РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Сапрыкина Наталья Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 821.161.1

Н. А. Сапрыкина

N. A. Saprykina

Сапрыкина Наталья Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ «Средняя школа № 72 городского округа Макеевка», г. Макеевка, Донецкая Народная Республика, Россия.

Saprykina Natalia Aleksandrovna, primary school teacher, State Budgetary Educational Institution «Secondary School No. 72 in the Makeyevka City District», Makeyevka, Donetsk People's Republic, Russia.

 

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DEVELOPMENT OF HUMANISTIC CONCEPTS IN READING LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гуманистических представлений на уроках чтения в начальной школе.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of humanistic ideas in elementary school reading lessons.

Ключевые слова: гуманизм, гуманность, личностные ценности, духовное развитие.

Keywords: humanism, humanity, personal values, spiritual development.

 

Глубокие изменения в современной жизни, изменение прошлых стереотипов в сфере идеологии требуют переосмысления всех общественных, индивидуально-личностных ценностей и формирования на этой основе новой системы духовно-мировоззренческой ориентации подрастающего поколения, в основе которой будет социальный запрос на лучшие человеческие качества – духовность, моральность, высокую культуру, честь, достоинство, совесть – в целом человечность, гуманизм и гуманность [1]. В философии, этике и педагогике гуманизм и гуманность иногда означают одно и то же, однако эти понятия и отличаются. Гуманизм – категория философии, характеризуется как мировоззрение, основанное на принципах справедливости, правдивости, объективности, искренности. Гуманизм содержит в себе понятие гуманность – качество личности, человеколюбие, уважение к людям, человеческое достоинство.

Современные психолого-педагогические исследования и методические поиски учителей по проблемам гуманности дополняют, расширяют традиции В. А. Сухомлинского, который считал, что детей необходимо знакомить с гуманистическими представлениями как можно раньше, потому что «моральное состояние личности зависит, в основном, от того, из каких источников она черпала свои радости в детские годы», рассматривал вопрос «как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к всему живому и красивому». Педагог был уверен, что «моральное воспитание в младшем школьном возрасте – это вдохновение моральной красотой, пробуждает желание творить радость для людей, беречь своё человеческое достоинство, ценить моральные принципы» [2].

Важное место в жизни младших школьников принадлежит игре, она должна присутствовать в процессе обучения. Дидактические игры на уроках чтения активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию мышления, фантазии, пополняют словарный запас, творчески развивают гуманность. С помощью игры учитель создаёт проблемные ситуации, которые заинтересовывают учеников, дают им возможность самоутвердиться. У ребёнка появляются позитивные эмоции, которые влияют на формирование мотивов обучения. Дидактические игры развивают любознательность, дают ответы на многочисленные «почему?».

Считаю, что знакомство младших школьников с прошлым коллективным опытом, с практикой существующих в обществе человеческих взаимоотношений, с гуманными представлениями и понятиями наиболее осуществляется с помощью фольклора. Именно в нём изображена и любовь к людям, и знания их духовных ценностей, того, что создано разумом и трудом, что отвоёвано в боях с врагом, что заново рождено для жизни. Это свидетельствует о возможности использования устного народного творчества как эффективного способа формирования гуманных представлений и понятий младших школьников.

Известно, что детей интересует абсолютно всё: явления природы, жизнь растений и животных, взаимоотношения между людьми. Поэтому на уроках чтения использую разнообразные познавательные игры: ребусы, головоломки, загадки, шарады. Поговорим о возможностях, которые открывают использование загадок. Загадка – это очень распространённый жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь учеников, их наблюдательность. На уроках чтения с помощью загадок можно создавать проблемные ситуации, работать над содержанием текста или давать характеристику героям. Дети часто получают задание: изобразить загадку на вырезанном силуэте яблок, груш, цветов, различных животных и украсить дерево, ёлочку, полянку в классе. Иногда такая творческая игра может длиться довольно долго. Учащиеся с удовольствием и загадывают, и отгадывают загадки.

Вот ещё одна из возможных интересных познавательных игр. Это использование сказок. Игра называется «Продолжи сказку». Детям предлагаю незаконченный сюжет сказки, к которой необходимо придумать концовку. Каждый ребёнок имеет возможность по-своему её закончить, появляется ситуация выбора. Это заинтересовывает и развивает творческое мышление и воображение.

В. А. Сухомлинский советовал педагогам как можно больше использовать сказку в работе с младшими школьниками. В работе «Методика воспитания коллектива» (раздел «Творчество в коллективе. Роль сказки в коллективной жизни детей») он рекомендовал использовать именно этот вид фольклора для словообразования детей [3].

Великий педагог К. Д. Ушинский писал, что каждый ребёнок по-своему талантлив, имеет склонность к творчеству. Но это желание творить необходимо постоянно стимулировать с помощью методов, приёмов и форм работы, которые бы способствовали развитию познавательной активности учеников. Поэтому нужно стараться давать детям больше позитивных эмоций, создавать условия для ситуаций успеха, использовать шуточные ситуации. В этом поможет ещё один вид устного народного творчества – небылицы [4].

С конкретными гуманистическими представлениями ученики встречаются неоднократно на протяжении всего обучения в начальной школе в различных по форме и содержанию текстах учебников «Литературное чтение». Следует отметить, что авторы учебников О. В. Островская, А. А. Плешаков, М. В. Бойкина, Е. А. Лутцева, Е. И. Коротеева, Н. М. Белянкова, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко и другие учитывали психологические особенности понимания литературных произведений младшими школьниками, а именно: последовательность в формировании представлений, необходимость раскрытия их смысла. Например, учебник содержит произведения устного народного творчества, которые воспитывают трудолюбие и уважение к людям труда; произведения, в которых даётся представление о трудолюбии («Каша из топора» русская народная сказка, «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова, «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский); произведения, которые воспитывают бережное отношение к природе («Полевые цветы» И. А. Бунин, «Славная осень» Н. А. Некрасов, «Зимнее утро» А. С. Пушкин); произведения, которые учат доброте и гуманизму («Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой, «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная сказка и многие другие). Также для развития гуманистических представлений на уроках чтения проводим различные литературные игры: «Детский театр» (после ознакомления с произведением дети показывают услышанное с помощью жестов, мимики), «Опорные слова» (предлагается ряд слов из недавно прочитанного произведения, а дети должны правильно определить его название), «Что сначала, что в конце» (учитель читает отрывок произведения с конкретной историей, а дети называют те события, которые были до этого и после), «Соавторы» (предлагается придумать концовку произведения), «Юный сказочник» (предлагается написать своё произведение с конкретным героем, которого изучаем). Дети охотно и непринуждённо учатся видеть и чувствовать окружающий мир, делятся впечатлениями, уважительно относятся друг к другу.

Содержание текстов в учебниках «Литературное чтение», их определённая последовательность дают учителю возможность целеустремлённо заинтересовывать детей читать, полностью обеспечивают формирование гуманных представлений и понятий у учеников, так как основная их цель, совместно с обучающей, воспитать основы гуманистического мировоззрения в процессе школьного обучения.

Анализируя свою работу в аспекте развития гуманистических представлений, можно сделать вывод, что выше перечисленные методы и приёмы помогают оптимально развивать учебные способности каждого ученика, его интеллектуальный уровень, речь, мышление, память, внимание и создать такой ученический коллектив, где каждый воспитанник имеет возможность найти круг своих интересов, почувствовать уважение к себе как к личности со стороны одноклассников.

Список литературы

  1. Акинтьева, А. П. Актуальные практики патриотического воспитания дошкольников / А. П. Акинтьева, Н. И. Мазурчук, Е. О. Мазурчук. – Текст : непосредственный. // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024. – С. 20-26.
  2. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1990. – 288с. – (Библиотека учителя). – Текст : непосредственный.
  3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа,1974. – 288 с. – Текст : непосредственный.
  4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : [в двух томах] / К. Д. Ушинский ; под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук проф. В. Я. Струминского. – Москва : Учпедгиз, 1953. – 21 см. – (Библиотека учителя). Т. 1: Вопросы воспитания. – 1953. – 637, [1] с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Сапрыкина Н. А., 2025

PDF