ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ YOUTUBE-ВИДЕО

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Ильин Андрей Евгеньевич , Петрова Валерия Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.091.33:811-111

В. С. Петрова, А. Е. Ильин

V. S. Petrova, A. E. Ilyin

Петрова Валерия Сергеевна, студентка, ФИЯ, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.

Ильин Андрей Евгеньевич, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры английского языка, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.

Petrova Valeriya Sergeevna, student, I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Chuvash Republic, Russia.

Ilyin Andrey Evgenievich, Cand. of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English, I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Chuvash Republic, Russia.

 

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ YOUTUBE-ВИДЕО

TEACHING ENGLISH MONOLOGUE SPEECH AT THE SENIOR STAGE IN SCHOOL USING YOUTUBE VIDEOS

 

Аннотация. Статья посвящена методу обучения монологической речи в старшей школе с применением англоязычных видео на платформе YouTube, предложены задания, интегрированные с учебно-методическим комплектом «Enjoy English». Рассматриваются такие ключевые понятия, как монологическая речь, виды высказываний и способы мотивации при обучении говорению.

Annotation. The article is devoted to the method of teaching monologue speech in high school with the use of English videos on YouTube, the tasks integrated with the educational and methodological set «Enjoy English» are proposed. The article considers such key concepts as monologue speech, types of statements and ways of motivation in teaching speaking.

Ключевые слова: монолог, речь, ютуб, интерактивный метод обучения, английский язык.

Keywords: monologue, speech, YouTube, interactive teaching method, English language.

 

Монологическая речь – это форма представления информации, ориентированная на одного или несколько слушателей. Она выделяется своей структурированностью и последовательностью, а также характеризуется интонационным оформлением, непрерывным характером и смысловой завершенностью, что делает её понятной и доступной для аудитории [4]. Кроме того, монологическая речь отличается самобытностью и выразительностью, позволяя оратору передавать свои мысли с помощью более сложного синтаксиса, разнообразных структур предложений и богатого словарного запаса, что приближает её к книжной речи [3].

В зависимости от коммуникативной задачи, В. Л. Скалкин выделяет следующие типы монологических высказываний: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование и монолог-убеждение [4]. Данные виды высказываний имеют свои особенности обучения и предназначены для определенных целей общения, что важно учитывать при их подготовке и использовании.

Произношение, лексика и грамматика – это основа речевой деятельности. Монологическая речь не будет развиваться, если не уделять этим навыкам должного внимания. Есть и другие трудности: застенчивость, боязнь критики, отсутствие интереса к теме или заданию, непонимание того, что требуется, – все это, как правило, сдерживает совершенствование навыков публичных выступлений. Значительную роль играет связь учебного материала с интересами и потребностями учащихся, что повышает их мотивацию к обучению и практическому применению полученных знаний. Важно подобрать такой материал, который будет интересен ученикам и соответствовать их возрасту [1].

Неоспоримо, что в наши дни интернет глубоко укоренился во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовательном процессе, и очень важно извлекать из этого преимущества. YouTube стал одной из наиболее известных платформ для просмотра полезных обучающих видео на английском языке. Просмотр видеоконтента на уроках английского языка существенно увеличивает мотивацию учащихся, активизирует их мыслительную деятельность и способствует развитию самостоятельности [2].

В настоящее время существует множество видеоматериалов, которые являются отличным ресурсом для обучения английскому языку. В данной части статьи рассматривается интеграция YouTube-видеоматериалов в работу по учебно-методическому комплекту «Enjoy English», предлагаются задания на развитие монологической речи у старшеклассников. Основными топиками данного УМК являются: экология, технология, здоровый образ жизни и культура. Все темы интересны старшему школьному возрасту, благодаря чему можно найти множество полезных видео на YouTube, раскрывающих топики и дающих дополнительную информацию при подготовке к последующим упражнениям.

  1. Тема «Экология». Экология – важная тема, которая открывает глаза на серьезные проблемы окружающего мира. Для изучения можно использовать обзорные лекции и документальные фильмы, доступные на популярных YouTube-каналах. К таким каналам относятся: BBC Earth, National Geographic, CrashCourse и SciShow. В качестве учебных видеоматериалов можно выбрать следующие рекомендации: «What If We Turned Off All The Earths Lights?» [11] – видео, которое поднимает вопросы светового загрязнения. «Why Global Warming is Irreversible» [10] – ролик, обсуждающий причины и последствия глобального потепления. После просмотра этих видео ученики могут подготовить 2-3 минутное видео на тему «What can we do to save the planet?». Это задание побудит их выделить ключевые экологические проблемы, такие как изменение климата и загрязнение, а также предложить возможные решения.
  2. Тема «Технологии». Современные технологии существенно меняют нашу жизнь, и нельзя поспорить, что с каждым днем происходит всё больше и больше технологических открытий, о которых невозможно не говорить. Эта тема интересна подрастающему поколению и будет полезна для развития общего кругозора. Одними из самых популярных англоязычных ютуб-каналов, охватывающих тему технологий, являются Marques Brownlee (MKBHD), CNET и TED Technology. Они загружают на интернет-площадку актуальные и информативные видеоматериалы, которые дадут поводы для обсуждения изменений в мире технологий. Рекомендуем такие видео, как: «The Future of Technology: Welcome to 2050» [5] – ролик с прогнозами о будущих изобретениях человечества. В качестве речевого репродуктивного задания, после просмотра данных видео, можно предложить ученикам подготовить монолог на тему «The impact of technology on modern society», где они выразят свою точку зрения на то, как технологические достижения изменили жизнь общества.
  3. Тема «Здоровый образ жизни». Наряду с проблемами экологии и современных технологий, важно напоминать ученикам важность правильного образа жизни. Помочь с этим могут такие каналы на YouTube, как HealthNut Nutrition, Healthy Long Life, Mind Over Munch, и FitnessBlender, на которых полно красочных видео о пользе здорового питания, спортивных тренировок. В качестве материала для обучения предлагаем изучить видеоролик «How to EASILY Kick Start A Healthy Lifestyle» [7], в котором даются советы поначалу здорового образа жизни, а также «Is it possible to lose weight fast?» [8], поучающее видео о вреде быстрого подхода к похудению. После просмотра старшеклассникам предлагается подготовить презентацию на тему «Healthy lifehacks», где они проанализируют и представят классу современные тенденции в питании и фитнесе. Такого рода задание поможет развивать критическое мышление учеников и, что немало важно, навыки аргументации.
  4. Тема «Культура». Культура различных стран, как и культура в плане искусства, широко рассматривается в программе английского языка на всех уровнях обучения. На старших этапах ученикам предлагается более психологический анализ культуры, её влияние на человека, что помогает старшеклассникам лучше разбираться в людях и самом себе. В качестве источников для обучения монологической речи по теме культура могут стать каналы National Geographic, Khan Academy (Arts & Humanities), Great Big Story и TED-Ed, в каждом из которых можно найти аутентичные видео о культурных аспектах жизни. Для уроков английского языка, отлично подойдут видео «How Music Affects Your Mood and Behavior» [6], в котором рассказывается о влияния музыки на наше психоэмоциональное состояние, и «The Power of Storytelling» [9] – красочное видео в формате мультфильма, где описывается роль умения красиво и точно излагать мысли, рассказывать истории. После просмотра этих видеоматериалов учащимся можно дать задание выступить с монологом-убеждением «Is it better to read books or watch films?».

Интеграция интересных для обучающихся аутентичных видео в процесс обучения способствует не только развитию языковых навыков, но и помогает глубже разбираться в обсуждаемых темах, вдохновляет на дальнейшее самостоятельное обучения, развивает эрудицию и критическое мышление у старшеклассников. Не стоит также забывать про систему тренировочных и условно-речевых упражнений, которые смогут существенно облегчить подготовку к самим речевым продуктивным упражнениям.

Предлагайте как можно чаще учащимся создавать собственные видеоролики, в которых они представляют свою точку зрения на различные темы. Это поможет развить навыки ораторского мастерства и креативности, повысит уверенность ученика и сами навыки видеосъемки и монтажа. Такой подход к обучению не только позволит улучшить навыки монологической речи, но и сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Использование YouTube-видеоуроков как дополнение к учебным материалам «Enjoy English» может значительно обогатить процесс обучения и способствовать развитию монологической речи у старшеклассников. Однако важно осознавать и преодолевать возникающие проблемы, чтобы обучение было не только незабываемым, но и эффективным. В конечном итоге, интеграция новых медиа в учебный процесс – это путь к созданию более целостного и современного образовательного опыта.

Список литературы

  1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Академия. – 2004. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  2. Ильченко, Е. В. Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. В. Ильченко. – Текст : непосредственный. // Первое сентября. Английский язык. – 2003. – № 9. – С. 7-9.
  3. Леонтьев, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А. А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 356 с. – Текст : непосредственный.
  4. Скалкин, В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. – М.: Русский язык, 1981. – 246 с. – Текст : непосредственный.
  5. How Life Will Look Like In 2050. [видео]. / YouTube: [сайт]. URL : https://www.youtube.com/watch?v=6_q_LHq85Cs (дата обращения: 10.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  6. How Music Affects Your Brain [видео]. / YouTube: [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=s19Fr-_WaXo&t=43s (дата обращения: 10.10.2024. – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  7. How to EASILY Kick Start A Healthy Lifestyle [видео]. / YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y8HIFRPU6pM (дата обращения: 12.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  8. Is it possible to lose weight fast? [видео]. / YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P7yM0TKvUm4 (дата обращения: 12.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  9. The Art of Storytelling [видео]. / YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zEs1af0VpP8 (дата обращения: 10.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  10. Why Global Warming is Irreversible [видео]. / YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=G4H1N_yXBiA (дата обращения: 10.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
  11. What If We Turned Off All The Earth’s Lights? [видео]. / YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=h1PZd6rA_eUl (дата обращения: 06.10.2024). – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.

                                                

© Петрова В. С., Ильин А. Е., 2025

PDF