ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Авторы: Осипова Людмила Александровна , Андриянова Маргарита Владиславовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.5
М. В. Андриянова, Л. А. Осипова
М. V. Andrianova, L. A. Osipova
Андриянова Маргарита Владиславовна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Осипова Людмила Александровна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Andrianova Margarita Vladislavovna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Osipova Ludmila Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN MATHEMATICS LESSONS
Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах. Основой этого подхода являются три мини-модуля, в рамках которых учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями. При этом теоретический материал органично сочетается с организацией практических и самостоятельных домашних заданий. В итоге каждый ученик включается в проектную деятельность по формированию собственной финансовой грамотности, активно используя при этом информационные технологии.
Annotation. The article examines the author's approach to the formation of financial literacy in mathematics lessons in grades 7-9. The basis of this approach are three mini-modules in which students are introduced to basic economic concepts. At the same time, the theoretical material is organically combined with the organization of practical and independent homework. As a result, each student is involved in project activities to develop their own financial literacy, while actively using information technology.
Ключевые слова: финансовая грамотность, уроки математики, мини-проект по финансовой грамотности, информационные технологии.
Keywords: financial literacy, math lessons, mini-project on financial literacy, information technology.
На сегодняшний день перед современной общеобразовательной школой стоит задача поиска оптимальных путей и качественных механизмов формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности учащихся. В этой связи возникает необходимость в разработке и реализации педагогических концепций, школьных учебных программ, содержания образования и соответствующих методик обучения. При этом оптимальным решением является интеграция содержания школьных предметов, в частности математики, и содержания финансового образования [1].
Формирование финансовой грамотности можно органично интегрировать в существующую учебную программу по математике. Математические понятия, такие как проценты, соотношения, пропорции, уравнения и анализ данных, являются важными инструментами для понимания и применения принципов финансовой грамотности.
При обучении математике в 7-9 классах мы предлагаем использовать 3 мини-модуля, в рамках которых учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, получают практические навыки, а также выполняют домашние задания, которые взаимосвязаны друг с другом: каждое последующее дополняет предыдущее. В итоге, после прохождения каждого модуля, у ученика будет мини-проект по финансовой грамотности. Структура курса и тематическое планирование представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1
Модуль 1 (7 класс)
Номер занятия |
Название темы |
Форма занятий |
Кол-во часов |
1 |
Бюджетирование |
Лекция, практика |
2 |
2 |
Инвестирование и сбережения |
Лекция, практика |
2 |
3 |
Кредитование и страхование |
Лекция, практика |
2 |
Обучения финансовой грамотности учеников 7 класса направлено на формирование у них основных знаний и практических навыков, необходимых для рационального управления личными финансами, принятия ответственных финансовых решений и безопасного участия в финансовой жизни общества.
Таблица 2
Модуль 2 (8 класс)
Номер занятия |
Название темы |
Форма занятий |
Кол-во часов |
1 |
Бюджетирование |
Лекция, практика |
2 |
2 |
Инвестирование |
Лекция, практика |
2 |
3 |
Личный финансовый план |
Лекция, практика |
2 |
4 |
Экономические понятия |
Лекция, практика |
2 |
Обучение финансовой грамотности учеников 8-го класса направлено на дальнейшее развитие финансовых знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в финансовом мире, принятия ответственных решений и достижения финансовых целей:
Таблица 3
Модуль 3 (9 класс)
Номер занятия |
Название темы |
Форма занятий |
Кол-во часов |
1 |
Бюджетирование |
Лекция, практика |
2 |
2 |
Экономия средств |
Лекция, практика |
2 |
3 |
Долги и кредиты |
Лекция, практика |
2 |
4 |
Налогообложение |
Лекция, практика |
2 |
Обучение финансовой грамотности в 9 классе должно быть ориентировано на практическое применение знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях. Цели обучения финансовой грамотности на уроках математики в 9-м классе должны охватывать несколько ключевых областей, опираясь на то, что учащиеся узнали в предыдущие годы.
Кроме того, использование современных информационных технологий является важным инструментом для повышения финансовой грамотности учащихся 7-9 классов. Они делают обучение более доступным, интересным, эффективным и актуальным. Поэтому при выполнении практических заданий учащиеся активно используют инструменты Microsoft Excel (рис. 1). Так при составлении бюджета крупной фирмы на месяц с учетом финансовой цели, учащиеся делятся на группы и составляют бюджет, учитывая доход, планируемые расходы и финансовую цель (например, покупку нового оборудования).
Рисунок 1. Заполнение таблицы
При прохождении, разработанных нами мини-модулей, учащиеся смогут обрести основные навыки в области управления своими финансами. А знание основ бюджетирования, формирования вложений, планирования расходов помогут им стать более успешными во взрослой жизни.
Список литературы
- Сафронова, Т. М. Исследование проблемы формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности школьников в процессе обучения математике: методы, подходы, основные результаты / Т. М. Сафронова. – Текст: непосредственный. // Математика. Информатика. Образование. – 2021. – № 2. – С. 48.
© Андриянова М. В., Осипова Л. А., 2025