ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ШАШЕК)
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Авторы: Потатуева Анна Владимировна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.8
А. В. Потатуева
A. V. Potatueva
Потатуева Анна Владимировна, аспирант, Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия.
Potatueva Anna Vladimirovna, postgraduate student, Academy of Physical Culture and Sports of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ШАШЕК)
ONLINE SERVICES FOR ORGANIZING PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY (USING THE EXAMPLE OF CHECKERS)
Аннотация. Современные технологии влияют на образование, включая физическую культуру. В данной работе изучается потенциал онлайн-сервисов для организации занятий по физической культуре в вузе на примере шашек. Представленные результаты вносят вклад в развитие методов физического воспитания в высшей школе и открывают новые возможности для интеграции современных технологий в образовательный процесс.
Annotation. Modern technologies affect education, including physical education. This paper examines the potential of online services for organizing physical education classes at a university using the example of checkers. The presented results contribute to the development of physical education methods in higher education and open up new opportunities for the integration of modern technologies into the educational process.
Ключевые слова: физическая культура, онлайн сервисы, шашки, методика обучения.
Keywords: physical education, online services, checkers, teaching methods.
Физическая культура играет важную роль в системе высшего образования, способствуя всестороннему развитию личности студента, поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни. Однако традиционные формы занятий по физической культуре нередко сталкиваются с проблемами, такими как мотивация обучающихся, дефицит спортивных сооружений и оборудования. В этой связи возрастает значение включения в элективные занятия по физической культуре, занятия по шашкам и шахматам и использования современных информационных технологий, включая онлайн-сервисы, которые способны значительно расширить возможности взаимодействия на занятиях.
Цель данного исследования заключается в изучении возможностей использования онлайн-сервисов в организации занятий по физической культуре в вузе на примере занятий по шашкам.
Применение информационных технологий в физическом воспитании стало актуальным направлением научных исследований. В работе А. О. Алексина, и других исследователей отмечено, что интеграция компьютерных технологий позволяет повысить мотивацию студентов к занятиям спортом и улучшить качество обучения. Современные студенты лучше усваивают информацию, представляемую в интерактивной форме, и охотно пользуются цифровыми ресурсами для обучения и самообучения [2].
Использование технологий в рамках физической культуры способствует развитию внутренней мотивации у учащихся. Физическая культура в вузе предлагает самостоятельность за счёт выбора направления (вида спорта) занятий и, обеспечивая доступ к онлайн сервисам, удовлетворяют потребность учащихся в компетентности в цифровой сфере и достижении студентом высоких результатов. Это повышает их готовность активно участвовать в занятиях физической культурой, что приводит к устойчивому вовлечению и улучшению результатов.
Интеграция шахмат и шашек в программы по физической культуре особенно примечательна тем, что она сочетает в себе когнитивное и физическое развитие, способствуя критическому мышлению и командной работе наряду с традиционными спортивными навыками. Важность использования онлайн-сервисов в этом контексте подчёркивается различными примерами, такими как введение шахмат и шашек в качестве обязательного предмета в колледже Христа в Иринжалакуде в Индии, что направлено на то, чтобы дать будущим преподавателям навыки, необходимые для эффективного обучения и развить необходимые компетенции использования цифровых сервисов и игровых технологий в обучения [1].
Важный аспект, который необходимо учитывать при внедрении онлайн-сервисов, касается обеспечения безопасности и конфиденциальной информации. Исследование С. С. Бредихина, и его коллег показывает, что многие молодые люди не обеспокоены сохранностью своих личных данных при использовании онлайн-платформ. Следовательно, требуется дополнительная профилактика в виде бесед о цифровой безопасности и тщательный выбор надежных сервисов для занятий, на которых обеспечивается высокий уровень защиты информации [3].
Игра в шашки обладает значительным потенциалом для развития логического мышления, концентрации внимания и стратегического планирования. По мнению М. А. Шишкановой, А. З. Переузник, интеллектуальные виды спорта представляют собой отличный инструмент для тренировки когнитивных функций, что делает их особенно ценными в контексте физического воспитания студентов [5].
Исследование проводилось с использованием экспериментального метода. Экспериментальную группу составили 30 студентов Южного федерального университета. Занятия проходили в течение одного семестра один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла 90 минут. В ходе первой части занятия студентам разъяснялись теория игры в шашки. Вторая часть занятия предусматривала игру в шашки на онлайн-платформах, таких как logic-games.spb.ru и PlayOK.com.
До начала эксперимента и после его окончания было проведено анкетирование студентов. Анкетный опрос включал вопросы самоанализа об уровне мотивации и удобстве использования онлайн-сервисов.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство студентов (80 %) отметили улучшение своих игровых навыков в шашках благодаря использованию онлайн-сервисов. Более половины опрошенных (60 %) выразили желание продолжить занятия шашками вне рамок учебной программы. Помимо этого, 50 % студентов оценили удобство использования онлайн-платформ как высокое или очень высокое.
Студенты также высоко оценили возможность соревноваться с соперниками из разных стран и регионов, что позволило им расширить свои горизонты и ознакомиться с разнообразием стилей игры. Это подтверждает точку зрения К. Б. Пригожиной, О. А. Муратовой о том, что использование онлайн-сервисов способствует межкультурному взаимодействию и расширяет социальные связи [4].
Тем не менее, некоторые участники (20 %) выразили недовольство техническими неполадками, возникающими при использовании онлайн-платформ. Среди наиболее распространенных проблем отмечались низкая скорость загрузки страниц из-за сбоев интернета и недоступность некоторых функций. Однако большинство респондентов (80 %) сообщили, что эти недочеты не оказали существенного влияния на их общее восприятие занятий.
Таким образом, настоящее исследование демонстрирует значительный потенциал использования онлайн-сервисов в организации занятий по физической культуре в вузе. На примере игры в шашки было установлено, что онлайн-платформы способствуют улучшению навыков студентов, повышению их мотивации и расширению социальных контактов. Несмотря на отдельные технические трудности, большинство студентов оставили положительные отзывы о своем опыте участия в экспериментальной программе.
Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности дальнейшего изучения и внедрения онлайн-сервисов в систему физического воспитания в высших учебных заведениях. Необходимо также разработать методические рекомендации по использованию этих платформ, чтобы гарантировать максимальную эффективность и безопасность образовательного процесса.
Список литературы
-
Peter J. M. Christ College Irinjalakuda, Kerala, pioneers Chess Literacy in Physical Education. – URL: https://chessbase.in/news/Christ-College-Irinjalakuda-Kerala-pioneers-Chess-Literacy-in-Physical-Education (дата обращения: 26.01.2025). – Текст : электронный.
-
Алексина, А. О Применение цифровых технологий на занятиях физической культурой и спортом в вузе / А. О. Алексина, О. Ю. Русанова, А. А. Решетин, О. А. Казакова – Текст : непосредственный. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6 (220). – С. 9-13. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.06. p 9-13.
-
Бредихин, С. С. Цифровая безопасность в социальных сетях: результаты социологического опроса студентов профессиональных образовательных организаций / С. С. Бредихин, А. А. Морозова, Е. В. Щетинина – Текст : непосредственный. // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2023. – № 2(48). – С. 108-117. – DOI 10.47475/2070-0695-2023-48-2-108-117.
-
Пригожина, К. Б. Использование современных онлайн-ресурсов как инструмента в преодолении трудностей межкультурного взаимодействия / К. Б. Пригожина, О. А. Муратова – Текст : непосредственный. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2022. – № 1(842). – С. 62-69.
-
Шишканова, М. А. Шахматы как фактор развития интеллектуальных способностей студентов / М. А. Шишканова, А. З. Переузник – Текст : непосредственный. // Наука-2020. – 2019. – № 2 (27). – С. 128-130.
© Потатуева А. В., 2025