ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МУЗЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ: ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
Раздел: Поиск новых форм, технологий и методов воспитания обучающихся
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Иванова Тамара Александровна , Гончарова Ирина Анатольевна , Шинкаренко Татьяна Сергеевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 371.485
Т. А. Иванова, И. А. Гончарова, Т. С. Шинкаренко
T. A. Ivanova, I. A. Goncharova, T. S. Shinkarenko
Иванова Тамара Александровна, старший преподаватель, кафедра общего образования и психологии, МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк, Россия.
Гончарова Ирина Анатольевна, директор, МАУ ДО «Дом детского творчества № 1», г. Новокузнецк, Россия.
Шинкаренко Татьяна Сергеевна, методист, МАУ ДО «Дом детского творчества № 1», г. Новокузнецк, Россия.
Ivanova Tamara Aleksandrovna, lecturer, Department of General Education and Psychology, MAOU DPO IPK, Novokuznetsk, Russia.
Goncharova Irina Anatolyevna, director, MAU DO «House of Children's Creativity No. 1», Novokuznetsk, Russia.
Shinkarenko Tatiana Sergeevna, methodologist, MAU DO «House of Children's Creativity No. 1», Novokuznetsk, Russia.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МУЗЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ: ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MUSEUM OF THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE FORMATION OF STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO THE HISTORY OF THEIR SMALL HOMELAND: INNOVATIVE PRACTICE
Аннотация. В статье представлен инновационный опыт разработки воспитательной системы музея учреждения дополнительного образования социальной ориентации; определено содержание компонентов воспитательной системы музея, системообразующая деятельность, системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса.
Annotation. The article presents the innovative experience of developing the educational system of the museum of the institution of additional education of social orientation; the content of the components of the educational system of the museum, system-forming activities, system-integrating forms of the organization of the educational process are determined.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, музей учреждения дополнительного образования, компоненты воспитательной системы, формы организации воспитательного процесса.
Keywords: education, the educational system, the museum of the institution of additional education, the components of the educational system, the forms of the organization of the educational process.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в перечне национальных интересов и стратегических национальных приоритетов обозначено «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» [5]. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [5]. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года определена задача «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [2]. Поставленная задача акцентирует внимание на реализации регентальной функции воспитания, перевод декларируемых задач в плоскость практической воспитательной деятельности. На Всероссийской научно-практической конференции «Реализация регентальной функции воспитания в образовательном процессе» (2024), доктор педагогических наук М. П. Нечаев обозначил некоторые первостепенные задачи реализации регентальной функции воспитания:
- системная организация воспитательного процесса на основе полного управленческого цикла и базовых национальных ценностей;
- качественное проектирование и реализация рабочей программы воспитания;
- реализация федеральных проектов и их сопряжение с рабочей программой воспитания;
- воспитание в процессе обучения (реализация концепции воспитывающего обучения);
- владение современными интерактивными технологиями воспитания на основе системно-деятельностного подхода и умениевой парадигмы образования [3].
В данной статье представлена модель воспитательной системы музея учреждения дополнительного образования (Дома детского творчества № 1 г. Новокузнецка) по формированию ценностного отношения обучающихся к истории малой Родины. Проектирование воспитательной системы и ее апробация осуществлена в рамках инновационного проекта (2023-2025 гг.). При разработке воспитательной системы за основу были приняты подходы к моделированию воспитательной системы школы и класа, изложенные в работах псковских ученых и педагогов (исследовательский коллектив под руководством доктора педагогических наук Е. Н. Степанова) [4]. В соответствии с определением, предположенным Е. Н. Степановым, мы рассматриваем воспитательную систему как «упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию обучающихся» [4, с. 8]. В соответствии с концепцией проекта определены основные воспитательные результаты: ценностное отношение обучающихся к малой Родине, ее истории и культурному наследию с акцентированием внимания на воспитание ценностного отношения к труду учителя, его деятельности на благо детей, своего города, страны. Выбор вектора ценностной ориентации воспитательной системы обусловлен историей жизни Дома детского творчества № 1, сложившимися традициями и желанием реализовать идею ценностно-ориентированного воспитания в образовательном пространстве музея.
Дом детского творчества № 1 – одно из старейших учреждений дополнительного образования нашего города. Учреждение было организовано в октябре 1956 года как филиал Дворца пионеров и школьников и находится на территории Кузнецкого района (ранее – г. Кузнецк), который является историческим ядром г. Новокузнецка. В октябре 2001 года на базе нашего учреждения был создан клуб-музей «Кузнецкая школа». Инициаторами создания музея были: Отдел образования администрации Кузнецкого района, Совет ветеранов педагогического труда, сотрудники Дома детского творчества № 1. Первым хранителем музея стала Татьяна Николаевна Прокопьева, ветеран педагогического труда. В основу создания музея легли материалы и экспонаты, посвященные людям, внесшим значительный вклад в образование города Новокузнецка. Клуб-музей «Кузнецкая школа» является официально признанным, имеет паспорт – свидетельство о присвоении звания «Школьный музей». Музей открыт для социума, в его деятельности принимают активное участие ветераны педагогического труда Кузнецкого района. Совет ветеранов педагогического труда проводит на базе музея заседания, мероприятия, также сообща решаются вопросы планирования на каждый учебный год и подводятся итоги за год. Ветераны-учителя участвуют в проведении музейных занятий «Уроки старой школы», «Уроков мужества», экскурсий по разной тематике. Именно по решению учителей-ветеранов музей назван клубом-музеем «Кузнецкая школа», клуб – как место встречи, сбора, объединяющих учителей Кузнецкого района. Клуб-музей «Кузнецкая школа» сотрудничает с филиалом Новокузнецкого краеведческого музея и более 10 лет совместно организуют масштабные события: городской конкурс юных знатоков-краеведов «Конюховские чтения», педагогические чтения «Жизнь замечательных учителей», праздник «Посвящение в учителя Кузнецкой школы». От истории клуба-музея «Кузнецкая школа» и воспитательного замысла мы перешли к инновационным преобразованиям.
Цель инновационного проекта: концептуально обосновать и разработать модель воспитательной системы музея учреждения дополнительного образования по формированию ценностного отношения обучающихся к истории малой родины. В соответствии с теоретическими и методическими основами моделирования и проектирования воспитательных систем были выделены основные ее компоненты: а) индивидно-групповой; 2) ценностно-ориентационный; 3) функционально-деятельностный; 4) диагностико-результативный; 5) отношенчески-коммуникативный [4].
Ценностно-ориентационный компонент. Разработанная нами воспитательная система относится к типу систем социальной ориентации (по классификации петербургских ученых А. И. Колесниковой и Е. Н. Барышникова) [1]. Ее доминирующими ценностями являются: Отечество, общество, гражданственность, патриотизм, преемственность поколений, историческая память. Эти ценности были выделены в ходе коллегиального обсуждения педагогического коллектива, актива педагогов-ветеранов педагогического труда, детского актива музея, активистов детских объединений.
Функционально-деятельностный компонент. Ядром воспитательной системы является клуб-музей «Кузнецкая школа», содержание деятельности ориентировано на сохранение памяти о людях, внесших значительный вклад в образование Кузнецка; формирование ценностного отношения к труду педагога, учителя, наставника, к своей малой Родине. Основными направлениями деятельности музея являются: поисково-исследовательская, экспозиционная работа, экскурсионная деятельность, методическая, культурно-массовая, общественно-полезная работа. В воспитательной деятельности используется широкий веер организационных форм работы как с детской, так и со взрослой аудиторией: работа с материалами, представленными в экспозициях и выставках на основе фондов музея, Уроки мужества, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие викторины, квесты, конференции, лекции, поездки по другим музеям, экскурсии, музейные уроки, праздники, квесты, конкурсы. Славной традицией музея является проведение музейных занятий «Уроки старой школы». В музее оформлены постоянные экспозиции: «Жизнь замечательных учителей» (посвящена учителям Кузнецкой школы), «История Дома пионеров и школьников Кузнецкого района», «Школьные принадлежности советского периода», «Моя малая родина Кузбасс» (посвящена истории родного края, достопримечательностям города). Наряду с традиционными используются интерактивные формы работы с детьми и взрослыми: открытые диалоговые площадки для общения и обмена опытом, презентации проектов и идей, исторические игры, совместная поисково-исследовательская деятельность детей и педагогов и т. д. Включение детей в поисково-исследовательскую работу по изучению истории своего края, города, школы осуществляется в рамках подготовки к традиционному городскому конкурсу знатоков-краеведов «Конюховские чтения»; конференции, посвященной истории Дома детского творчества № 1. Подготовка к участию в этих событиях пробуждает чувство сопричастности к истории своей образовательной организации, района, города, опыт деятельного участия в общественно-значимой работе по сохранению культурно-исторического наследия прошлого, осмысления вклада современного поколения педагогов в образование и воспитание подрастающего поколения. Каждый имеет доступ к архивам музея, возможность получить консультацию по методикам изучения истории детского объединения, Дома детского творчества, педагогической жизни руководителя детского объединения.
С позиций системного подхода осуществлялась перестройка воспитательной работы в детских объединениях. В воспитательный раздел дополнительных общеразвивающих программ был введен модуль «Кузнецкая школа». При планировании работы педагог и дети совместно решали в каких мероприятиях и событиях они будут принимать участие (с учетом поставленных педагогом воспитательных задач, возрастных особенностей детей, направленности дополнительной образовательной программы). Например, в план воспитательной работы руководителя детского объединения «Территория подростка: творчество, диалог» (дети 12-17 лет) были включены: праздник, посвященный международному дню распространения грамотности; участие в подготовке фотовыставки, посвященной 25-летию создания детского объединения «Инсайт»; конференция «Навстречу юбилею Дома детского творчества» (в 2026 году нашему учреждению исполняется 70 лет) и т. д.
Значимым воспитательным ресурсом нашего проекта является выстроенное социальное партнерство с Советом ветеранов педагогического труда Кузнецкого района, филиалом Новокузнецкого краеведческого музея, литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского, библиотеками Кузнецкого района.
Диагностико-результативный компонент воспитательной системы включает: 1) критерии и показатели эффективности воспитательной системы; 2) формы, методы, приемы изучения, анализа и оценки результативности ее функционирования. При проектировании отношенческо-коммуникативного компонента у нас возникла потребность усилить связи межличностного общения педагогов в пространстве культурно-образовательной коммуникации, т.е. инициировать педагогов к обсуждению вопросов, связанных с историей своего учреждения, истории Кузнецкого района, его трудовой «жизни» в период Великой Отечественной войны, в послевоенный и современный период его исторического развития. Посылом для этого послужили выявленные дефициты историко-культурных знаний педагогов. Нами была составлена годовая программа экскурсий по Кузнецкого району с выполнением творческого задания – подготовить по завершению экскурсии поста для размещения в официальной группе VK. В течение 2024 года наши педагоги посетили музей-заповедник «Кузнецкая крепость», филиал Новокузнецкого краеведческого музея (экспозиция «Уездное училище»), литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского музей трудовой доблести и славы НКАЗа, персональную художественную выставку Т. С. Шинкаренко – руководителя клуба-музея «Кузнецкая школа» и т. д.
Обобщая результаты реализации инновационного проекта, мы можем на данный момент констатировать следующее:
1. Доминирующие ценности воспитательной системы задали линию развертывания организации воспитательного процесса клуба-музея «Кузнецкая школа», обновление содержание его деятельности.
2. Выстраивание взаимодействия между клубом-музеем и воспитательной деятельностью детских объединений, содействовала добровольному и осознанному выбору детьми совместно с педагогами участия в мероприятиях и событиях клуба-музея «Кузнецкая школа».
3. В ходе проекта потребовалось обновление форм воспитательной работы клуба-музея с учетом решаемых воспитательных задач, современных подходов к воспитанию, особенностей детей нового поколения.
4. Об эффективности созданной нами воспитательной системы можно говорить по итогам диагностики в конце учебного года.
Список литературы
- Колесникова, И. А. О воспитании и воспитательных системах / И. А. Колесникова, Е. Н. Барышников. – Санкт-Петербург: ЦПИ, 1996. – 122 с. – Текст : непосредственный.
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года : [утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р]. – URL : http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBb CFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения : 7.01.2025). – Текст : электронный.
- Нечаев, М. П. Регентальная функция воспитания в образовательном процессе / Н. П. Нечаев. – Текст : непосредственный. // Вестник РМАТ, 2023. – № 3. – С. 12-17.
- Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса : учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 224 с. – Текст : непосредственный.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : [утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400]. – URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения : 7.01.2025). – Текст : электронный.
© Иванова Т. А., Гончарова И. А., Шинкаренко Т. С., 2025