ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Раздел: Поиск новых форм, технологий и методов воспитания обучающихся
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Дивеев Данила Васильевич
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 37.02
Д. В. Дивеев
D. V. Diveev
Дивеев Данила Васильевич, аспирант СПИ, ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Кемерово, Россия.
Diveev Danila Vasilievich, postgraduate student of SPI, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.
ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
SELECTION OF MODERN METHODS OF EDUCATION IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию и обучению, акцентирующие внимание на формировании профессиональных ценностно-смысловых ориентаций студентов в условиях высшего образования. Изучаются идеи позитивной педагогики, смыслодидактики и нарративных технологий, подчеркивающих значение личностных и профессиональных ценностей для достижения психологического благополучия. Обсуждается необходимость смещения акцента с академических знаний на развитие социальных навыков и критического мышления, а также важность педагогического общения, которое способствует созданию доверительной и открытой образовательной среды.
Annotation. The article considers modern approaches to education and training, emphasizing the formation of professional value and meaning orientations of students in the conditions of higher education. The ideas of positive pedagogy, meaning-didactics and narrative technologies emphasizing the importance of personal and professional values for achieving psychological well-being are studied. It discusses the need to shift the focus from academic knowledge to the development of social skills and critical thinking, as well as the importance of pedagogical communication, which contributes to the creation of a trusting and open educational environment.
Ключевые слова: ценность, смысл, нарратив, позитивная педагогика, профессиональные компетенции, профессиональное становление.
Keywords: value, meaning, narrative, positive pedagogy, professional competencies, professional formation.
Система высшего образования реализует свою деятельность исходя из государственных стандартов. На данный момент реализуется третье поколение ФГОС ВПО, где указывается, что выпускники должны освоить и продемонстрировать свои компетенции по завершении образовательной программы. Количество компетенций, степень их сформированности у студентов является одним из основных критериев оценки эффективности образовательного процесса высшей школы. Компетенция не является статической характеристикой. Она включает в себя способность адаптироваться к изменениям в профессиональной среде, что подразумевает постоянное обновление и развитие знаний, умений и навыков. Это важно в условиях быстро меняющегося мира, где технологии и требования к специалистам постоянно эволюционируют. Компетенция включает в себя не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Это означает, что выпускники должны быть готовы применять свои знания в реальных ситуациях [3]. Важным аспектом компетенции является наличие ценностей, которые формируют профессиональную и личностную идентичность выпускника. Ценности влияют на выбор профессионального пути, принятие решений и взаимодействие с другими людьми, что критически важно для успешной социальной деятельности.
И. П. Манченко рассматривает становление профессиональных ценностей, которые являются нормами, идеалами и образцами, определяющими выбор профессии и успешное самоопределение в ней. Педагоги играют ключевую роль в формировании профессиональных ценностей у студентов. Ценности дают смысл тому, что делает человек в своей профессии. Например, стремление к качеству, служение обществу или желание развивать свои навыки и знания могут быть центральными ценностями, определяющими мотивацию и удовлетворение от работы. Овладение профессиональными ценностями способствует не только профессиональному, но и личностному росту. Стремление к определенным идеалам и стандартам может вдохновлять человека на постоянное саморазвитие, обучение и совершенствование [4].
Педагогическая деятельность осуществляется в системе «человек-человек», где особое внимание уделяется межличностным отношениям. Н. И. Черницкая выделяет уникальные ценностно-смысловые ориентации работников этой системы, отличающие их от представителей других профессий. В отличие от других направлений, где акцент на материальных аспектах, здесь важна удовлетворенность от взаимодействия с людьми и самореализация. Представители данной системы ценят процесс жизни, стремятся к развитию и построению позитивных отношений, а также к достижению личных и профессиональных целей. Преобладание интернального локуса контроля у представителей системы «человек-человек» свидетельствует об их уверенности в своих силах и готовности воспринимать события как результат собственных действий. Это способствует формированию активной жизненной позиции и готовности брать на себя ответственность за свои решения, что важно для личностного роста. Высокая удовлетворенность жизнью и интернальный локус контроля положительно влияют на их деятельность, делая их более инициативными и способными к самоуправлению [8].
Л. М. Митина в педагогической деятельности и в процессе личностно-профессионального становления будущих специалистов отмечает важность направленности в системе мотивов и целей педагога. Интерес к педагогической профессии является движущей силой, которая вдохновляет будущих педагогов на постоянное обучение и развитие. Это может включать как освоение новых методов преподавания, так и изучение психологии учащихся, что, в свою очередь, повышает их квалификацию и эффективность работы. Также интерес к педагогике помогает будущим учителям сформировать собственную образовательную философию, которая определяет их подход к преподаванию и взаимодействию с учениками. Это может включать ценности, такие как уважение к личности учащегося, стремление к созданию инклюзивной образовательной среды и фокус на индивидуальных потребностях детей. Автор также рассматривает иерархическую структуру педагогической направленности в рамках профессионального саморазвития. Важный вектор – это направленность на учащегося, этот аспект подчеркивает важность интереса педагога к личности каждого ученика. [5]. В. С. Воробьева так же обращает внимание на значимость педагогической направленности и отмечает, что основным вектором является направленность на себя. Направленность на учащегося, скорее, выступает второстепенной по сравнению с преобладающим мотивом самореализации и личного благополучия [2].
А. А. Реан с соавторами в своей работе, посвященной позитивной психологии и педагогике, отмечают важность реализации субъектом своих личностных ценностей, в которые включены и профессиональные, без которых невозможно достичь психологического благополучия. В этой же работе они отмечают проблему современного образования, в котором, несмотря на быстро развивающиеся современные информационно-коммуникационные технологии, сохраняется академический уклон, в ущерб социальным аспектам образования. Получается, что из-за появления интернета и его стремительного развития, уклон в академичность, который ранее был нормой образования, сейчас приобрел статус проблемы. Значимость академических знаний для студентов упала, в связи с многосторонними возможностями и способами получения интересующих их информации. Социальный аспект знаний, который в ХХ веке компенсировался живым общением в социуме, в современных реалиях, при наличии большего количества социальных связей, ухудшилось их качество и глубина. Исходя из этого, система преподавания с перевесом в академические знания и без должной реализации «практики» социальных знаний не отвечает современным запросом общества к обучению и воспитанию. Соответственно, фокус в процессе обучения должен сместиться с прямой трансляции знаний педагогом на самостоятельное нахождение учеником источников новых знаний для развития собственных умений и навыков. В таком случае от педагога требуется научить и сопровождать этот процесс поиска, предполагающий развития критического мышления и понимание обучаемыми собственных личностных и индивидуальных особенностей. Помимо смещения с академических знаний на развитие социальных ЗУНов, способствующих профессиональному становлению, авторами выделяется педагогическое общение как один из центральных способов этого развития. Составляющими эффективного педагогического общения являются демократический стиль руководства, «полная» обратная связь и эффективное поощрение. Все эти три аспекта, по мнению авторов, наиболее успешно реализуются педагогами при «положительно предвзятом» отношении ко всем ученикам, основанном на эффекте Розенталя [6].
А. А. Утюганов, М. С. Яницкий и А. В. Серый в своей работе исследуют формирование ценностно-смысловых ориентаций личности в образовательном пространстве вуза посредством нарративных технологий. Ими отмечается, что молодые люди открыты к восприятию новых знаний, взглядов и жизненных позиций, что создает благоприятные условия для формирования их ценностной системы. Это время, когда они могут осознанно выбирать для себя профессиональные ориентиры и жизненные цели. Из этого следует, что применяемые в образовательных учреждениях технологии должны учитывать этот аспект и иметь свою, обусловленную им, специфику. Анализируя ряд исследований, авторы заключают, что в рамках методологии постнекласической педагогики нарративные технологии являются наиболее актуальными для формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов. В современной педагогической науке, нарратив рассматривается как метод организации опыта познания мира, и вместе с тем как процесс формирования ценностей и смыслов. Нарративы помогают структурировать и систематизировать индивидуальный опыт, позволяя учащимся осмысливать свои переживания и события. Через нарративы студенты могут создавать свои собственные представления о мире, формируя уникальные смысловые конструкции. Этот процесс включает в себя осознание и интерпретацию событий, что помогает выработать личные ценности и убеждения. Таким образом, нарратив в педагогике выступает как мощный инструмент, который не только обогащает образовательный процесс, но и способствует личностному развитию студентов, помогая им осознать значение их опыта и формировать свои ценностные ориентиры [7].
И. В. Абакумова, А. М. Кукуляр, В. Т. Фоменко предлагают новый целостный подход к воспитанию и обучению, который фокусируется на создании значимого образовательного опыта, развитии смысловой сферы учащихся и формировании их активной позиции в обучении. Смысл выражает отношение человека к действительности и связывает его с миром. Традиционная дидактика часто игнорирует смысловую составляющую, сосредотачиваясь на значениях, что приводит к недостаточному уровню понимания в учебном процессе. В рамках смыслодидактики обучение рассматривается как процесс, направленный на создание и развитие смыслов, его главная цель – осознание и извлечение значимых смыслов из учебного материала. Учебные тексты рассматриваются как носители смыслов, и задача обучения заключается в том, чтобы высвободить эти смыслы из знаковой формы. Смыслодидактика акцентирует внимание на развитии творческой сферы обучающихся, позволяя им не только усваивать информацию, но и создавать новое содержание, новые тексты и идеи, выражая свои индивидуальные смыслы. Важным аспектом является то, что согласно теории смыслов, смыслам не учат и не учатся; они возникают и осознаются в процессе взаимодействия, что создает необходимость для педагогов инициировать ситуации, в которых учащиеся могут извлекать и осмысливать смыслы из учебного материала. Акцентируется внимание на необходимости качественной обратной связи, которая должна быть ориентирована на понимание и осознание смыслов, а не только на оценку знаний. В таком процессе обучения идет активное развитие критического мышления у учащихся, так как они учатся анализировать, интерпретировать и сопоставлять разные смыслы, что помогает им принимать более обоснованные решения. Смыслодидактика стремится к гармонизации знаний и смыслов, где учебный процесс становится не просто передачей информации, а активным созданием значимого контекста для учащихся, что способствует более глубокому усвоению и применению знаний в реальной жизни. Подход акцентирует внимание на инклюзивности в обучении, учитывая разнообразие смыслов и ценностей, что позволяет каждому учащемуся вносить свой уникальный вклад в образовательный процесс [1].
После рассмотрения подходов позитивной педагогики, смыслодидактики и нарративных технологий в рамках постнекласической педагогики, можем выделить общие моменты построения эффективного образовательного взаимодействия для формирования профессиональных ценностно-смысловых ориентаций. Обобщая, можно говорить о качественно новом уровне педагогического общения, направленном на развитие критического мышления и максимальную интеграцию теории с практикой, благодаря чему осуществляется процесс присвоения студентами профессиональных ценностно-смысловых ориентаций Образовательная среда должна способствовать развитию ценностей и смыслов, связанных с профессиональной деятельностью. Это включает в себя создание атмосферы доверия, сотрудничества и открытости, где студенты могут свободно выражать свои взгляды и обсуждать свои ценности. Важно, чтобы процесс обучения сочетал теоретические знания с практическим опытом, то есть применением знаний на практике. Это позволяет студентам осознавать значимость профессиональных ценностей и их применение в реальной жизни, что, в свою очередь, способствует формированию устойчивых ценностных ориентаций.
Список литературы
- Абакумова, И. В. Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса / И. В. Абакумова, А. М. Кукуляр, В. Т. Фоменко. – Текст : непосредственный. // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11, № 3. – С. 24-32. – EDN SNKOAT.
- Воробьева, В. С. Основания психологического сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов: обзор научной литературы / В. С. Воробьева – Текст : непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 348-351. – EDN NMJDXA.
- Колесникова, Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе / Е. И. Колесникова – Текст : непосредственный. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – № 1(11). – С. 9-26. – EDN NSATHS.
- Манченко, И. П. Проблема формирования профессиональных ценностей личности будущих специалистов: история и современность / И. П. Манченко – Текст : непосредственный. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7(150). – С. 69-73. – EDN HVKMQA.
- Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. – Санкт-Петербург : Общество с ограниченной ответственностью "Нестор-История", 2014. – 376 с. – EDN WNSCOZ. – Текст : непосредственный.
- Реан, А. А. Позитивная психология и педагогика / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 411 с. – ISBN 978-5-4263-1264-7. – DOI 10.31862/9785426312647. – EDN DBKJYD. – Текст : непосредственный.
- Утюганов, А. А. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике / А. А. Утюганов, М. С. Яницкий, А. В. Серый // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 76-92. – DOI 10.15293/2658-6762.1901.05. – EDN FFMMFY. – Текст : непосредственный.
- Чернецкая, Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности у представителей профессий системы «человек – человек» / Н. И. Чернецкая – Текст : непосредственный. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – Т. 16. – С. 57-66. – EDN WCFZZF.
© Дивеев Д. В., 2025