ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Пищенюк Наталия Владимировна , Цымбал Светлана Владимировна , Еремина Ирина Дмитриевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.31
Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина
N. V. Pechenyuk, S. V. Tsymbal, I. D. Eremina
Пищенюк Наталия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Цымбал Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Еремина Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Pischenyuk Natalia Vladimirovna, Tsymbal Svetlana Vladimirovna, Eremina Irina Dmitrievna, primary school teachers, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN WORKING WITH DICTIONARY WORDS IN PRIMARY SCHOOL
Аннотация. В статье представлен опыт работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе, в которой рассматриваются эффективные методы работы со словарем, сочетая классические методики с инновационными подходами.
Annotation. The article presents experience of working with dictionary words in Russian language lessons in primary school, which discusses effective methods of working with the dictionary, combining classical techniques with innovative approaches.
Ключевые слова: словарь, словарные слова, ассоциации, ассоциативное запоминание, начальные классы.
Keywords: dictionary, vocabulary words, associations, associative memorization, primary grades.
Россия и народ, спасибо и пожалуйста, ворона и воробей… Что общего в этих словах? Ответ простой, все они – словарные слова из школьного словаря для начальной школы. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения занимает лишь половину тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их приходится зубрить и зубрить, много раз возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита память. А если он из года в год не может запомнить написания слов «фамилия» и «до свидания»?
Как же научить детей грамотно писать словарные слова? Можно ли процесс изучения этих слов сделать интересным и лёгким для запоминания? Можно!
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается на протяжении всего учебного года каждого класса из урока в урок. Мы постоянно открываем для себя новые приемы и методы изучения. Но новое – часто хорошо забытое старое, а без фундамента даже самый красивый дом рухнет. Есть основы, которые нельзя игнорировать, они проверены временем и огромным опытом. Как же изучали словарные слова 70 лет назад, на что опирались, что считали важным?
По мнению М. Р. Львова «словарная работа – это изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [1]. То есть словарная работа – это огромная система, которая состоит из множества элементов.
А. В. Текучев выделил следующие условия работы со словарными словами: соблюдение принципа сознательного усвоения навыков; развитие орфографической зоркости, самоконтроля и орфографической памяти; формирование орфографических навыков с учетом принципов русской орфографии; обеспечение прочности усвоения орфографических навыков [1].
Н. С. Рождественский рекомендует следующую последовательность действий для запоминания непроверяемых слов: внимательно прочитайте слово про себя и вслух (орфографическое проговаривание); справьтесь о значении слова, если не знаете его; прочитайте слово по слогами и запишите его; подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить; проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнося его по слогам; подберите несколько родственных слов и напишите слово два-три раза [1].
Если обобщить все то, что является основой классической словарной работы, что обязательно нужно включать в урок русского языка при работе со словарными словами, то можно выделить три кита словарной работы (увидел-проговорил-записал). Первое, зрительная память – слово мы должны увидеть, оно должно быть перед глазами как можно дольше. Никогда нельзя использовать в работе со словарным словом транскрипцию – это большой риск неправильного запоминания написания слова. Дети должны видеть зрительно только правильный образ слова. Второе, проговаривание. Проговариваем слово орфографически как можно чаще. Орфоэпически мы проговорим его потом, например, можно сказать любое словарное слово обычно, пусть дети сами найдут («поймают») эту орфограмму и запомнят ее еще раз. Третье, рукодвигательный фактор. При записи детьми словарного слова, учитель должен внимательно следить за тем, как и что пишут дети. На этапе знакомства и закрепления стараться не допускать ошибок при записи словарных слов.
Если мы хотим получить результат, работа должна быть достаточно большой и системной. При работе с любым словарным словом учитель должен придерживаться следующего алгоритма: ввод нового слова, лексическое значение, закрепление, повторение, контроль.
Словарные слова – это большая проблема для младших школьников. Как же их запомнить? А запомнить их можно по-разному. Кроме понимания лексического значения слова, с ним еще надо поработать. Большую роль в запоминании могут сыграть игровые элементы, внимание детей будет привлечено больше, соответственно, у них останутся более позитивные впечатления, больше шансов, что слово запомнится.
Приемов при работе со словарными словами очень много – это и загадки, и ассоциации, и изографы, и прятки, и др. Но, наше любимое направление методики развития памяти, запоминания, мышления и воображения – это эйдетика. Эта методика позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Возможно, для кого-то это слово будет новое, но мы часто с ним сталкиваемся и в математике, когда рисуем: «На что похожи цифры?», и в любом задании «На что похоже?». Если помните «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» – это все та самая эйдетика. То есть, это образное запоминание с помощью ярких образов и ассоциаций. По собственного опыту можем сказать, что на сегодняшний момент – это наиболее эффективный способ запоминания словарных слов. Конечно, он требует от учителя собственного творческого подхода, потому что если мы хотим, чтобы дети запоминали образы, мы должны уметь сами эти образы создавать, а потом постепенно передавать бразды правления своим ребятам. Это способствует формированию неординарного мышления. Креативное мышление очень важно, оно помогает ученикам анализировать информацию и делать выводы, развивать навыки самоконтроля и саморефлексии, улучшать навыки коммуникации и сотрудничества, повышать мотивацию и уверенность в себе.
Метод эйдетики держится на двух опорах – образ и ассоциация. Для того чтобы запомнить слово, его можно связать с какой ли формой или соотнести с цветом, или вспомнить, в каком контексте оно встречалось, какое оно по вкусу, по содержанию или по размеру, какие эмоции вызывает и др. Например, слово лимон. Подберем к нему ассоциации, какой он лимон? Он желтый, овальный, кислый, маленький, цитрус, дерево, плод, витамин. В слове лимон необходимо запомнить гласную букву и, поэтому наша задача с ребятами среди этого ряда слов найти именно то, в котором ударение падает на гласную букву и. И это слово кИслый. Месяц – луна, звезды, ночь, май, небо, ясный, январь… Здесь нам поможет связь с контекстом «…Отвечает месяц ясный, – Не видал я девы красной…». Слово месЯц связываем со словом Ясный. Арбуз – красный, сладкий, алый, круглый, сахарный, овальный, круглый, спелый, полосатый и т.д. Слово арбуз мы пишем с гласной а, значит подбираем то слово, в котором а является ударной. Арбуз – крАсный, слАдкий, Алый, овАльный, сАхарный, выберите то слово, которое ребятам понравится больше всего.
Так можно запоминать абсолютно любое слово: Язык – Ящерица, сОбака – кОсть, тЕтрадь – клЕтка, пЕйзаж – лЕс, бОтинки – нОги, заЯц – белЯк, сахАр – слАдкий, бИблИОтека – кнИги, кнИги, пОлки.
При запоминании по форме картинка-ассоциация должна быть похожа на запоминаемую гласную: ягода, горох, орех – вместо гласных нарисовать круглые, как буква о, ягодки, горошины, орехи.
Главное, чтобы ассоциации исходили от детей. Ни для кого не секрет, что творческая работа всегда вызывает эмоциональный отклик, а то, что проходит через эмоции, через интерес, оно запоминается лучше. Задача учителя лишь проконтролировать, чтобы ассоциации были верными.
Используя прием ассоциативного запоминания в своей работе, который очень полюбился нашим детям, мы добились отличных результатов при написании словарных слов. Важно, чтобы дети из пассивных слушателей превратились в активных участников образовательного процесса, тогда они научатся самостоятельно добывать знания, применять их на практике, разовьют критическое мышление – все это положительно скажется на формировании активной личности.
Список литературы
- Бежанова, Н. Л. К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе / Н. Л. Бежанова, А. А. Капустина. – Текст : электронный. // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 334-337. – URL: https://moluch.ru/archive/123/33994/ (дата обращения : 03.01.2025).
© Пищенюк Н. В., Цымбал С. В., Еремина И. Д., 2025