ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МАОУ «СОШ № 112 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ» Г. НОВОКУЗНЕЦКА)

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Куртукова Ольга Валерьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.14

О. В. Куртукова

O. V. Kurtukova

Куртукова Ольга Валерьевна, учитель английского языка, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики», г. Новокузнецк, Россия.

Kurtukova Olga Valeryevna, an English teacher, Secondary school № 112 specialized in IT, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МАОУ «СОШ № 112 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ» Г. НОВОКУЗНЕЦКА)

THE FORMATION OF TEACHER’S RESEARCH CULTURE IN NON-FORMAL EDUCATION (BASED ON THE EXPERIENCE OF THE METHODOLOGICAL SERVICE OF SECONDARY SCHOOL № 112 SPECIALIZED IN IT, NOVOKUZNETSK)

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование исследовательской культуры учителя в условиях неформального образования; условия, влияющие на эффективность этого процесса, формы работы с педагогами в условиях неформального образования; связь исследовательской культуры учителя с эффективностью инноваций в школе.

Annotation. The article examines the formation of a teacher's research culture in non-formal education; the conditions affecting the effectiveness of this process, the forms of work with teachers in non-formal education; the relationship between a teacher's research culture and the effectiveness of the innovation at school.

Ключевые слова: исследовательская культура учителя, неформальное образование, условия формирования исследовательской культуры учителя, формы работы с педагогами, инновационная деятельность.

Keywords: teacher's research culture, non-formal education, conditions for the formation of a teacher's research culture, forms of work with teachers, innovative activities.

 

Формирование исследовательской культуры учителя является важным условием жизнеспособности инноваций в образовательной организации и повышения качества образования в целом. В связи с кардинальными изменениями системы образования, с введением федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, федеральных образовательных программ, школе необходим педагог, который способен адаптироваться к новым вызовам современного образования. Важно, чтобы такой учитель был творческим и открытым к новым идеям, владел методологией исследовательской деятельности и приемами решения профессиональных задач, был готовым к обучению и обобщению своего опыта. Педагог, обладающий исследовательской культурой способен вдохновить и мотивировать учеников, помочь им раскрыть свой потенциал и готовиться к жизни в быстро меняющемся мире.

Вслед за И. Ф. Исаевым, мы рассматриваем исследовательскую культуру учителя (ИКУ) как часть профессионально-педагогической культуры [3] и считаем, что она представляет собой интегративную, динамическую характеристику личности педагога. В рамках проведенного нами исследования была определена структура ИКУ, которая включает в себя такие компоненты, как ценностное отношение к исследовательской деятельности, знание методологии педагогического исследования, владение приемами решения профессиональных задач, творческую активность и стремление к самосовершенствованию. То есть учитель обладает необходимыми умениями и знаниями для организации инновационного процесса в школе.

Очевидно, что овладение учителем исследовательской культурой – это процесс непрерывный и требует интеграции усилий, как самого педагога, так и выстраивание системы профессионального развития внутри самой образовательной организации с использованием ресурсов формального, неформального образования. Как справедливо отмечает Т. А. Махрачева [4], «процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей личности должен происходить в течение всей жизни». Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации. А одним из средств профессионального саморазвития педагогов выступает индивидуальная траектория профессионального развития, что представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу.

Анализ образовательной практики показал, что значительная часть учителей предпочитает использовать для профессионального развития ресурс формального образования – курсы повышения квалификации. Как правило, это дополнительные профессиональные программы МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка. Помимо курсов повышения квалификации МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка предлагает педагогическим работникам разнообразные формы обучения: стажировочные площадки, основной целью которых является деятельностное освоение отдельных направлений инновационной образовательной практики образовательных учреждений; приобретение профессиональных и организаторских навыков в области внедрения инновационных практик, изучение организации и технологии работы образовательных учреждений по реализации задач становления современной модели образования; повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в виде модульных курсов; проведение семинаров и мастер-классов.

Сложившейся практикой является интеграция формальных моделей повышения квалификации с неформальными моделями профессионального образования (Д. Ф. Ильясов и О. В. Ройтблат [2; 5]). Отличием неформального образования от формального является то, что оно не ведет к обязательной сертификации. Однако оно способно удовлетворить потребность учителя в профессиональном развитии с учетом индивидуальной траектории развития (ИТР). ИТР «обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических работников путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг» [1].

Одной из неформальных моделей профессионального образования является, на наш взгляд, система форм методической работы с педагогами в образовательной организации (методическая служба). Методическая служба планирует неформальное образование для учителей, что позволяет им усовершенствовать свои профессиональные компетенции, обмениваться опытом, участвовать в разнообразных педагогических инициативах в условиях школы, формировать исследовательскую культуру учителя для эффективной реализации инноваций.

Акцентируя внимание на формировании исследовательской культуры учителя, мы представим опыт работы методической службы МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» города Новокузнецка, рассмотрим содержание и формы работы с педагогами, способствующие развитию у них исследовательской культуры.

Анализ и осмысление опыта работы с педагогическим коллективом позволил нам выделить условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития исследовательской культуры в пространстве неформального образования: а) организационно-управленческие; б) организационно-методические; в) научно-методические; г) психолого-педагогические.

При выделении условий мы исходили из проведенного нами исследования, что, во-первых, формирование исследовательской культуры учителя определяется усилиями и деятельностью самого учителя по самосовершенствованию, во-вторых, специально организованном внешнем воздействии, влияющим на эффективность процесса формирования ИК, через организацию разных видов и форм образовательной профессиональной деятельности.

Обратимся к условиям формирования ИКУ.

  1. Организационно-управленческие. Именно они обеспечивают организацию и управление процессом формирования исследовательской культуры учителя в образовательной организации. К ним мы относим: создание соответствующих организационно-управленческих структур в школе: методический совет, методические объединения, научное общество учащихся «Logos», творческие лаборатории педагогов, проектно-исследовательские группы. Проектно-исследовательские группы организуются «под проблему», их деятельность сопряжена с анализом собственной педагогической практики, выделением проблем и поиском способов их решения. Организационно-управленческая деятельность регламентируется нормативно-правовыми документами, в частности локальными актами ОО: Положением о методическом совете школы, Положением о работе творческих лабораторий педагогов, Положением о проектно-исследовательских группах, Положением о НОУ «Logos» и научно-исследовательской конференции «Взгляд в будущее», Положением об индивидуальном образовательном маршруте педагога и др.

К организационно-управленческим условиям мы также относим информационную среду дистанционного обучения и смешанного формата обучения. Использование информационной среды и современных технологий обучения привносит в процесс формирования исследовательской культуры учителя новые возможности. Содержательно это выглядит следующим образом. Инвариантный модуль (теоретический) ориентирован на расширение знаний о методологии исследования, формирование ценностного отношения к деятельности учителя-исследователя. Вариативный модуль предполагает совершенствование знаний и умений по темам «Подготовка научно-методических материалов по результатам педагогического исследования», «Экспертная деятельность педагога-исследователя», «Методико-технологическое сопровождение педагога к участию в профессиональных конкурсах». Основной формой работы с педагогами при реализации вариативного модуля являются практические занятия в рамках работы творческих лабораторий педагогов в течение учебного года. Неформальное образование в этом случае строится на основе индивидуального образовательного маршрута и в завершении имеет индивидуальный образовательный результат.

Осуществить мониторинговую и коррекционную функции процесса формирования исследовательской культуры учителя помогает управленческая команда. В ее состав входят заместители директора по УВР, руководители структурных подразделений (методических объединений), кураторы творческих лабораторий, руководители проектно-исследовательских групп (по запросу).

  1. Организационно-методические условия. Формирование исследовательской культуры осуществляется через проведение традиционных научно-методических мероприятий. Это фестиваль педагогических идей, который предполагает презентацию исследовательской деятельности педагога (актуальность и обоснование выделенной педагогической проблемы и обсуждение в педагогическом сообществе с приглашением в качестве экспертов ученых-педагогов); конкурс проектов «От идеи к действию» – презентация проектных, проектно-исследовательских работ; кейс-чемпионат направлен на решение ситуационных задач, что позволяет отработать аналитико-рефлексивные, проектировочные, прогностические, оценочно-рефлексивные умения.
  2. Научно-методические условия. Это научно-методическое сопровождение деятельности педагога-исследователя: а) углубление теоретических знаний в области гносеологии, педагогики, психологии, методологии; б) отработка исследовательских процедур и умений; в) изучение педагогического опыта; г) ценностно-смысловое общение в ходе встреч с учеными-педагогами, психологами, учителями-исследователями, когда в формате диалоговой площадки можно задать интересующие вопросы или выстроить общение по типу передачи «Линия жизни», когда перед учителями раскрывается история яркой личности, путь к вершинам педагогического мастерства и педагогических открытий; д) публичные лекции ученых и педагогов-практиков по актуальным проблемам современного образования и т.д.

Отдельной линией является проведение научно-практических конференций для педагогов, научно-методических семинаров, дискуссионных площадок (в том числе в ходе педагогических советов).

  1. Психолого-педагогические условия направлены на создание эмоциональной комфортной среды для учителя в школе. К ним относятся: а) консультирование педагогов; б) сопровождение индивидуального образовательного маршрута; в) помощь в выстраивании образовательного сотрудничества «педагог-ученик», «педагог-педагог»; г) психологические тренинги «Формирование мотивации учителя к освоению исследовательской культуры».

Создание определенных организационно-управленческих, организационно-методических, научно-методических, психолого-педагогических условий, использование в неформальном образовании разнообразных форм работы с педагогами позволило нам создать благоприятную инновационную среду в школе и обеспечить эффективное формирование исследовательской культуры учителя с учетом индивидуальной траектории развития.

Список литературы

  1. Бектурова, З. К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З. К. Бектурова. – Текст : непосредственный. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 360-361.
  2. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов. – Текст : непосредственный. // Педагогическое образование и наука, 2010. – № 1. – С. 64-69.
  3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. / И. Ф. Исаев. – Текст : непосредственный. – М., 2004. – 187 с.
  4. Махрачева, Т. И. Управление развитием субъектности учителей общеобразовательных школ в процессе повышения квалификации: специальность 13.00.08 : автореф. дис. … канд. пед. наук. / Т. И. Махрачева. Курск, 2009. – 26 с. – Текст : непосредственный.
  5. Ройтблат, О. В. Возможности неформального образования в повышении квалификации сельских педагогов / О. В. Ройтблат – Текст : непосредственный. // Директор сельской школы, 2010. – № 1. – С. 10-14.

                                                

© Куртукова О. В., 2025

PDF