СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Овхунов Икболжон Абдунабиевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.39

И. А. Овхунов

I. A. Ovxunov

Овxунов Икболжон Абдунабиевич, доцент, зав. кафедрой компьютерного инжиниринга, Андижанский государственный университет им. З. М. Бабура, гАндижан, Узбекистан.

Ovkhunov Ikboljon Abdunabiyevicn, Associate Professor, Head of Computer Engineering Cafedra, Z. M. Babur Andijan State University, Andijan, Republic of Uzbekistan.

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF RESPONSIBLE ATTITUDE TOWARDS VIRTUAL REALITY AMONG GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются глобальные изменения в обществе в результате внедрения информационно-коммуникационных технологий, ответственное отношение к виртуальной реальности у выпускников педагогических вузов, классификация форм их ответственности.

Annotation. This article examines global changes in society as a result of the introduction of information and communication technologies, the responsible attitude towards virtual reality among graduates of pedagogical universities, and the classification of their forms of responsibility.

Ключевые слова: виртуальная реальность, образовательная среда, виртуальный мир, ответственность, информационная среда, виртуальное образование, информационные технологии, инновационные педагогические технологии, образовательный процесс.

Keywords: virtual reality, educational environment, virtual world, responsibility, information environment, virtual education, information technology, innovative pedagogical technologies, educational process.

 

Проблема подготовки человека к жизни в информационном обществе посредством информации традиционно находится в центре внимания международного сообщества и, в первую очередь, международных организаций. ЮНЕСКО поддерживает развитие медийной и информационной грамотности и считает ее «основой построения инклюзивного, открытого, основанного на широком участии и плюралистического общества знаний» [1].

В результате внедрения информационно-коммуникационных технологий в обществе происходят глобальные изменения. Изменения в обществе, трансформационные процессы в подготовке педагогических кадров в высших учебных заведениях требуют создания современной инновационной образовательной среды, способной подготовить высококвалифицированных людей.

Есть также некоторые проблемные, сбивающие с толку аспекты развития науки и техники на пике своего развития. Хотя этот прогресс был достигнут человеком с помощью разума и потенциала, поскольку характер материальности в них имеет первостепенное значение, сегодня он начинает вызывать ряд проблем. В этом смысле сегодня человечеству необходимо разработать новую технократическую систему ценностей, основанную на критериях “человечности”, чтобы смягчить негативную ситуацию, сложившуюся в этой области. Технократические ценности являются фактором стабильности в развитии и отражают достижение баланса социального поведения с достижениями науки и техники.

В дидактике понятие «образовательная среда» является особенным, а его содержание отличается динамичностью. В целом образовательную среду можно рассматривать как совокупность условий и возможностей формирования и развития профессиональной компетентности и профессиональных характеристик студента на основе определенного социального заказа [2].

Ответственное отношение к виртуальной среде отражает социальную и нравственную зрелость человека в межличностных и общественных отношениях в виртуальной среде. Ответственное отношение – это наличие у человека добросовестности и чувства долга.

Одной из составляющих технократических ценностей являются ценности виртуального мира, которые впервые появляются в мире виртуальных возможностей и форм. Можно заметить, что технологии, адаптированные к передаче различных форм информации, стремительно входят в социально-духовную жизнь современного общества. Многие ученые обращают внимание на то, что в результате этого исчезают характеристики ценностей, связанные с пространством, что вызывает универсализацию разных культур, ослабление национальных ценностей и норм примерного социального поведения. С этой точки зрения можно сделать вывод, что развитие у людей ответственного отношения к виртуальному миру считается социальной необходимостью.

О развитии ответственного отношения к виртуальной реальности у будущих учителей свидетельствуют следующие показатели:

  • способен глубоко понимать виртуальные образовательные технологии, виртуальную образовательную среду, их значение в достижении научно-инновационного технического прогресса;
  • способен понимать и анализировать целостную систему знаний «виртуальное существо и человек» с глубокой и широкой точки зрения;
  • иметь профессиональные знания по применению виртуальной образовательной среды и ее технических средств в образовательном процессе;
  • иметь практические навыки целевого применения виртуальных образовательных технологий и уметь глубоко анализировать содержание виртуального образования в различных аспектах (политическом, экономическом, социальном, культурном, психологическом, философском и т.д.);
  • возможность повышения эффективности виртуальных образовательных технологий, педагогических условий повышения основных компетенций обучающихся, а также их положительное влияние на их личностное развитие;
  • педагогическое осмысление элементов ответственного отношения к виртуальному существованию: общечеловеческая и национальная культура и ценности, национальная идея и национальная идеология, а также экономические, духовные и образовательные реформы;
  • знать сущность и принципы современных информационно-коммуникационных, инновационных педагогических технологий и их преимущества в виртуальном образовательном процессе, уметь использовать педагогические инновации для обеспечения интересов обучающихся и приоритета образования;
  • деятельность будущего педагога, в том числе умение использовать виртуальные образовательные технологии при преподавании своего предмета, активизировать учебный процесс и добиться высокого уровня владения учебным материалом, а также сделать учащихся самостоятельными, способными научить свободно мыслить и выражать свое мнение.
  • формировать у студентов ответственное отношение к виртуальному существованию, уметь педагогически подходить к привитию им виртуальных моральных норм общества.

С психологической точки зрения для развития ответственного отношения к виртуальному существованию у будущих учителей можно дать следующие направления:

  • психокоррекционные программы саморазвития личности;
  • рациональное распределение времени;
  • конструктивная оценка;
  • формирование «рациональных предпосылок» и «приоритетных ценностей» на основе усиления внутреннего локуса контроля над характеристиками мышления.

В диссертационно-исследовательской работе Н. В. Лейфрид [3], связывая понятие «ответственность» с личностью, объясняет успехи работы тем, что «человек обладает такими качествами, как преемственность с внутренними резервами, принятие на себя ответственности, полная реализация своих возможностей и способностей в достижении поставленной цели, поиск выхода из нее, несмотря на наличие трудностей».

В рамках нашей исследовательской работы мы сочли необходимым дать следующую авторскую характеристику понятию «ответственное отношение к виртуальной реальности»: «способность будущего педагога оценивать педагогико-научную деятельность, связанную с виртуальной реальностью, с точки зрения общества основана на сознательных мотивах при применении возможностей виртуальной реальности к учебно-воспитательному процессу, умение точно оценивать результат, использовать возможности виртуальной реальности в рамках своей педагогической деятельности». Далее мы рассмотрим социальные аспекты развития ответственного отношения к виртуальной реальности.

В результате воздействия технологий на соответствующие сферы искусства, науки и общественной жизни сформировался виртуальный мир. Развитие вещей и явлений в виртуальном мире формирует сообщество людей, а также их ценности в виртуальном мышлении. Когда человек начинает ощущать себя неотъемлемой частью виртуального мира, вещи и явления в нем становятся ценностями.

В качестве негативного аспекта виртуального бытия можно привести то, что человек изолирован от общества, а бури в социальном развитии приводят к развитию нечеловеческих наклонностей. В реальном мире человек обладает огромными возможностями, которые он не может реализовать в своей повседневной жизни, что создает ему условия для материализации своего воображения во всех его проявлениях.

Наряду с технологиями виртуального обучения все большую популярность приобретают виртуальные игры. Это, конечно, не могло не сказаться на познавательном, социальном, эмоциональном, духовном развитии учащихся-молодежи. Виртуальные игры трансформируют и перестраивают духовные ценности, превращение человека в пленника виртуального мира способствует укреплению уверенности в себе, как средству полноценного удовлетворения потребности в самовыражении своего «Я» посредством дистанционного общения.

Реальность в виртуальном мире интереснее и предпочтительнее реального мира. Отрицательные стороны, однако, со временем увеличиваются. Как следствие, это приводит к тому, что большинство людей «отдаляются» от реального мира, полного проблем и забот. Виртуальный мир дает человеку возможности, невозможные в реальном мире, такие как тот факт, что пределы его деятельности широки, что можно «ошибаться», что он не несет ответственности ни перед кем и ничем за последствия своей деятельности.

Виртуальный мир позволяет людям общаться без ограничений по сравнению с реальным миром. Знакомство, общение, налаживание связей, дружба участники общения могут не видеть друг друга, скрывать свои слабости. С психологической точки зрения он вызывает у людей чувство душевного комфорта и защищенности, оказывает психотерапевтическое воздействие, помогает человеку понять себя, свои желания.

Существующий в психологии процесс «смены ролей» существует и в реальной жизни. Человек переживает процесс смены нескольких ролей. Например, супруг, пассажир, клиент, коллега и т. д. Однако в виртуальном мире этот обмен усиливается.

M. С. Каган изложил свои научные рассуждения о том, как категории «я» и «виртуальное я» взаимодействуют как в реальном, так и в виртуальном мире [4]. На основе разрыва связи с реальностью реального мира в онтогенезе происходит сдвиг основных признаков ценностных отношений от одного возраста к другому. Известно, что это приводит к нарушению принципа преемственности в ценностях. В результате возникает ценностный дисбаланс в жизни человека. Нам известно, что если у детей дошкольного и школьного возраста игровая ценность служит у них доминантой иерархии ценностей, то у молодежи доминирует ценностное самосознание, стремление к самостоятельному определению смысла собственной жизни.

Ответственное отношение к виртуальному существованию находит свое выражение не только в ускорении сближения людей с помощью виртуальных технологий, но и в создании условий для модернизации системы ценностей. Из этого можно сделать вывод, что достижения научно-технического прогресса человечества диктуют возникновение современных ценностей в рамках современной аксиосферы.

В результате формирования ответственного отношения будущих педагогов к виртуальному существованию в современном обществе:

  • углубленное освоение области науки посредством моделирования изучаемых явлений и процессов;
  • расширение поля самостоятельной деятельности слушателя за счет разноплановой организации учебной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса на основе внедрения интерактивных возможностей виртуального общения;
  • используя возможности системы искусственного интеллекта, слушатель усваивает стратегию усвоения учебного материала;
  • формирование информационной культуры у него как члена информационного общества;
  • отражение и представление изучаемых процессов и событий в виртуальном существовании имеет большое значение, так как повышает интерес и активность учащихся к основам науки.

Список литературы

  1. Медиа и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: МЦБС, 2013. – 14 с. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/ficou7c0x5/direct/94612878 (дата обращения: 11.01.2025). – Текст : электронный.
  2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования. / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Текст : электронный. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки 14 (273). – 2012. – С. 86-91. – URL : https://vestnik.susu.ru/ped/article/viewFile/ 846/1026 (дата обращения: 11.01.2025).
  3. Лейфрид, Н. В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке. / Н. В. Лейфрид. – Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – 22 c. – URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Leifrid_N_V_2006.pdf (дата обращения: 11.01.2025). – Текст : электронный.
  4. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2007. – 153 c. – URL : https://logic-books.ru/sites/default/files/ kagan._filosofskaya_teoriya_cennosti.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

                                                

© Овхунов И. А., 2025

PDF