РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Авторы: Буртаева Ольга Николаевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 004
О. Н. Буртаева
O. N. Burtaeva
Буртаева Ольга Николаевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ № 198», г. Северск, Россия.
Burtaeva Olga Nikolaevna, computer science teacher, MBOU Secondary School No. 198, Seversk, Russia.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT
Аннотация. В начале школьного пути необходима помощь педагога в обретении возможности для самореализации и самовыражения. Не все дети могут сами открыть в себе и сохранить надолго творческие способности. Творческая деятельность невозможна без активного воспроизведения ранее изученных знаний, интереса к приобретению новых компетенций, самостоятельному поиску информации, развитию воображения и эмоций.
Annotation. At the beginning of the school journey, the teacher's help is needed in gaining opportunities for self-realization and self-expression. Not all children can discover their own creative abilities and preserve them for a long time. Creative activity is impossible without the active reproduction of previously learned knowledge, interest in acquiring new competencies, independent search for information, and the development of imagination and emotions.
Ключевые слова: творческие способности, творчество, образная память, образное мышление.
Keywords: creativity, imaginative memory, imaginative thinking.
В настоящее время существует потребность не просто учить, а воспитывать личность. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько каждый педагог стремиться совершенствовать свои компетенции, а обучающиеся свои познавательные и творческие способности. Творчество – это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, выражение своего особого отношения к окружающему миру.
Потребность в творчестве и самовыражении, как правило, реализуется в течение всей жизни. Психологи полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и они могут рано или поздно проявиться, если ребёнку не мешать развиваться. Но, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности [2].
В начале школьного пути наступает критический период детской креативности. Именно в этот момент необходима помощь педагога в преодолении кризиса, обретения возможности для самореализации и самовыражения [1]. Для преодоления кризисного состояния детей используются различные приёмы и методы на своих занятиях, такие как, фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Они способствуют расширению кругозора, формированию творческого потенциала, проявлению новых возможностей, повышению интереса к образовательному процессу. На своих занятиях часто создаю ситуацию, когда обучающийся оказывается в нестандартной ситуации для того, чтобы ребенок открыл у себя способность находить решение в нестандартных ситуациях. Это необходимо, чтобы обучающихся стремились к новым открытиям и осознанию своего жизненного опыта. Критерием творчества для данной категории является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. К основным критериям творчества в познавательной деятельности обучающихся относятся: самостоятельность (полная или частичная), поиск и подбор возможных вариантов продвижения к достижению поставленной цели [3].
Творческая деятельность невозможна без активного воспроизведения ранее изученных знаний, интереса к приобретению новых компетенций, самостоятельному поиску информации, развитию воображения и эмоций. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Творческую деятельность отличают специфические черты: воображение, интуиция, образное мышление. Даже минимальное проявление творческих способностей обучающихся предполагает активизацию всех этих процессов.
Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного энтузиазма не лишь трудна, но фактически и невероятна. Вот отчего в процессе обучения нужно регулярно разжигать, совершенствовать и закреплять познавательный энтузиазм учащихся и как принципиальный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как массивное лекарство воспитывающего обучения, повышения его свойства [4].
Созданию творческой атмосферы в коллективе способствует применение специальных педагогических приёмов: удивлять, открывать «новое», решать нестандартные вопросы. Поэтому творческую деятельность желательно начинать с чего-то необычного и интересного. Приведу пример из жизни. На уроке информатики в 5 классе, при прохождении темы «Архитектура ПК: устройства ввода», один обучающийся сделал предположение, что наушники также можно использовать вместо микрофона, если подключить их в соответствующий разъем. Вместо того, чтобы просто ответить на вопрос, мы провели эксперимент, в котором ребята самостоятельно подключили наушники в другой порт и попытались общаться с их помощью на расстоянии. Эксперимент прошел успешно, хотя связь через наушники не удалась. Польза от таких занятий огромна: вместо споров и убеждений, ребята на практике убеждаются, где истинна, а где выдумка.
Для развития мышления необходимо образное восприятие, помогающее им при выполнении сложных заданий. Образная память позволяет воспроизвести различную полученную информацию. «Образ – всегда обобщение..., а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности». Полезно знакомить обучающихся с конкретными и абстрактными образами. Например: с обучающимися старших классов при прохождении сложной темы «системы счисления» предлагаю использовать нестандартные счёты: количество бусин в них зависит от того, в какой системе счисления будет вестись счет. Ребята не просто знакомятся со старыми устройствами счёта, но и понимают их практическую значимость, и самое главное, этот приём помогаем им наглядно представить процесс сложения, что ведет к более качественному пониманию темы, а не простому зазубриванию.
Частое использование различных образов ведет к появлению потребности в подборе определённых слов и понятий, другими словами обучающиеся расширяют свой словарный запас, а также учатся находить в образе неповторимые черты и в то же время определять главное. Все эти качества сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять своему предчувствию. В основе любой деятельности лежит прогноз её вероятных результатов. Развитие и формирование качеств творческой личности может быть достигнуто при создании условий разнообразной деятельности, выявляющей и развивающей способности обучающихся.
Исходя из специфики перепродаваемого предмета, на уроках нужно учитывать следующие факторы:
- создание условий безопасной комфортной среды;
- поддержка развития творческих способностей;
- проявление понимания и сочувствия к неудачам и ошибкам;
- поддержка разнообразных идей и начинаний;
- создание условий для развития самостоятельности и креативности.
Образовательный процесс включает различные виды деятельности, способные воспитывать и активизировать обучающихся, развивая их творческие способности. Для создания комфортной атмосферы необходимо предоставлять свободу выбора, поддерживать творческие проявления, давать правильную адекватную оценку результату.
На уроках, занятиях, мероприятиях нужно стараться объяснить обучающимся об уважительном и достойном отношении их к своей деятельности, не занижая самооценки. Педагог должен воздерживаться от критики, выбирая позицию ценностного отношения к творческой составляющей. Между участниками образовательных отношений необходимо строить доверительное и открытое взаимодействие, учитывая, что творческая личность всегда непредсказуема.
Список литературы
- Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 234 с. – Текст : непосредственный.
- Бондаревский, В. Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. / В. Г. Бондаревский. – М., 1985. – 143 с. – Текст : непосредственный.
- Щукина, Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 358 с. – Текст : непосредственный.
- Щукина, Г. И. Игровые технологии обучения как средство активизации познавательной деятельности школьников. / Г. И. Щукина. – URL : https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2ad69b5c53a88521216c26_0.html (дата обращения : 27.01.2025). – Текст : электронный.
© Буртаева О. Н., 2025