? Либо получая удовлетворение от работы, чувство собственного достоинства, нужность и значимость, или находясь не на своем месте, ходя на нелюбимую работу, испытывая стресс и дискомфорт, будет зависеть отличного выбора человека, который повлияет на качество всей жизни в целом.

Третий этап от шестидесяти до девяноста лет. Это период, когда человек уходит на пенсию, уже находится в Жатве своего выбора, он уже может делиться своим опытом как положительным, так и отрицательным с подрастающим поколением, анализировать свой карьерный и профессиональный рост, делать выводы о правильном или неправильном выборе своей профессии.

Всю современную молодежь, в зависимости от причин, по которым они выбрали профессию, можно разделить на два типа [3, с. 449-452].

Первый тип молодежи – это подростки, которые, несмотря на препятствия, стараются делать то, что считают действительно важным. Даже если их работа не высоко оплачивается, они жертвуют чем-то и спустя время получают настоящий результат! Эта золотая молодежь выбирает профессию сердцем, а не желудком. В итоге именно их результатами деятельности мы пользуемся: читаем именно их книги, слушаем именно их музыку, используем их научные и другие достижения и открытиями. Это выдающиеся ученые, благотворительные деятели, артисты, спортсмены и так далее. Было время, когда их никто не знал и не ценил, но несмотря ни на что, что они вкладывали в дело своего призвания. Такая молодежь получает намного больше удовлетворения от жизни, в отличие от тех, кто проживает ее на нелюбимой работе.

Второй тип, это молодежь, выбравшая специальность, исходя или из экономических соображений, или под влияние обстоятельств, семьи, друзей, моды или связей. Их девиз «Главное – чтобы хорошо платили!». С ним они идут по жизни, и, как правило, в течение многих лет занимаются нелюбимым делом. Каждое утро такие работники психологически вредят себе, собираюсь нелюбимую работу. Исследование причин сердечных приступов показало, что восемьдесят процентов приступов происходит в результате стресса в понедельник с 7 до 9 утра.

Обычно таких специалистов видно на рабочих местах, например, при общении с повышающим голос работникам паспортного стола или постоянно раздраженным продавцом в магазине, или медсестрой, недоброжелательно относящийся к пациентам. Такие работники, находясь не на своем месте, страдают сами и причиняют дискомфорт другим, вредят себе и окружающим. Можно легко предположить, с каким настроением они приходят домой и как это отражается на их близких, наверняка не лучшим образом. Обычно эти люди зарабатывают только чтобы хватило до следующей зарплаты. Среди них редко можно встретить выдающихся врачей и спортсменов, бизнесменов, актеров. художников и так далее.

Сравним эти два типа современной молодежи [2, с. 340].

Первый тип – подросток, занимающийся любимым делом, которое соответствует его способностям и второй тип – подросток, не нашедшей любимого дела и выбравшие профессию по обстоятельствам. Обучение проходит успешно, предметы соответствует интересам, и поэтому даются легче, чем другим. Интерес к профессии возрастает, студент получает знания, умения и навыки, которыми после обучения воспользуется с пользой для себя и окружающих. Работа доставляет удовольствие и приносит прибыль. Способности развиваются. Профессиональный уровень растет. Это создает у молодого человека положительный эмоциональный фон, усиливается чувство полноты жизни, чтобы добиться успеха такому человеку не нужно лезть из кожи вон. Появляется всеобщее признание. Набираясь опыта, молодой специалист совершенствуется в своем деле. Способности развиваться настолько, что его считают лучшим в своей сфере. Польза обществу от деятельности молодого специалиста начинает приносить большую прибыль, его рабочее время ценится все выше, а книги становятся бестселлерами.

Второй тип: учение превращается в мучение. Предметы не интересные, поэтому плохо усваиваются, подготовка к экзаменам проходит с установкой «сдал и забыл». Вместо приобретения нужной вещи покупаются курсовая работа. Студент получает знания, которые мне пригодятся ему. Работа не приносит удовлетворение, дается труднее, чем другим. Растет неудовлетворенность в профессиональной сфере, и в жизни в целом. Трудовая деятельность забирает много сил психологических и физических, а результат приносит минимальный. Не удовлетворенность жизнью растет. Молодой человек много трудится, результат получает по-прежнему незначительный, формируется комплекс беспомощности, ему кажется, что в жизни могут состояться все, кроме него. Молодой человек начинает думать, что в его неудачах виноваты все, начиная от президента и заканчивая родными и близкими. Молодой человек теряет всякую надежду состоятся в профессиональной сфере. Его мысли сводятся «лишь бы дожить бы до зарплаты» и «поскорей бы уйти на пенсию».

Возникает вопрос, почему при стольких преимуществах выбора профессии по сердцу так мало людей в нашем обществе не сделали этот выбор? Очевидно, потому что есть ошибки при выборе профессии [1, с. 125].

Перечислим возможные причины их неправильного выбора.

  1. Предрассудки о престижности профессии. В обществе существует представление о степени престижности тех или иных профессий. Порой абитуриенты попадают под влияние этих предрассудков и поступают учиться не на ту специальность, на которую в действительности хотели бы. Они выбирают профессии, престижные в настоящий момент. Проходит время и представление о престижности профессии меняется и люди навсегда остаются с неподходящей им специальностью. В результате они заниматься нелюбимым делом, либо меняют свой роддеятельности на любимый, но уже работают не по специальности. Получается, что четыре-шесть лет и в жизни были потрачены зря.
  2. Выбор профессии под влиянием сверстников: «за компанию», «чтобы не казаться хуже». Важно понимать, что все личное (спутник жизни стиль одежды и прочее) нужно выбирать по своим предпочтениям.
  3. Перенос отношения к человеку на его профессию. Некоторые парни и девушки переносят свое уважительное отношение к человеку на его профессию. Например: «Мне нравится дядя Саша, дядя Саша – программист. Я хочу стать таким, как дядя Саша (таким же уважаемым состоявшимся), поэтому пойду учиться на программиста».
  4. Увлечение только внешней стороны профессии. Смотря на легкость, с которой танцует танцор, вызывая восхищение у публики, некоторые и не подозревают, какая цена была за это заплачена: годы тренировок, репетиций, строгой диеты и так далее.
  5. Отождествление школьного предмета с будущей профессией. Например, парню нравится физика, но профессий, в которой применяется знание физики – множество. Поэтому нужно определить, чем именно, связанным с физикой, он хочет заниматься.
  6. Неверное представление о характере труда по специальности. Например, активный молодой человек выбирает профессию экономиста и не догадывается, что его работа будет заключаться в сидении за компьютером по восемь часов в день.
  7. Нежелание или неумение разбираться в своих личностных качествах. Помочь разобраться в них помогут психологи и педагоги, родители и другие близкие люди.

При выборе профессии важно принимать во внимание свой темперамент и характер, например, подвижным активным холерикам не стоит выбирать профессии, предполагающие спокойной род деятельности. Флегматикам, наоборот, не нужно приобретать профессии, требующей высокой скорости и реакции. Меланхоликам не стоит выбирать профессии с большим содержанием стресса (пожарные, спасатели, МЧС и так далее) – и их нервной системе будет сложно справляться с такими перегрузками.

  1. Давление со стороны родителей. Например, когда-то парень или девушка стремится стать артистом, а родители говорят, что профессия должна быть практичной и поэтому нужно учиться на бухгалтера.
  2. Незнание своих способностей напрямую определенно влияет на выбор своей профессии. Каждый человек имеет неповторимый набор способности, а это означает, что всем мы в каком-то деле можем быть первыми, лидерами. Способность – это особенность нервной системы, позволяющая выполнять определенную деятельность быстрее и лучше других, прикладывая при этом меньше, чем другие, усилий. Это возможность обучаться к какому-то делу быстрее и успешнее прочих: кому-то легче дается литература, кому-то математика, кому-то история и так далее [3, с. 449-452].

В выборе профессионально предпочтение поможет опросник профессиональных предпочтений Дж. Холлонда. В котором, по мнению ученого, большинство людей принадлежит к одному из шести профессиональных типов Люди, которые выбрали профессию, подходящую их типу, с большей вероятности будут довольны своей работой и добьются серьезных профессиональных успехов.

Важно раскрыть в себе эти способности и постоянно развивать их. Развитие способностей поможет продолжить дорогу в жизнь и стать лучшим в своем деле. Так, можно прибегнуть к тезису, что «не бывает не способных людей - бывает люди не на своем месте».

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать определить, что необходимо учитывать свои психологические качества в выборе профессии. Осуществление выбора профессии необходимо начинать в среднем школьном возрасте, так как у учащегося будет возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и понять, что его больше интересует. Важно проходить тесты по профессиональной ориентации, так как выбор профессии является неотъемлемой частью жизни. Молодой человек, который осознанно отнесется к выбору профессии и правильно сделает свой выбор, является личностью, испытывающей удовлетворение и широкие возможности для самореализации. А также общество оказывается в выигрыше, так как получает активного, целеустремленного деятеля общественного производства.

Так, решение этой проблемы требует комплексного подхода: необходимо создать эффективные системы профориентации, которые помогут молодым людям разобраться в своих интересах, способностях и перспективах на рынке труда; важно обеспечить доступ к программам переподготовки и повышения квалификации, чтобы помочь людям адаптироваться к изменениям на рынке труда; необходимо тесное взаимодействие между школами, вузами и предприятиями, чтобы учебные программы соответствовали потребностям рынка.

Список литературы

  1. Гудкова, Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. / Е. В. Гудкова. – Текст : непосредственный. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с. – Текст : непосредственный.
  2. Деркач, А. А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / А. А. Деркач. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 340 с. – Текст : непосредственный.
  3. Скачок, В. Е. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии / В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю. Петровская [и др.]. – Текст : электронный. // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 449-452. – URL : https://moluch.ru/archive/236/54904/ (дата обращения : 23.12.2024).

                                                

© Лисовая О. А., 2025

PDF