ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Раздел: Поиск новых форм, технологий и методов воспитания обучающихся
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
31 марта 2025 г.
Авторы: Чанева Елена Федоровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.452
Е. Ф. Чанева
E. F. Chaneva
Чанева Елена Федоровна, преподаватель румынского языка и литературы, ПУ Теоретический лицей им. С. Экономова, с. Етулия, Республика Молдова.
Chaneva Elena Fedorovna, teacher of Romanian language and literature, PU Theoretical Lyceum named after. S. Economova, village Etulia, Republic of Moldova.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
USING EDUCATIONAL DIGITAL PLATFORMS FOR THE PURPOSES OF DEVELOPING CREATIVE WRITING COMPETENCIES OF MIDDLE CLASS STUDENTS
Аннотация. В данной работе рассматривается использование образовательных цифровых платформ как эффективного инструмента для развития творческих компетенций письменной речи учащихся средних классов. Особое внимание уделяется интерактивным заданиям, проектной деятельности, коллаборативному письму и персонализированному обучению.
Annotation. This paper examines the use of educational digital platforms as an effective tool for developing creative writing competencies among middle school students. Particular emphasis is placed on interactive assignments, project-based activities, collaborative writing, and personalized learning.
Ключевые слова: цифровые образовательные платформы, письменная речь, цифровые технологии, интерактивное обучение.
Keywords: digital educational platforms, writing, digital technologies, interactive learning.
В современном образовательном процессе цифровые технологии занимают важное место, способствуя развитию различных компетенций учащихся. Одной из ключевых задач преподавания родного и иностранного языка является формирование и развитие письменной речи школьников. Творческая письменная деятельность, являясь важным элементом образовательного процесса, требует особого подхода, включающего инновационные методы и инструменты.
По мнению Будного письменная речь – это вид речевой деятельности, связанный со способностью передавать информацию в письменной форме. Основная функция письменной речи заключается в фиксации устной речи для её сохранения в пространстве и времени, а также в обеспечении коммуникации между людьми при невозможности прямого общения [1].
Письменная речь – сложный процесс, включающий формирование языковой грамотности, логики изложения, стилистики и креативного мышления. В средней школе учащиеся осваивают разные формы письменной коммуникации: от кратких сочинений до развернутых текстов (эссе, рассказы, статьи и др.).
Этот вид речи является не только средством обучения, но и самостоятельной целью образования, поэтому каждый преподаватель должен понимать её значение в процессе преподавания своего предмета [3].
Владение письменной речью играет важную роль как самостоятельная цель, например, при написании эссе или отчета, так и как средство для освоения других навыков, таких как грамматика. Поэтому значимость обучения письму становится все более очевидной [5].
Творческие компетенции в письменной речи включают:
• способность к генерации идей и нестандартному мышлению;
• владение различными стилями и жанрами письма;
• умение адаптировать текст под аудиторию и цель высказывания;
• использование выразительных средств языка.
Целью обучения письменной речи является развитие письменной коммуникативной компетенции учащихся, включающей владение письменными знаками, содержанием и формой письменного речевого произведения. К основным задачам относятся формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, навыков речи и мышления и умения формулировать мысли в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной подготовкой к созданию содержания письменной работы, формирование достоверных представлений о содержании предмета, стиле речи и графической форме написания текста.
С появлением веб-технологий современный человек должен уметь не только говорить и читать на родном или иностранном языке, но и уметь выражать мысли письменно, ведь общение сегодня частично перенесено в виртуальную образовательную среду и как будет человек выражать свои мысли, его успех зависит от его взаимодействия с другими людьми. Все вышеизложенное приводит нас к выводу, что учитель сам должен задать себе вопрос: чего он хочет добиться при обучении письменной речи, какие требования он выдвигает на начальном этапе и какую роль он отводит письменной речи при преподавании языка как неродного.
Образование должно обеспечивать условия для активного участия учащихся и раскрытия их потенциала [4].
Согласно эталонным рамкам национальной учебной программы «компетенция – это система интегрирована знаниями, навыками, установками и ценностями, приобретенными, сформированными и развитыми посредством обучения, мобилизация которых позволяет выявлять и решать различные проблемы в разных контекстах и ситуациях».
Для того чтобы учащиеся усваивали ценности, созданные природой, и создавали собственные знания, умения, отношения, необходимо сотрудничество между учителем – учеником и даже между учителем-учеником-родителями. Важно иметь живой, эмоциональный контакт с учениками, пробуждать в них страсть, интерес и желание учиться самостоятельно. Также для формирования коммуникативных навыков необходимо соблюдение следующих навыков: активное слушание, ведение диалога, усвоение и использование формул вежливости, развитие эмпатического потенциала, развитие ассертивного общения, соблюдение правил устного и письменного общения, знание невербального и паравербального языка. Также необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А чередуя различные упражнения, мы пробуждаем интерес к языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных навыков.
Новые технологии не только обогащают образование, но и трансформируют его, поскольку современные молодые люди более знакомы с цифровой средой, чем их учителя [2].
Деятельность современного учителя требует работы с инновационными элементами, отвечающими ожиданиям, как учащихся, так и родителей, общества в целом, которые заключаются в разработке педагогическим коллективом цифровых продуктов, средствами современных информационных технологий: документов в формате Word. формат, презентации PowerPoint/Prezi, видеопрезентации, аудиозаписи в формате mp3, аудио-видео в формате mp4, журналы для чтения в аудио, аудио-видео формат, лэпбуки, коллажи, интерактивные плакаты онлайн, цифровые портфолио. В этом контексте учителям рекомендуется использовать: онлайн-дидактическую поддержку; современные цифровые инструменты: компьютеры, проекторы, планшеты, интерактивные доски, мобильные телефоны и т.д.; цифровая поддержка: образовательное программное обеспечение, материалы в формате mp3 и mp4, веб-сайты, фильмы, цифровые коллажи, цифровые плакаты, цифровые словари, программное обеспечение SMART, блоги; онлайн-образовательные платформы; иллюстративные дидактические материалы: изображения, иллюстрации, карточки/карточки с изображениями, предметы, таблицы, схемы, графические работы, плакаты, коллажи, схемы, диаграммы.
Цифровые технологии позволяют активизировать творческий потенциал учащихся за счет интерактивных заданий, мультимедийных инструментов и коллаборативных форм работы.
На сегодняшний день существует множество образовательных цифровых платформ, которые могут быть использованы в обучении письменной речи. Рассмотрим наиболее эффективные из них, которые мы используем.
Электронные дневники или классные блоги 5 класс – на этой простой платформе учащиеся могут регулярно публиковать несколько предложений о своих еженедельных занятиях или домашних заданиях. Эти цифровые журналы помогают им практиковаться в писательстве и научиться выражать свои чувства и мнения в цифровой среде.
Интерактивное образование 5-9 класс – здесь создаем различные виды деятельности и многочисленные задания, которые помогают учащимся развивать навыки слушания и составлять письменные сообщения.
Google Docs и Padlet – позволяют учащимся работать над текстами совместно, в режиме реального времени редактировать и комментировать работы друг друга. Это развивает навыки рецензирования, аргументации и структурирования текста.
Book Creator – это платформа помогает учащимся развивать креативное письмо, создавая собственные книги с иллюстрациями. Такие задания стимулируют воображение и навыки сторителлинга.
Мультимодальные тексты – побуждают учащихся мыслить творчески и использовать разнообразные ресурсы для самовыражения. Вместо того, чтобы просто писать тексты, они могут добавлять визуальные эффекты или даже аудио, что дает больше свободы в выражении идей и эмоций.
LearningApps – данные сервисы позволяют интегрировать игровые элементы в процесс обучения, создавая упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису, что способствует повышению грамотности.
Wordwall – это платформа особенно полезна для пятиклассников и семиклассников, которым важно развивать не только грамотность но и навыки связного письма.
Использование цифровых технологий в обучении письменной речи дает ряд преимуществ:
• повышение мотивации учащихся за счет интерактивных элементов;
• развитие цифровой грамотности и навыков работы с текстовыми редакторами;
• возможность быстрой обратной связи и индивидуального подхода.
В заключении можно отметить, что образовательные цифровые платформы представляют собой мощный инструмент для развития творческих компетенций письменной речи учащихся средних классов. Они позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, мотивирующим и ориентированным на реальные коммуникативные задачи. Внедрение цифровых технологий требует адаптации методик преподавания, однако результаты, выражающиеся в росте интереса учащихся к письму и улучшении качества их работ, оправдывают эти усилия.
Использование современных образовательных платформ в сочетании с традиционными методами позволяет достичь комплексного развития письменной речи учащихся, что является важной задачей современного образования.
Список литературы
- Bubnova G.I. Garbovsky N.K. Comunicarea scrisă și orală: Sintaxă și prozodie M, 1991. S. 8.
- Giddens, Anthony, Sociologie, Editura ALL, Bucureşti, 2000.
- Pamfil A. Didactica limbii şi literaturii române pentru şcolile cu predare în limbile minorităţilor naţionale. Cluj-Napoca, Editura Dacia, 2000)
- Акишина, А. А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. / А. А. Акишина, О. Е. Каган. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз. курсы, 2002. – 256 с. – Текст : непосредственный.
- Левинзон, А. И. Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе / А. И. Левинзон – Текст : непосредственный. // Вопросы образования, 2014. – № 1. – C. 25-45.
© Чанева Е. Ф, 2025