СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И СОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Габриелова Екатерина Геннадьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.31
Е. Г. Габриелова
E. G. Gabrielova
Габриелова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 104, г. Краснодар, Россия.
Gabrielova Ekaterina Gennadievna, primary school teacher, Municipal Autonomous Educational institution Secondary School No. 104, Krasnodar, Russia.
СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И СОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
CREATING COLLECTIVE PRESENTATIONS AND CO-CREATION IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD IN ELEMENTARY SCHOOL
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития метапредметных универсальных учебных действий в процессе создания коллективных Google презентаций в начальной школе на уроках окружающего мира.
Annotation. The article is devoted to the problem of the development of metasubject universal learning activities in the process of creating collective Google presentations in elementary school in the lessons of the surrounding world.
Ключевые слова: совместная презентация, сотворчество, метапредметные универсальные учебные действия, проекты в начальной школе.
Keywords: joint presentation, co-creation, metasubject universal learning activities, projects in elementary school.
Если обратиться к панируемым метапредметным результатам освоения ООП НОО, то универсальные коммуникативные действия предполагают, что выпускники начальной школы должны уметь готовить небольшие публичные выступления, и подбирать к ним иллюстративный материал [1]. Если же говорить о регулятивных универсальных действиях, то здесь речь идет о самоорганизации и самоконтроле. Каким же образом можно сделать этот формат работы эффективным на уроках в начальной школе?
Темы для таких устных сообщений очень разнообразны. Очень часто в учебниках по окружающему миру встречаются проектные задания, которые предполагают достаточно обширный информативный материал. Такие проекты как «Красная книга России», «Национальные парки мира», «Красная книга нашего края», «Путешествие по городам мира», «Правители Древней Руси», «Наш край в годы Великой Отечественной Войны» и др. предлагаются учащимся в четвертом классе [1, 3]. В таком случае усвоить весь материал за один урок достаточно трудно. С первого класса мы выполняли проекты по окружающему миру различными способами: рисовали газеты и плакаты, клеили макеты, собирали сборники, издавали листовки и делали презентации в Power Point. С начала четвертого класса предлагаем учащимся создать совместную презентацию, где каждый ребенок оформляет один слайд по теме проекта.
В этом нам помогает облачный сервис Google презентации, который тем и хорош, что позволяет многим быть соавтором одного документа. Совместно создаваемая презентация помогает распределить работу между несколькими участниками, не просто раздать задания, а спланировать и осуществить коллективную онлайн деятельность. Ее можно выполнять одновременно или в разные периоды. Такие презентации отлично вписываются в технологию «перевёрнутого обучения», когда преподаватель задаёт новую тему для самостоятельного разбора. Продуктом этой работы может стать созданная коллективная презентация, и новую тему ребята представят сами на уроке. Роль учителя при таком обучении – мотивировать на творческую работу, помочь выбрать вектор мини-исследования, оказать техническую помощь.
Работать совместно в облачном сервисе начинаем со знакомства с критериями и правилами работы в коллективной презентации и подбираем простые и понятные темы [2]. В школе имеется возможность выполнять данный вид работы в специализированном компьютерном классе.
Как же научить учащихся начальной школы публично представлять свою работу, сопровождая свое выступление иллюстративным материалом с помощью совместной Google презентации?
Подготовка к презентации. Определение темы. Учитель подбирает соответствующую тему проекта и объясняет ее ученикам.
Разработка структуры. Помогает создать чёткий план действий, определяет конечный вид готового слайда, предоставляет ресурсы и направляет их в учебной работе. Учащиеся подготавливают сообщение на заданную тему, обращаясь к различным источникам информации [1]. Слайд презентации готовиться только после того, как подготовлен текст устного сообщения. Информация на слайде не должна полностью дублировать текст устного сообщения. Текст и тема слайда должна отличаться от слайдов одноклассников.
Совместное выполнение. Обсуждение. Учитель организует обсуждения идей с учащимися, показ готовых презентаций.
Создание. Учитель создает общую Google презентацию и делится доступом с учениками, предоставляет право редактирования документа, если учащиеся не имеют своих аккаунтов Google. Учитель создает титульный слайд, затем слайд, на котором прописывает все необходимые требования к оформлению презентации, для того чтобы коллективная презентация выглядела цельно и гармонично [2].
Работа над презентацией. Дети начинают работать над своими частями презентации. Они могут использовать тексты, рисунки, фотографии и другие элементы, чтобы сделать свою работу интересной и информативной. Обязательно указывают автора слайда.
Проверка и корректировка. Проверка. Учитель просматривает готовые материалы, помогает исправлять ошибки. Обсуждение процесса работы не откладывается, а происходит здесь и сейчас. Ученики имеет возможность вносить необходимые коррективы в уже законченный слайд на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. При необходимости учитель оставляет комментарии.
Презентация. Поддержка в выступлении. Учитель организует урок-конференцию, на котором каждый учащийся представляет свою часть презентации. Учитель участвует в презентации, отслеживает время и помогает с вопросами. Учащиеся выбирают самую основную информацию для устного выступления, речь должна быть четкой и внятной, длительность выступления 1-2 минуты [3]. Информация на уроке насыщена, но она не будет являться новой для учеников, поскольку в течение недели дети просматривали слайды своих одноклассников.
Обратная связь. После завершения презентации даёт конструктивные рекомендации, обсуждает результаты со всеми детьми. Просит их поделиться своими впечатлениями и предложить идеи для улучшения будущих проектов. Идет обязательный анализ того, что получилось легко, а где дети испытывали сложности и прибегали к помощи учителя. Учащиеся обсуждают, что нового они узнали, чьи слайды им особенно понравились. Очень важно, что происходит само- и перекрестная оценка на основе сформулированных критериев.
В ходе выполнения таких презентация работа строится совместно, в результате получается коллективный продукт, которым можно воспользоваться несколько раз за процесс обучения. Работая совместно, дети не только обмениваются информацией, но и приобретают аналитическую способность «принимать роль другого», учатся слышать, вести диалог, задавать вопросы [3]. Во время такой совместной деятельности формируются регулятивные универсальные учебные действия – умения корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами. Использовать такой вид работы очень удобно, когда материал работы насыщенный и информативный. Итогом работы может быть урок-конференция, закончить который в зависимости от возраста учащихся и темы, можно используя игровые приемы: игра «Верно-неверно», викторины, составление синквейнов и т. д. Викторины и игры, по итогу урока-конференции, обучающиеся могут создавать, используя простой и понятный сервис Learning Apps.
В результате такой работы происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационные компьютерные технологии, учащиеся знакомятся с различными сайтами с полезной информацией, развивают навыки сотрудничества и творчества.
Список литературы
- Аминева, З. М. Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе / З. М. Аминева. – Текст : непосредственный. // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях, 2014. – С. 70-72.
- Иващенко, Е. В. Использование информационных компьютерных технологий на уроках технологии в начальной школе / Е. В. Иващенко. – Текст : непосредственный. // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. – С. 167-169.
- Анабаева, М. Д. Применение ИКТ на уроках истории как средство активизации учебной деятельности школьников в образовательном процессе / М. Д. Анабаева. – Текст : непосредственный. // Вестник Инновационного Евразийского университета. – 2022. – № 2(86). – С. 20-25.
© Габриелова Е. Г., 2025