ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел: Поиск новых форм, технологий и методов воспитания обучающихся

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Крецан Зоя Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 376

З. В. Крецан

Z. V. Kretsan

Крецан Зоя Викторовна, к. п. н., доцент, ФГБОУ ВО «КемГУ» Институт образования, г. Кемерово, Россия.

Kretsan Zoya Viktorovna, Ph.D., Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kem State University» Institute of Education, Kemerovo, Russia.

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INCLUSIVE EDUCATION THROUGH PROJECT ACTIVITIES

 

Аннотация. В статье рассматриваются потенциал проектной деятельности в условиях инклюзивного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article examines the potential of project activities in the conditions of inclusive education of students with disabilities.

Ключевые слова: воспитание, трудовая функция, цель воспитания, направления воспитания, проектная деятельность, дети с ОВЗ.

Keywords: education, labor function, purpose of education, directions of education, project activities, children with disabilities.

 

Инклюзивный подход в воспитании рассматривается сегодня как стратегический ориентир общества. Воспитание подрастающего поколения приоритет современной государственной политики. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) констатирует взаимовлияние понятий воспитание и развитие, которое обеспечивается деятельностью, способствующей раскрытию индивидуальных возможностей обучающихся, самоопределению и социализации [1; 2].

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)…» «Воспитательная деятельность» рассматривается как трудовая функция, в рамках которой педагог должен владеть методами и формами воспитательной работы на уроке и во внеклассной деятельности, в том числе с привлечением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4].

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (от 30 января 2023г. N53н) [5] описывает содержание педагогических должностей, среди которых тьютор. Данный педагогический работник призван осуществлять сопровождение обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, в том числе и для участия в воспитательных событиях класса, школы, группы [9].

Содержательный аспект воспитательной деятельности раскрывается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3].

Целью Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России консолидация всех субъектов образовательных отношений: семья, школа, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта и т.д. [6].

Общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников. Конкретизация общей цели воспитания и достижения личностных результатов применительно к обучающимся с разными нозологиями отражена в требованиях к освоению адаптированных образовательных программ. Здесь важно, что достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

Детям и подросткам с ОВЗ не всегда удается качественно работать с информацией. У них вызывают трудности все этапы работы с информацией: прием, осмысление, сохранение и переработка. Также наблюдается снижение познавательной активности и узок круг интересов. Эмоционально-личностное развитие характеризуется возможностью как позитивного, так и негативного влияния.

В данных условиях воспитательная деятельность должна быть направлена на развитие полезных привычек и формирование социально-нормативной модели поведения. Соответственно создание специального воспитательно-коррекционно-реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ОВЗ выступает как цель воспитательной работы. Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах: конфиденциальности, безопасности, единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; включение родителей в коррекционно-педагогический процесс; системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его результативности.

С целью достижения результативности в воспитательной деятельности педагоги используют разные направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, этетическое, физическое, трудовое, безопасное жизнеобеспечение и экологическое воспитание.

Обучающихся с ОВЗ принимают участие в проектной деятельности. Проекты разрабатываются и реализуются на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации, ученического коллектива (коллективные), групповые и индивидуальные. Мы предполагаем, что использование проектов педагогами в организации воспитательной деятельности способствует достижению личностных результатов обучающихся с ОВЗ.

Нами были проанализированы официальные сайты муниципальных образовательных учреждений (г. Кемерово, Анжеро-Судженский, Березовский, Беловский городские округа, Кемеровский, Яйский муниципальные округа), образовательные организации психолого-педагогического сопровождения – всего 15, – с целью изучения использования проектной деятельности обучающихся в воспитательной деятельности организаций и выявлено, что в регионе 80 % образовательных организаций, от общего числа проанализированных, активно используют данный вид деятельности в системе воспитательной работы.

Так, в регионе реализуется проект гражданско-патриотической направленности «Я-Кузбассовец». Воспитательный потенциал патриотической работы способствует формированию ощущения кузбасского как исключительного и ценного, дорогого; желания продолжать свой жизненный путь в регионе/муниципалитете; настроя на созидание, сохранение, преумножение и защиту малой (и большой) Родины [10].

Заслуживает внимания профориентационный проект «Сто дорог – одна моя». В рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в целях совершенствования профориентационной работы по реализации личностного и профессионального потенциалов обучающихся , обеспечению профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности принято распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области № 67-р от 06.03.2018 года «О реализации в Кемеровской области долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог-одна моя» (2019-2029 гг.). Мир профессий многообразен, задача проекта показать учащимся какие есть профессии, какие профессии востребованы в регионе, на что необходимо ориентироваться при выборе будущей профессии [7; 8; 9].

В общеобразовательных учреждениях города Кемерово реализуется городской межведомственный проект «Развивающая суббота кемеровского школьника». Создание условий для развития каждого ребенка школьного возраста, как основы его успешного обучения и социализации, через привлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов города – цель проекта. Основная идея проекта – максимально освободить школьников города от урочной деятельности в субботу и организовать для них такую информационно-образовательную среду за счет консолидации интеллектуальных и социокультурных ресурсов города, в которой каждый школьник, включая обучающихся с ОВЗ, сможет найти занятие по интересам, попробовать себя в разных профессиях, сходить с родителями (законными представителями) в музей или театр, то есть максимально облегчить «школьную субботу», сделать ее развивающей. Он направлен на: формирование социально активной личности через привлечение к социально значимой преобразующей деятельности; создание благоприятных условий для формирования навыков здорового образа жизни; повышение уровня коммуникативной культуры учащихся; развитие у обучающихся лидерские качества, умения работать в команде.

Анализ сайтов общеобразовательных организаций психолого-педагогического сопровождения обучающихся с разными нозологиями показал, что обучающиеся данных школ принимают активное участие в проектной деятельности. Особый интерес вызвали проекты «Скажи, Интернет, ты нам друг или враг?», «Кузбасс-мой край родной», «Я город читаю как книгу!», литературный проект «День рождение писателя!» (В. А. Каверин, В. П. Катаев и др.) и др.

На наш взгляд, значимую практическую направленность имеет проект «Автоматизация жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата». Цель проекта: автоматизация жизненных компетенций, расширение повседневного жизненного опыта, интеграция в более сложное социальное окружение для успешной социализации умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задачи проекта: создать условия для автоматизации жизненных компетенций; стимулировать дальнейшее развитие ребенка через его включение в более сложные жизненные ситуации; способствовать сплочению семьи, учащихся и педагогов в ходе реализации проекта.

В ходе проекта ребята научились надевать зимнюю одежду, удерживать равновесие; застегивать пуговицы, замки; поддерживать порядок хранения вещей и внешний вид; рассчитывать и совершать покупки; радоваться успехам друг друга и огорчаться неудачам.

Развитию личностных результатов обучающихся с ОВЗ способствуют школьные спортивные клубы, школьные театры, театральные гостиные, воспитательные события героико-патриотической направленности, квиз-игра, акции добрых дел, конкурсно-игровые программы, трудовые десанты, экологические акции и многое другое.

Таким образом, можно констатировать, что использование проектов в инклюзивном воспитании способствует социализации обучающихся с ОВЗ через расширение кругозора, получение новых знаний с последующим применением их на практике, умение коммуницировать в группе.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ : [ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015]. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: pravo.gov.ru. (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ. // Российская газета. – URL : rg.ru (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996–р г. Москва. – URL : //f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (government.ru) (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ от 18 октября 2013 года N 544н (с изменениями на 5 августа 2016 года). – URL : 01.001.pdf (fgosvo.ru) (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н. : [Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 № 10н]/ – URL : pravo.gov.ru (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  6. Данилюк, А. Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 4–е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 23 с.; 21 см. – (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978–5–09–033553–9 (Стандарты второго поколения) (ФГОС). – Текст : непосредственный.
  7. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» – Воспитательная работа. / [сайт]. – URL : https://schoolinternatyaya.kuz-edu.ru/index.php?id=25181 (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  8. Профориентационный проект «Сто дорог – одна моя» / МАОУ «ООШ № 32» Анжеро-Судженский ГО : [сайт]. – URL : ucoz.ru (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  9. Проектная деятельность / МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» г. Кемерово : [сайт]. – URL : http://brig100.ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija/0-5 (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.
  10. региональная_стратегия_развития_воспитания_я_кузбассовец_(1).pdf (дата обращения : 23.01.2025). – Текст : электронный.

                                                

© Крецан З. В., 2025

PDF