ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Терещук Ирина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37

И. Н. Терещук

I. N. Tereschuk

Терещук Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 112 с уии», г. Новокузнецк, Россия.

Tereschuk Irina Nikolaevna, primary school teacher, MAOU «Secondary school No. 112 with uii», Novokuznetsk, Russia.

 

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

NTRODUCTION TO THE PRACTICE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AIMED AT DEVELOPING READING COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN

 

Аннотация. Данная статья посвящена организации процесса обучения, с применением эффективных приемов по формированию читательских компетенций у младших школьников.

Annotation. This article is devoted to the organization of the learning process, using effective techniques for developing reading competencies in primary schoolchildren.

Ключевые слова: читательская компетентность, проблема, активные методы, приёмы.

Keywords: reading competence, problem, active methods, techniques.

 

Современные ученые характеризуют восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены картинок, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени у детей занимают игра на компьютере, просмотр телепередач. Школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Для формирования читательской компетентности младших школьников необходимо применение современных образовательных технологий, которые могут быть представлены через систему методов, средств и приёмов, способствующих достижению качества образования в современных условиях реализации ФГОС НОО [2].

При формировании УУД рекомендуется использовать в своей работе следующие современные технологии и методы обучения: технологию продуктивного чтения, информационно-коммуникативную технологию, технологию проблемного обучения, игровые технологии (деловые, ролевые, сюжетные, дидактические игры), деятельностный метод, проектно-исследовательскую деятельность, уровневую дифференциацию, гуманно-личностную технологию [1].

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Выделяют три этапа работы с текстом: до чтения, вовремя чтения и после чтения. Существует много различных приёмов, для каждого из этапов.

Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки – описания.

Приём «Прогнозирование по иллюстрации». Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2. Опишите героя, определите черты его характера.

Приём «ассоциация». Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. «Почему именно так называется?  Что может произойти в  произведении с таким названием? ».

Приём «Корзина идей, понятий, имён…». Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Ученики условно собирают всё то, что знают об изучаемой теме. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Кластер». Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Этот приём универсален. Использовать его можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. На чистом листе или на классной доске посередине пишется ключевое слово или предложение, которое является темой. Вокруг ключевого слова записываются слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. После прочтения текста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения. Данный приём позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и объединить их в связное высказывание.

Прием «Синквейн». Это один из приёмов технологии развития критического мышления. Очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно имя существительное), во второй дается описание предмета (два имени прилагательных), в третьей – три глагола, в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая свое или авторское отношение к предмету, в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Этот приём чаще применяют на стадии рефлексии. Его использование помогает научить школьников излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, принимать мнения одноклассников (при работе в группе), стимулирует развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Приём «Верные и неверные высказывания». Этот прием логично использовать на стадии рефлексии. Данный приём не занимает много времени как при проведении, так и при проверке, также он прост и понятен детям и даёт учителю полную картину о знаниях детей, приобретенных на конкретном уроке или по конкретной теме.

Приём «Обучение сообща» (работа в группе над общим заданием). Каждая группа получает задание. Участники группы обсуждает задание, составляя правильный вариант ответа. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

Приём «Перепутанные логические цепочки». Суть его заключается в том, что ключевые слова располагаются учителем на доске в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Приём «Восстановление / заполнение пропусков». Приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу.

Приём «Восстановление последовательности событий».

Приём «Чтение с остановками». Под «чтением с остановками» понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Она используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. Дети читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться. При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап – заключительная беседа.

Приём «Письмо герою». Ученики пишут пожелания главному герою, дают советы герою.

Таким образом, использование данных приемов охватывает большее количество информации, вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность, способствует сохранению интереса к обучаемой теме, развивает аналитико-синтетические и творческие способности, что позволяет учащимся шире использовать познавательные возможности и постоянно поддерживать интерес к предмету. На наш взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы будут способствовать формированию активной читательской позиции современного школьника.

К. Д. Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».

Список литературы

  1. Бакшеева, Э. П. К вопросу о формировании читательской компетенции детей младшего школьного возраста / Э. П. Бакшеева. – Текст : непосредственный. // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 7. – С. 79-84.
  2. Гетманская, Е. Г. Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников / Е. Г. Гетманская, С. В. Долгова. Текст : электронный. // Молодой ученый, 2023. № 5 (452). С. 250-253. URL : https://moluch.ru/archive/452/99566/ (дата обращения : 06.01.2025).
  3. Глушкова, А. Б. Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников / А. Б. Глушкова. – Текст : электронный. // Инфоурок : [сайт]. – URL : https://infourok.ru (дата обращения : 06.01.2025).

                                                

© Терещук И. Н., 2025

PDF