ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Кувалева Светлана Михайловна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УКД 510.25
С. М. Кувалева
S. M. Kuvaleva
Кувалева Светлана Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 19, г. Абакан, Россия.
Kuvaleva Svetlana Mikhailovna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary School No. 19», Abakan, Russia.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
METHODS OF TEACHING SEMANTIC READING IN ELEMENTARY SCHOOL MATH LESSONS
Аннотация. Статья посвящена приёмам обучения смысловому чтению на уроках математики в начальной школе.
Annotation. The article is devoted to the methods of teaching semantic reading in mathematics lessons in elementary school.
Ключевые слова: смысловое чтение, приёмы, урок математики, начальная школа.
Keywords: semantic reading, techniques, math lesson, elementary school.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения [4, с. 26].
Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Задача учителя – овладеть инструментарием, который позволит ему сформировать у школьников необходимые умения работы с разными текстами. Таким инструментарием являются эффективные приемы и стратегии чтения и понимания текста. Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Г. В. Пранцова и Е. С. Романичева учебный текст рассматривают как «текст, на основе которого и в процессе понимания которого возможно выстраивание собственных знаний» [3, с. 26].
Стратегии смыслового чтения на уроках математики в начальной школе хорошо прослеживаются в этапах работы при решении текстовых задач. Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо: ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте); преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому; решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность. [1, с. 94-96,].
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Дети уже в первом классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т. д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т. е. умению учиться. [1, с. 27]. Во втором классе при изучении темы «Решение задач на увеличение числа в несколько раз» так же можно использовать приемы технологии смыслового чтения.
На предтекстовом этапе [2, с. 29] можно задать следующие вопросы: объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа в несколько раз»; подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме. На данном этапе можно использовать приемы «Корзина идей» (учитель при этом записывает высказывания учеников на доску, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими идеи); «Верные и неверные утверждения», когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
На текстовом этапе можно предложить детям выбрать задачу, соответствующую теме, объяснить свой выбор.
- У кошки родились 4 белых котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у кошки?
- На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек в 2 раза меньше. Сколько елочек посадили?
- На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?
- В нашем доме 6 этажей, а в соседнем в 2 раза больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт».
На послетекстовом этапе обучающиеся определяют, нужно ли более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем решать ее; если все понятно, записывают решение задачи.
Одним из необходимых способов обработки информации из книги, решая текстовые задачи, является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. На уроках математики это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, необходимо проанализировать прочитанное, отвечая на вопросы:
- Что нам известно по условию задачи?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? и т. д.
В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись.
После изучения на уроке новой темы обучающимся даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний». В начале следующего урока с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.
Формированию смыслового чтения текста будет способствовать, например, выполнение такого задания: «Поспорь с Буратино», который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил всю таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число – 100 – можно разделить на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2. 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу легко это сделать, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28∙3=28+28+28=83. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?».
Задание может быть предложено в третьем классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучена таблица умножения, прием нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у детей перед глазами. Дети должны найти все ошибки, допущенные Буратино. Некоторые из этих ошибок «лежат на поверхности». Например, 100 – это не двузначное, а трехзначное число. Другие требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 (33∙3=99 – это меньше 100, 34∙3=102 – это больше 100). Другие ошибки требуют еще более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так, в случае проверки результата деления четырех на два, Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако, проверять деление путем прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28∙3 Буратино абсолютно верно заменил его суммой трех одинаковых слагаемых 28, однако, посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с текстом на уроках математики формирует такое умение, как рефлексия на содержание текста, умение соотносить информацию, содержащуюся в тексте со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы.
Задания «множественного выбора», «на соотнесение», «дополнение и перенос информации», «на восстановление деформированного текста» позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Список литературы
- Асмолов, А. Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе6 от действия к мысли6пособие для учителя. / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. – Текст : непосредственный.
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – Текст : непосредственный.
- Пранцова, Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. – 2 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – Текст : непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 235). – 29 с. – Текст : непосредственный.
© Кувалева С. М., 2025