ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ АНАЛИЗА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Улитко Валерия Вячеславовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.31

В. В. Улитко

V. V. Ulitko

Улитко Валерия Вячеславовна, к. п. н., проректор по научной работе, ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации», г. Тирасполь, Приднестровье, Молдова.

Ulitko Valeria Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Vice-Rector for Research, State Educational Institution of Additional Professional Education «Institute for the Development of Education and Advanced Training», Tiraspol, Pridnestrovie, Moldova.

 

ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ АНАЛИЗА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ

PROJECT-BASED TEACHING IN PRIMARY SCHOOL: FROM ANALYSIS OF EXISTING PRACTICE TO PRACTICAL SOLUTIONS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме понимания учителем начальных классов особенностей организации проектной деятельности младших школьников и своей роли в этом процессе; определению возможных методических условий создания эффективной обучающей среды; автором высказана мысль о психологической неготовности ребенка 10 лет к участию в исследовательском обществе учащихся.

Annotation. The article is devoted to the problem of an primary school teacher understanding the features of the organization of the project activities of primary schoolchildren and their role in this process; determining the possible methodological conditions for creating an effective training environment; The author expressed the idea of ​​the psychological unpreparedness of a child 10 years to participate in the research society of students.

Ключевые слова: учебный проект, учебное исследование, проектно-исследовательская деятельность, образовательная технология, образовательный процесс, универсальные учебные действия, метапредметные результаты.

Keywords: educational project, educational research, project-research activity, educational technology, educational process, universal educational activities, meta-subject results.

 

Проектная деятельность как современный вид организации образовательного процесса охватывает все уровни школьного образования и отличается рядом особенностей, положительно влияющих на развитие общекультурного уровня школьников в связи с тем, что:

– в обучении используются исследовательские, поисковые и проблемные методы;

– знания осваиваются в процессе планирования и выполнения усложняющихся заданий (обучение в процессе «делания», где отсутствует эталон решения и его необходимо определить самостоятельно);

– ученики обучаются этапам достижения цели (в строгом соответствии со структурой учебной деятельности) на основе выполнения конкретного задания.

В результате проектная деятельность как образовательная технология формирует проектный тип мышления – универсальное умение ставить и решать задачи повседневной жизни [3].

Вместе с тем, процесс организации проектной деятельности на разных уровнях общего образования неодинаков и постепенно движется от коллективных форм участия в младших классах к индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в 10-11 классах [1; 2].

Введение проектной деятельности в начальной школе Приднестровья не является абсолютно новым процессом в республиканской системе образования, и в настоящее время накоплен опыт выполнения проектов с младшими школьниками на основе предметного содержания, которое предлагают авторы УМК по окружающему миру, литературному чтению (А. А. Плешаков, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова). Однако следует оговориться, что эта деятельность в наших школах на ступени начального образования имеет свои особенности, сформировавшиеся в условиях подготовки к участию младших школьников в исследовательском обществе учащихся. Особенностью этого интеллектуального конкурса является освоение основ исследовательской, а не проектной деятельности как таковой. К таким особенностям отнесем:

– усиление внимания учителя к исследовательской практике, и его ослабление к проектной деятельности как отличающейся по своей сути, что создает у учителя неверное понимание особенностей мыследеятельности школьника в условиях подготовки проекта и в условиях проведения учебного исследования, снижает ценность проектной деятельности;

– вовлечение в исследовательскую практику наиболее мотивированных младших школьников, отличающихся академической успешностью, чем исключаются из этой деятельности остальные обучающиеся класса, для них не создаются условия применения предметных знаний и умений вне рамок учебных предметов и совершенствования умений универсальных учебных действий;

– активное вовлечение родителей в процесс выполнения проекта, неизбежно перекладывает ряд задач учебно-исследовательской практики на их плечи, снимая тем самым возможность выполнения этих задач непосредственно ребенком, что отрицательно влияет на полноценное формирование у младшего школьника всего спектра умений, относящихся к универсальным учебным действиям;

– осуществление, со стороны учителя, общего руководства исследовательской деятельностью ребёнка не позволяет рефлексировать в отношении эффективности избранной тактики сопровождения учебного исследования ученика начальных классов и не способствует накоплению методического опыта в области обучения массового школьника теоретическим и практическим методам ведения учебно-исследовательской практики;

– подготовка выступления в рамках исследовательского общества учащихся предполагает совместную с учеником проработку доклада и опирается на репродуктивную память, что не стимулирует развитие навыка непосредственной коммуникации (умения донести результаты своей работы своими словами в случае, если какой-либо отрывок текста доклада подзабыт, вести диалог, отвечать на незапланированные вопросы с ходе защиты и др.);

– отсутствие у учителя идей как «продлить жизнь» выполненного учебного исследования после его презентации в рамках исследовательского общества учащихся опосредованно демонстрирует ученику начальной школы приоритет ценности интеллектуального конкурса над ценностью научного познания мира;

– подмена представлений о предмете оценки результативности выполненного учебного исследования: приоритет учительского внимания к новизне (субъективной новизне) и практической значимости результатов, что приемлемо в рамках интеллектуального конкурса, но не в рамках системной учебной проектно-исследовательской деятельности младших школьников, где в центре внимания – готовность к применению универсальных учебных действий и овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, доступных ребёнку начальной школы (сравнение, классификация, организация наблюдения или опыта), в то время как само исследование является инструментом демонстрации предметных и метапредметных умений.

Выскажем также предположение, что стрессогенная соревновательная (конкурентная) среда интеллектуального конкурса «Исследовательское общество учащихся» для 10-летнего школьника эмоционально травматична и снижает его мотивацию и желание продолжить учебно-исследовательскую практику и самостоятельно заниматься ею.

Разделяя мнение авторов, подчеркнем, что исследовательская деятельность учащихся – это иная, в отличие от проектной деятельности, образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование под руководством учителя, предполагает решение задач с заранее неизвестным результатом, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода [4].

Таким образом, массовый учитель, организуя сегодня проектно-исследовательскую деятельность с младшими школьниками, должен во-первых, уверенно ориентироваться в различиях жанров «учебное исследование» и «учебный проект» для правильной организации деятельности и планирования ее продуктов; во-вторых, понимать целевые (образовательные) ориентиры результатов этой работы; в-третьих, быть готов организовать продуктивную работу всего класса, распределяя ответственность и управляя работой групп; в-четвертых, обсуждать с младшим школьником проблему, которую можно решить, выполнив проект позволяя детям ощутить себя субъектами процесса; в-пятых, видеть возможности для «продления жизни» выполненных исследований и проектов. Полагаем, что перечисленные условия позволят создать эффективную обучающую среду для всех учеников посредством организации проектной деятельности в младших классах. В итоге выпускники начальной школы будут готовы к выполнению групповых учебных проектов или учебных исследований в основой школе, когда возрастает доля самостоятельности в организации и выполнении работы, а также – в распределении ответственности за общий результат.

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования ПМР. – Тирасполь, 2024. – 28 с. – URL : https://schoolpmr.3dn.ru/StandPr/Terminologicheskii_slovar_GOS_PMR.pdf&ved=2ahUKEwix58n60e2LAxXgERAIHW_AIh4QFnoECBAQAQ&usg=AOvVaw3vU5eP40Y1O84M8a4hc-2o (дата обращения : 23.01.2025). – Текст: электронный.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ПМР. – Тирасполь, 2021. – 41 с. – URL : http://www.minjust.gospmr.org/oo/Publication.nsf/9306298df912e905c2258221004d4624/e11134c2e81043e6c2258ab500515e3f!OpenDocument (дата обращения : 23.01.2025). – Текст: электронный.
  3. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). / Ю. В. Громыко. – Минск: Технопринт, 2000. – 376 с. – Текст : непосредственный.
  4. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев ; под ред. А. В. Леонтовича. – Москва : ВАКО, 2020. –161 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Улитко В. В., 2025

PDF