ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Ильяшенко Александр Александрович
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.21
А. А. Ильяшенко
A. A. Ilyashenko
Ильяшенко Александр Александрович, аспирант, АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Москва, Россия.
Ilyashenko Alexandr Alexandrovich, graduate student, Moscow University of Finance and Law MFUA, Moscow, Russia.
ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
PROBLEMS OF EXPANSION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN MOSCOW ARTS SCHOOLS
Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с реализацией дополнительных общеобразовательных программ для детей дошкольного возраста в московских школах искусств и препятствующим расширению охвата населения, а также оптимизации работы образовательных учреждений с дошкольниками в силу значимости творческой деятельности для развития ребенка.
Annotation. The article is devoted to the problems associated with the implementation of additional general educational programs for preschool children in Moscow art schools and impeding the expansion of population coverage, as well as the optimization of the work of educational institutions with preschoolers due to the importance of creative activity for the development of the child.
Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, дошкольники, творческая деятельность.
Keywords: preschool education, additional education, preschoolers, creative activity.
Сегодняшний многозадачный, стремительный и быстроразвивающийся мир предъявляет повышенные требования к возможностям, умениям и навыкам современного человека в сравнении с совсем еще недавним прошлым. В таких условиях изменяются и возрастают потребности в качественном образовании, в том числе, дошкольном.
Дошкольный период в жизни человека – один из самых главных. В это время ребенок активно развивается не только физически, но и психически, приобретает первые социальные навыки взаимодействия. Именно дошкольный период закладывает понятия морали и нравственности, прививает определенные нормы поведения, формирует характер, тип личности, поэтому в эти годы жизни чрезвычайно важным является окружение ребенка и его деятельность.
Говоря о дошкольном возрасте, Лев Семенович Выготский отмечал, что посредством игровой деятельности раскрывается понимание ребенком субъекта деятельности, что обеспечивает условия для развития психических процессов [1, с. 25]. Алексей Николаевич Леонтьев приходит к заключению, что дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения [2, с. 11]. Н. В. Поповицкая говорит о том, что основы социализации личности закладываются уже в самом раннем возрасте [4].
Роль образования и воспитания для дошкольника сложно переоценить. Именно учреждения дошкольного образования становятся вторым после семьи местом, где стремительным образом развивается личность маленького человека и формируются основные навыки деятельности.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ определены два вида образования для обучения детей-дошкольников в Российской Федерации: дошкольное образование и дополнительное. Несмотря на то, что оба вида преследуют общую цель по формированию гармонично развитой личности, задачи у них в большинстве своем различны. Дошкольное образование ставит перед собой задачу по формированию общих базовых навыков у детей с целью подготовки к следующей ступени общего образования – начальному общему образованию. Дополнительное же образование сосредоточено на развитии творческих способностей, здорового образа жизни, культурном и нравственном развитии, формированию эстетического вкуса.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование является первым уровнем общего образования и «направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [6, с. 64]. Дополнительное образование, в свою очередь, «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [6, с. 75].
Стоит отметить, что оба вида образования не являются обязательными, однако большинство семей в России принимают решение об обучении детей в дошкольных образовательных организациях (детских садах) (далее – ДОО). Что касается дополнительного образования, то, несмотря на сформированные задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием, число обучающихся в учреждениях дополнительного образования (далее – УДО) остается более низким, чем в ДОО, в особенности среди детей дошкольного возраста [3, 5]. Безусловно, не стоит рассчитывать, что в ближайшее время охват детей-дошкольников дополнительным образованием может соответствовать охвату детей дошкольным образованием. Однако, вопрос в том, что является препятствием для привлечения большего числа учащихся в УДО. С какими основными проблемами сталкивается дополнительное образование, которые затрудняют развитие и расширение творческой деятельности детей дошкольного возраста?
Первой проблемой, которую стоит обозначить, является отсутствие государственного финансирования всех дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста в УДО. С одной стороны, с учетом «необязательности» дошкольного образования в целом, государственное субсидирование ДОО на реализацию образовательных программ, конечно, можно и нужно считать безусловным достоинством. Однако, учитывая «необязательность» дополнительного образования даже по сравнению с дошкольным образованием, сложно рассчитывать на большую заинтересованность родителей в обучении детей-дошкольников в УДО за счет средств физических лиц (родителей). В настоящее время большую часть детей, обучающихся в УДО на программах для дошкольников, составляют те, чьи родители изначально рассматривают эти школы с целью последующего обучения своих детей на предпрофессиональных и общеразвивающих программах уже в школьном возрасте, которые, в свою очередь, уже финансируются государством, с целью подготовки к будущему обучению. Философским и риторическим оставим вопрос о том, какое количество детей дошкольного возраста обучалось бы сейчас в УДО, если бы программы и для детей школьного возраста не финансировались бы государством.
Безусловно, спорным можно считать утверждение, что музыкальным школам и школам искусств необходимо выделение финансирования на реализацию программ для обучения дошкольников, однако можно предположить, что подобная мера существенно увеличила бы число обучающихся. Однако, если представить, что политика регионов в части финансового обеспечения УДО стала бы рассматривать такую возможность, что обнажилась бы вторая проблема дополнительного образования, куда более существенная. Речь о самих программах, реализуемых в УДО.
В отличие от ДОО, с 1 сентября 2023 года реализующих Федеральную образовательную программу дошкольного образования, деятельность УДО в области реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей-дошкольников не регламентирована никакими требованиями, а лишь располагает общими требованиями к структуре и содержанию, а также примерными формами программ [7].
Результатом этого в детских музыкальных школах и школах искусств, предлагающих детям программы творческой направленности, является огромное количество самых разнообразных программ с различными учебными планами и сроками реализации. С одной стороны, это создает предпосылки к творческому педагогическому поиску методов, решений, подходов в обучении, инновационных разработок, позволяющих раскрывать способности учеников, предлагая новаторские идеи. С другой, подобное многообразие различных форм деятельности и программ в образовательных учреждениях затрудняет контроль за образовательным процессом, размывает понятие и границы стандарта качества дошкольного образования, видов и направленности, а также в целом перенасыщает рынок образовательных услуг.
Говоря о важности дошкольного периода в жизни ребенка с психологической точки зрения и значимости творческой деятельности для развития его личности, подобная проблема действительно видится значимой.
С целью совершенствования и оптимизации работы УДО в области дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста, в 2020 году в ГБУ «ДОПСКИ» г. Москвы был создан центр профессионального мастерства «Раннее творческое развитие», осуществляющее контроль за деятельностью УДО, а также оказывающих методическое и методологическое сопровождение деятельности музыкальных школ и школ искусств города Москвы.
Результатом работы центра стали:
- организация и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей, в программе которых демонстрировались передовые и эффективные методы обучения, а преподавателями курсов стали наиболее успешные педагоги, результаты работы которых с детьми-дошкольниками наиболее результативны;
- организация и проведение нескольких Всероссийских научно-практических конференций, объединивших многих специалистов и преподавателей со всей России, участвующих в образовательной деятельности детей дошкольного возраста;
- организация и проведения Конкурса методических материалов среди педагогических работников Московских школ искусств «Вертикаль», позволяющих центру отобрать наиболее успешные и интересные разработки, являющиеся наиболее прогрессивными для образовательного процесса;
- проведение на регулярной основе открытых уроков, мастер-классов, круглых столов, педагогических мастерских, дающих возможность преподавателям познакомится с практической деятельностью своих коллег, перенять положительный опыт для последующего внедрения в собственную работу.
Безусловно, создание Центра профессионального мастерства «Раннее творческое развитие» положительным образом сказалось на работе УДО, однако не решило проблему многообразия и вариативности дошкольных образовательных программ. Вероятно, ожидаемым шагом с точки зрения результативности стало бы создание рекомендованных образовательных программ по различным направлениям творческой деятельности дошкольников, содержание которых опиралось бы на самые успешные образцы педагогической деятельности и содержало оптимальный учебный план, позволяющий не только продолжить обучение детей в 1 классе ДМШ, ДШИ и ДХШ, но и предложить самостоятельное качественное дошкольное образование, способствующее развитию дошкольников и их способностей, а также раскрытию личностных качеств учащихся.
Список литературы
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – Текст : непосредственный. – СПб.: Перспектива, 2020. – 96 с.
- Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. ст. / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Текст : непосредственный. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
- Официальный сайт Информационного агентства «Тасс» – URL : https://tass.ru/obschestvo/19920005 (дата обращения : 21.01.25). – Текст : электронный.
- Поповицкая, Н. В. Поликультурное воспитание дошкольника как поддержка успешной социализации личности / Н. В. Поповицкая – Текст : непосредственный. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2015. – № 4. – С. 10-17.
- Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». – Текст : непосредственный.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва : Кремль : Канцелярия Президента РФ, 2012. – 404 с. – Текст : непосредственный.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования : [утв. Приказом Мин. просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028]. – Москва. – 235 с. – Текст : непосредственный.
© Ильяшенко А. А., 2025