СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Чепкасова Анна Геннадьевна

УДК 37.013.46

А. Г. Чепкасова, М. С. Можаров

A. G. Chepkasova, M. S. Mogarov

Чепкасова Анна Геннадьевна, студентка 4 курса ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Можаров Максим Сергеевич, к. п. н., профессор, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Chepkasova Anna Gennadyevna, 4-year student, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.
Mogarov Maxim Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, Professor, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

SITUATIONAL TASKS IN THE DISCIPLINE «ORGANIZATIONAL ECONOMICS»

 

Аннотация. Статья посвящена определению сущности применения ситуационных заданий в процессе обучения студентов дисциплине «Экономика организации». Использование таких заданий в обучении способствует получению навыков применения полученных знаний к анализу конкретных проблем, повышению уровня функциональной грамотности, ориентации в сложностях современной жизни.

Annotation. The article is devoted to the definition of the essence of the application of situational tasks in the process of teaching students the discipline «Organizational economics». The use of such tasks in teaching contributes to the acquisition of skills in applying the acquired knowledge to the analysis of specific problems, increasing the level of functional literacy, and orientation in the complexities of modern life.

Ключевые слова: ситуационные задания, профессиональное обучение, методы обучения, экономика организации, практико-ориентированные задания.

Keywords: situational tasks, professional teaching, methods of teaching, organizational economics, project-based tasks.

 

Будущие выпускники средних профессиональных образовательных учреждений должны быть компетентны в решении реальных задач, возникающих в жизненных ситуациях. Использование ситуационных заданий в образовательном процессе – это способ формирования такой компетенции.

Для того, чтобы студенты были успешными в самостоятельной жизни, они должны уметь организовывать свой труд, обладать способностью к использованию современных информационных и иных технологий.

Ситуационные задания дают возможность интегрировать полученные знания на практике. Позволяют самостоятельно и быстро анализировать свои проблемы, а в дальнейшем в течение всей жизни пользоваться своими знаниями.

Так, деятельность экономиста можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимно продолжающихся ситуаций производственного и технологического характера [1].

Огромным плюсом применения ситуационных заданий или метода кейсов является прямая возможность непосредственно адаптировать ситуацию к реальной, создать реальную рабочую мотивирующую обстановку, позволяющую получить опыт, проявить нестандартные подходы, повысить свою уверенность.

Ситуационные задания выступают инновационным средством формирования и оценки уровня сформированности заявленных образовательных результатов. 

Ситуационные задания – это форма обучения и оценки образовательных результатов, активизации учебного процесса, направленная на формирование и оценивание общекультурных и профессиональных компетенций будущего экономиста.

Ситуационные задания представляют собой упражнения, разработанные на основе конкретных ситуаций. Преимуществом этой формы работы является то, что студенты получают навыки применения полученных знаний к анализу конкретных проблем.

Обычно вопросы к профессиональному кейсу сформулированы таким образом, что в ходе ответа на них демонстрируется уровень профессиональных компетенций экономиста.

О. В. Акулова, С. А. Писарева и Е. В. Пискунова предполагают, что ситуационные задания имеют следующую типовую структуру:

  1. Название задания.
  2. Вопрос личностно-значимый, познавательный.
  3. Информация по заданному вопросу, представленная в разном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).
  4. Задания на работу с информацией [3].

Ситуация из профессиональной деятельности экономиста составляет основу ситуационного задания, следовательно, выполнение ситуационного задания будущими специалистами будет состоять в поиске единственного правильного решения выхода из нее.

На занятиях «Экономика организации» для более эффективного решения использования ситуационных заданий важно понимание следующих аспектов:

  1. В ситуационных заданиях содержаться два компонента: содержание ситуации из профессиональной деятельности экономиста и сформулированное задание.
  2. Далее формулируется ситуационная задача.
  3. Выполнение ситуационного задания – это непосредственный анализ ситуации, характер которого зависит от алгоритма.

Основная задача ситуационных задач состоит в том, чтобы выстроить обучение как систему задач, чтобы помочь студентам в осознании проблемности предъявленных задач, найти способ решения ситуаций, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации.

Конструирование и проектирование ситуационных задач представляет собой сложный процесс. Необходимо, прежде всего, сформулировать требования для конструирования ситуационных задач, а именно:

  • они должны содержать контрастные сравнения;
  • быть короткими;
  • позволяющими оценивать принятые решения;
  • они должны быть реальными.

Наиболее широко используется метод ситуационных заданий в обучении экономике и бизнес-наук за рубежом [2]. Сегодня этот метод завоевал ведущие позиции в обучении, и активно используется в практике, считается самым эффективным в обучении студентов и решении типовых проблем.

Проанализировав содержание дисциплины «Экономика организации», можно прийти к выводу, что решение ситуационных заданий, как метода обучения не применяется в достаточной мерее, что не может способствовать достижению указанных целей и задач.

Качество образования можно понять через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Ситуационные задачи являются важнейшим ресурсом обновления содержания профессионального образования, которые могут позволить обучать студентов решать проблемы с помощью предметных знаний.

Ситуационные задания имеют яркую выраженную практическую направленность, но для их решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания.

Решение таких заданий в итоге приведёт к развитию мотивации студентов к познанию окружающего мира, к актуализации предметных знаний с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

Как и при использовании других проблемных методов метод ситуационных заданий ставит цель максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений.

Список литературы

  1. Чикер, В. А. Методология и методы социально-психологических исследований [Текст]. / В. А. Чикер. – СПб., 2016.
  2. Гуревич, А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах [Текст]. / А. М. Гуревич. – СПб., 2006.
  3. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст]. / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. – СПб. : КАРО, 2008. – 96 с.

PDF